Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет
им. С. Торайгырова
А.А. Акишев, Т.А. Инсебаев, А.Д. Азербаев,
Е.Н. Дауенов, А.Т.Сметова
ОЧЕРКИ КОЛОНИЗАЦИИ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ ЦАРСКОЙ РОССИЕЙ
В рамках программы «Прометей»
Павлодар
УДК 94(574.25)(075.8)
ББК 63.3(5Каз)я73
О 95
Рекомендовано к изданию Учёным советом
ПГУ им. С. Торайгырова
О 95 Акишев А.А. Инсебаев Т.А., Азербаев А.Д., Дауенов Е.Н., Сметова А.Т.
Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008. – 200 с.
ISBN 9965-583-61-7
Учебно-методическое пособие содержит исторические сведения по колонизации Павлодарского Прииртышья. Хронологические рамки предлагаемой книги охватывают XVIII - начало XX вв. Проблема колонизации края освещается в четырех аспектах: военная колонизация, казачья колонизация, крестьянская колонизация, духовная экспансия царизма. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов вузов, магистрантов и аспирантов, а также для всех интересующихся историей Казахстана.
ISBN 9965-583-61-7 ББК 63.3 (5 Каз)я73
© Акишев А.А., Инсебаев Т.А., 2008
© Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, 2008
Предисловие
Подготовлено к изданию студенческим коллективом факультета истории и права Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова в рамках прораммы «Прометей», под руководством доцента, доктора политических наук Армана Айтмухаметовича Акишева и профессора, кандидата технических наук Тлеукена Ахметовича Инсебаева.
Цель исследования - освщение колонзационного периода на территории Павлодарского Прииртышья. Первые колонизационные проникновения царской России происходили именно в этом регионе.
Ставились следующие задачи:
1) раскрытие военной колонизации;
2) рассмотрение казачьей колониазции;
3) освещение кретсьянской колониазации;
4) выявление духовной экспансии царизма.
Первая глава пособия «Военная колониазция» подготовлена студентом 3-го курса факультета истории и права Дауеновым Ернуром Нурлановичем.
Вторая глава пособия «Казачья колонизация» подготовлена студентом 4-го курса факультета истории и права Азербаевым Асланом Дыбысбековичем.
Третья глава пособия «Крестьянская колонизация» подготовлена студенткой 2-го курса факультета истории и права Сметовой Айнагуль Телекжановной.
Первый пункт «Христианизация» четвертой главы «Духовная экспансия» подготовлен Азербаевым Асланом Дыбысбековичем. Второй пункт «Топонимика» подготовлен Дауеновым Ернуром Нурлановичем.
1 Военная колонизация
1.1 Военно-разведовательные экспедиции
Приступая к данной теме, сразу хочется отметить, что, несмотря на то, что в литературе экспедиции Царской России назывались геологическими, биологическими, ботаническими, географическим и.т.д., все они являлись военно-разведовательными экспедициями, которые собирали материалы для дальнейшей колонизации Казахстана.
После завершения присоединения Западной Сибири, в конце XVI в. границы Российской империи вплотную соприкоснулись с кочевьями Казахского ханства в степном Прииртышье. Стремясь к упрочению своих позиций в этом регионе и обеспечению безопасности новых восточных границ, царское правительство основало ряд военно-административных городов-крепостей и острогов: Тюмень (1586 г), Тобольск (1587 г.), Тара (1594 г.), Томск (1604 г.) и другие. В целях дальнейшего развития колонизации края правительство царя Петра I в начале XVIII в. решило овладеть верховьем Иртыша и землями, лежащими за ним на восток [29, с.16].
Обширные и богатые пастбищами прииртышские степи, населенные кочевниками-казахами, в XVII - начале XVIII вв. подвергались частным опустошительным набегам ойрат-монголов Джунгарского ханства. Стремление джунгар захватить казахские земли и покорить народ не осуществились. В конце концов захватчики были изгнаны за пределы Казахстана.
Император Петр I, «прорубая окно» в Европу на Балтийском море, в то же время по словам П.И. Рычкова хотел «путь во всю полуденную Азию отворить». Как передают, бомбардир Пётр Михайлов (Петр I) в бытность его в г. Астрахани во время Персидского похода в 1722 г., ознакомившись с состоянием казахских орд, сказал, что «киргиз-кайсацкая степь всем азиатским странам и землям ключ и ворота». Следовательно, Казахстан рассматривался царской Россией как плацдарм для продвижения в Среднюю Азию и к сокровищам Индии. Момент для продвижения был благоприятный. Со шведским королём Карлом XII было покончено, а война с Турцией доведена до конца. Поскольку завоевания на западе были близки к завершению, государь Петр I решил повернуть на восток.
В этот период в России распространилось много рассказов о «золотых россыпях» в городе «Эркети» (ныне Яркенд-Шачэ, город в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республики). Так, о наличии золота в этом городе доносили Петру I посланник хивинского хана Аширбай и туркмен Ходжа Нефес в 1711 г. Ф.С. Салтыков, отправленный царём в Англию для закупки кораблей, в сочинении с характерным названием «Изъявления, прибыточные государству» нарисовал государю радужные перспективы от проникновения России в Среднюю Азию и индию, которые торговали серебром, золотом, драгоценными камнями и шёлком. Ссылаясь на опыт Англии и Голландии, которые «там … великие прибыли себе … торгами получают», Салтыков рекомендовал соорудить на пути в эти земли крепости, «и из тех крепостей можно будет учинить с ними торги».
В связи с длительными войнами (Азовские, Персидский, Среднеазиатский, Прутский походы, 20-летняя Северная война со Швецией), содержанием огромной армии и флота, строительством новой столицы Санкт-Петербурга, государственная казна Российской империи была истощена. Правительство, испытывавшее значительные финансовые затруднения, с 1700 г. пошло даже на уменьшение количества серебра при чеканке новой монеты. Поэтому так благосклонно отнесся император к конкретному предложению первого сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина о снаряжении военной экспедиции в дальний город «Эркеть, где по донесению бухаретина Нефоса, в большом нахождении золотой песок». Было это в 1714 г. М.П.Гагарин писал царю, что «Городок калмыцкий Эркеть, под которым на реке Дарье промышляют песошное золото, в расстоянии от Тобольска, по сказке эркетских жителей, что доходят до Тары из Эркети, в пол-третья месяца не скорою ездой» [21, с.126-138]. На самом деле город Яркенд находился в Западной Джунгарии, и не на реке Дарье, а на одноимённой реке Яркенд. М.П.Гагарин увидел продаваемое песочное золото в Тобольске, и жители сказали ему, что это самородное золото, которое «перенимают в реке под Эркетом коврами и сукнами». Князь предложил царю проект строительства ряда крепостей от Тобольска вдоль Иртыша до Эркети (первую - близ Иртыша у Ямышева озера) и проведения укреплённой линии через казахские степи и Джунгарию с целью овладения районом Яркенда [29, с.229]. «Сибирского царства Губернатор» вызвался «снарядить и содержать нужные для такой экспедиции войска из доходов Сибирской губерний». Тем самым губернатор надеялся взять организацию экспедиции в собственные руки и поставить во главе предприятия своего человека. В случае успеха проекта, это давало ему возможность прочно обосноваться в зарождающейся русской золотопромышленности.
В начале XVIII в. на Иртыше самым крайним русским военным укреплением была основанная в 1670 г. слобода Чернолуцкая, расположенная в верстах 50 ниже впадения реки Оми в Иртыш. На обширной территории Среднего и Верхнего Прииртышья располагались кочевья племен казахского Среднего жуза. К правобережью Черного Иртыша и к озеру Зайсан время от времени продвигались владения ойратских тайджей, периодически совершавших военные вторжения на территорию Восточного Казахстана.
Донесение сибирского губернатора М.П.Гагарина государь Пётр I получил на «Котлинском острову» в Кронштадте, где русский флот готовился к морскому сражению в Финском заливе со шведами. Реакция царя была быстрой. 22 мая 1714 г. на адмиральской галере «Святая Наталья» царь собственноручно подписывает указ «О походе в Калмыцкую землю». В указе предписывалось снарядить военную экспедицию под начальством подполковника И.Д. Бухгольца «для завладения тех мест, где имелось песочное золото», «… для того ехать в Тобольск и взять там у помянутого губернатора 1500 военных людей и с ними идти на Ямыш-озеро, где … делать город и пришел к тому месту, помянутых людей в той новостроенной крепости и около неё, где возможно, там расставить на зимовье для того, чтобы на будущую весну, собравшись с теми людьми, пойдете от Ямышево к Эркетю» [12, с.20]. На пути продвижения отряд Бухгольца должен был создавать «редуты для складки провианту и для коммуникаций» на расстоянии шести дней или по неделе времени езды друг от друга, и оставлять на них по нескольку человек. Таким образом, царь предписал экспедиции заложить на Иртыше ряд крепостей и редутов.
В начале июня 1714 г. И.Д. Бухгольц с сержантом и 7 солдатами Преображенского полка выехал в Москву, где к нему были командированы 7 офицеров Московского полка: майор, два капитана, два поручика и два прапорщика. Этот костяк будущего отряда отправился из Москвы водой по рекам Москве, Оке, Волге и Каме, и только к 13 ноября смог прибыть в Тобольск.
Претворение царского указа в жизнь вступило в привычную чиновничью колею и, как это бывало в те времена, затянулось на много месяцев. Более полугода продолжалось организация снаряжения экспедиции и подготовка каравана судов. По распоряжению губернатора Сибири ратных людей набирали в Таре, Тобольске, Тюмени и окрестных селениях. В отряд были зачислены 2795 человек, в основном посадские люди (жители торгово-промышленной части города), солдаты-новобранцы, рекруты из крестьян (с каждых 20 дворов брали по рекруту), 70 мастеровых людей – плотники, кузнецы, рудный мастер [21, с.126-138].