Усердных чиновников привлекало внимание даже необычная одежда для русского, которую носили казахи. На их взгляд, она не должна была своей необычностью выделяться от одежды основной массы коренного населения. Появление лиц в такой одежде вызывало возмущение местных властей.
Об этом сообщалось, что среди туземного мусульманского населения сильно распространилось ношение красной фески с черной кистью, иногда с изображением полумесяца и звезды. Обращаясь к Степному генерал-губернатору, указывалось: «Фески, составляющие отличительный головной убор турецко-подданных - едва ли могут быть терпимы русской властью». Спрашивалось разрешение «о воспрещении русско-подданным мусульманам ношения этого головного убора». Правда, от управляющего канцелярии начальника края поступил ответ, в котором сообщалось: «Его Превосходительство не изволил признать возможным, удовлетворить таковое, в виду отсутствия законных оснований». Но, не исключено, что не все представители местных властей обращались за разрешением или советом к своему начальству и, проявляя самостоятельность, решали без них, как реагировать на такие факты [5, с.152-153].
Царским правительством запрещалось строить более одной мечети в волости. В Положении об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях от 21 октября 1868 года параграф 253, главы V «Об управлении духовными делами киргиз» гласил, что «киргизским обществам, в составе не менее одной волости дозволяется иметь одного муллу» [17, с.88]. Этот пункт сохранился в Положении 1891 года [17, с.95]. Запретительные меры приводили к тому, что мечети строили десятками – конспиративным образом. Как отмечал в своем докладе Б. Каратаев, опубликованный в журнале «Айқап», «в одной области было более тысячи мечетей» [18, с.212]. В случае обнаружения такие мечети подвергались уничтожению. Иногда власти, избегая возможности волнений среди населения, не сносили их, оставляя «впредь до окончательного разрушения их временем, так как поправки и ремонт воспрещены» [5, с.154].
Русская православная церковь была активной помощницей самодержавия в осуществлении колониальной политики. Поддерживаемые правительством и местным колониальным аппаратом, православные проповедники не встречали препятствий в деле строительства церквей, молитвенных домов, причтов. Необходимость их сооружения священнослужители объясняли разными причинами, главную из которых они видели в наличии большого количества инородцев. Материальные средства для строительства православных богослужебных заведений давались в немалых количествах. Помимо выделяемых денег на строительство со стороны казны, церковные священнослужители получали финансовую поддержку от частных лиц. Появление миссионерских учреждений, целью которых было – увеличить численность крещеных казахов, всегда находило поддержку со стороны правительства. Все предпринимаемые меры оказались бессильными – казахи не приняли православия. Они видели в церкви реакционную силу, стремящуюся уничтожить накопленное веками национальное достояние казахского народа [5, с.125].
4.2 Топонимика
Многие топонимы не территории Павлодарской области были переименованы в период колонизации Царской власти. Появились новые топонимы, которые носили славяно-русский характер. Исторические тюркские, казахские топонимы были подвергнуты к исчезновению, в результате чего переселенцы стали переименовать все подрать.
В итоге замена казахских топонимов на русские колонизаторские (в честь царей, губернаторов, генералов и т.п.) и в результате тюркоязычные, казахские топонимы стали не употреблятся, что можно посмотреть в ниже указанной таблице:
Таблица 17 - Переселенческие селения Аксуского района
Наименование селения | Год основания | Урочище на, котором основано селение | Волость | Происхождение названия селения |
Беловка | 1917 | Аксу | Аксуйская | По речке Белой, рукову Иртыша |
Гостевка | 1914 | Павлодарская | От антропонима | |
Грязновка | 1912 | Казалы | Ермаковская | По фамилии казахчьего офицера Грязнова |
Евгеньевка | 1912 | Уштерек | Аксуская | По имени первопереселенца Евгения Разумова |
Жидковка | 1917 | Сарышыганак | Павлодарская | По фамилии казачьего офицера Жидкова |
Малопокровка | 1914 | |||
Марковка | 1914 | Сарыкунан | Павлодарская | Названо по имени первопереселенца из Украины |
Парамоновка | 1914 | Тобет | Марковская | |
Порфировка | 1914 | Павлодарская | ||
Потанино | 1915 | Коктас | Ермаковская | В честь 80-летия Г.Н. Потанина |
Ребровка | 1904 | Сокырбай | По фамилии казачьего офицера Реброва | |
Ровное | 1914 | Павлодарская | Селение основано на ровном месте | |
Святокрестовка | 1914 | Название переселенцы перенесли с родных мест |
Таблица 18 - Переселенческие селения Актогайского района
Наименование селения | Год основания | Урочище на, котором основано селение | Волость | Происхождение названия селения |
Абросимовка | 1919 | Карабузау | Алакольская | Названо по фамилии первопереселенца Абросимова |
Андрияновка | 1910 | Каракаска | Новоивновская | Названо по антропониму |
Большеивановское (Ивановка) | 1907-1908 | Саттугай | Новоивновская | |
Золотошенка | 1908 | Бестуйе | ||
Краснокутск | 1915 | Тузуйген | Песчанская | «Красный кут» - красивый мыс |
Красноозерск | 1915 | Актуйе | Названо по Красному – «красивому» озеру | |
Краснорецк | 1915 | Томар | Названо по речке Красной | |
Кубань | 1906 | Караой | Основано кубанскими казаками | |
Мулявское | 1909 | Кызылсуат | Песчанская | Названо по фамилии братьев Мулявко – основателй селения |
Новоалексеевка | 1908 | Жолболды | Алексеевская | |
Новотроицк | 1908 | Шыганак | Новоивновская | |
Разумовка (Болгарка) | 1914 | Орт камаган | Алкакольская | Названо по фамилии первопереселенца Е. Разумова |
Усачево | 1910 | Тортай | По фамилии первопереселенца Усачева | |
Харьковка | 1909 | Жартытам | Алкакольская | Основано переселенцами из Харьковской губернии |
Таблица 19 - Переселенческие селения Баян-Аульского района
Наименование селения | Год основания | Урочище на, котором основано селение | Волость | Происхождение названия селения |
Алексеевкое | 1902 | Каратал | Баян-Аульская | Названо по имени наследника царской фамилии Романовых царевича Алексея |
Камни (Каменское) | 1906-1909 | Сарбиик | Далбинская | Так русские издавна называли каменистую местность |
Корнеевское (Конурское) | Коныр | По фамилии первопереселенца | ||
Крещенское | 1905-1909 | Карабулак | Аккелинская | По христианскому празднику «Крещение» |
Озерное | 1916 | Кандыколь | ||
Окольное | 1916-1907 | Каргалы | Аккелинская | |
Прилесное | 1916 | Бельагаш | ||
Святогорское | 1906-1908 | Созат | Святогорская |
Таблица 20 - Переселенческие селения Железинского района