Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». - Киев: МСУ, 1998 г. - 56 с.
Составитель: к.и.н. доц. Елисаветский С.Я.
Рецензенты: д.и.н. проф. Крыжановский О.Н. д.и.н. Фролкин Н.М.
Технический редакгор: Бильмак Т.
Утверждено Ученым Советом Международного Соломонова университета протокол №4 от 26 апреля 1998 года
♦
Ответственный за выпуск: к.т.н. Терзян Т.К.
© ИПЦ «Международный Соломонов университет», 1999. Печатается с авторской редакцией
Программа учебного курса "История еврейского народа"
Объяснительная записка
Курс истории еврейского народа призван дать студентам содержательные знания об основных этапах и главных событиях многовековой истории евреев, Содержание курса должно ответить на вопрос, почему, пережив столь бурную и трагическую историю на протяжении четырех тысячелетий, евреи сохранились как народ, как нация.
■ Выдающийся русский философ Сергей Булгаков в работе "Расизм и христианство" писал: "Царства египтян, персов, вавилонян, эллинов, греков с иными их современниками миновали в веках древней, средней и новой истории, и на фоне этого сохранение Израиля есть настоящее чудо истории, которого не хотят видеть слепотству-ющие. Еврейство вместо того, чтобы давно уже исчезнуть с лица земли... не только сохраняется, но и умножается, крепнет и побеждает в историческом соревновании народов". Как объяснить это "чудо истории"? Традиционное объяснение гласит: еврейский народ сохранился благодаря верности своей религии - иудаизму, заветам Моисеева закона, своим традициям, культуре, земле предков. Макс Даймонт, американский раввин, еврейский историк и философ, полагает, что бессмертием еврейство обязано своему исключительному духовному богатству - своей постоянной связи с источником все новых духовных превращений, которые позволяют евреям выжить и подняться к вершинам каждой последующей цивилизации. Эту связь Даймонт видит в "постоянном диалоге с Богом" -диалоге, который, по его словам, и составляет суть еврейской истории.
Но есть и другая причина "чуда истории". Оно свершилось потому, что на протяжении многих столетий еврейский народ непрерывно и самоотверженно вел героическую борьбу за свою религиозную и национальную свободу, за свое право жить в родной стране. История евреев свидетельствует о том, что этот народ подарил человечеству одну из первых монотеистических религий, ставшую источником христианства и ислама. В течение почти 1400 лет, прошедших со времени завоевания Ханаана евреями под предводительством Иехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) до восстания Бар-Кохбы, народ Израиля не раз доказывал, что он готов и может защищать свободу своей религии и страны как от соседних племен, так и от могучих империй. Первое слово, которым открывается "Шулхан арух", гласит:"Быть сильным" ("итгабер"). Из того же еврейского корня "гбр" происходит слово "гибор", что значит "герой". Еврейский народ умел бороться, будучи миролюбивым, и древняя еврейская история и традиция не содержат никаких восторженных слов по поводу военного героизма. Иудаизм не является пацифистским учением, он признает войну фактом реальной истории, но не считает военный героизм высшим проявлением справедливости и человечности. Мы сталкиваемся с весьма многозначительным фактом библейского периода еврейской истории. В еврейском календаре нет дня памяти, благодарения или поминовения в честь завоевания Ханаана и превращения его в Землю Израиля, не отмечено в календаре и завоевание Иерусалима царем Давидом и превращение его в место Храма, не упомянуты и боевые успехи царя-воина Иерована, взявшего Дамаск. Только войну хасмонеев и их победу народ Торы почтил восьмидневным праздником. Почему? Потому, что в иудаизме освящается лишь та война, которая ведется во имя Торы.
Первым и важнейшим источником изучения истории еврейского народа является Библия ("ТаНаХ"). Осо-
4
бенность Библии заключается в том, что она сохранилась как живое наследие живого народа, через посредство которого Библия стала достоянием всего культурного человечества. Как священное писание, Библия во все времена сохранялась в основном без изменений, и тем самым текст ее был убережен от искажений и добавок - факт, который значительно увеличил ее ценность для историка. Библейские книги являются источником особого исторического мировоззрения, согласно которому военная мощь и политический успех, даже если они привели к созданию могущественной империи и владычеству над порабощенными народами, ни в какой мере не являются критерием исторической справедливости: именно народ, порабощенный другими, может быть носителем идей гуманности и справедливости.
Выдающийся еврейский религиозный философ Мартин Бубер рассматривал процесс еврейской истории как стремление ко все более совершенной реализации трех взаимно связанных идей: идеи цельности, идеи действия и идеи будущего. "Когда я говорю про идеи, - подчеркивал Бубер, - я имею ввиду, разумеется, не абстрактные понятия, а органические тенденции народного характера, проявляющиеся со столь мощной силой и столь устойчивые во времени, что они определяют совокупность духовных ценностей и творений..." Ужо упомянутый историк и философ М.Даймонт, находясь под влиянием концепций Бубера, отмечает:"0 древних евреях мы знаем в основном благодаря их идеям и тому влиянию, которое эти идеи оказали на другие народы и другие цивилизации. Сохранилось очень мало памятников, говорящих о былой славе. Но парадокс состоит в том, что народы, оставившие материальные памятники своего существования, исчезли с лица земли. Между тем евреи, оставившие нам идеи, сохранились". Согласно Максу Даймонту в его книге: "Евреи, Бог и история", шесть раз на протяжении истории существования евреев оказыва-
5
лось под угрозой, и всякий раз евреи преодолевали ее и сохранялись как народ. Велик их вклад в развитие мировой цивилизации. Роль евреев совершенно не пропорциональна их малой численности. Духовная и интеллектуальная активность еврейского народа продолжается свыше трех тысячелетий; евреи прожили 2000 лет без собственного государства и тем не менее сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими народами; евреи выразили свои идеи не только на собственном языке, но и, в сущности, на всех основных языках человечества. Не менее 12% всех Нобелевских премий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Необычайно много евреев стали общественными деятелями, работали в области гуманитарных и общественных наук, были юристами, философами, деятелями литературы и искусства. Даже в тяжелейших условиях еврейские общины поддерживали высокий уровень общественной морали. Еврейский математик Альберт Эйнштейн своими исследованиями в теоретической физике возвестил наступление атомного века. Еврейский психиатр Зигмунд Фрейд приподнял завесу над тайнами человеческого разума. За три столетия до Фрейда Барух Спиноза провозгласил освобождение философии от мистики, открыв тем самым путь к рационализму и современной науке.
Еврейские пророки учили, что завоевания не могут быть подлинной целью жизни народа; они вооружили человечество мечтой о всеобщем мире и братстве. "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Исайя, 2:2,4). В ходе столетий евреи выработали и ввели в свой обиход такие понятия, как молитва, церковь, спасение души, всеобщее образование, благотворительность - понятия, позже воспринятые другими народами.
Еврейская история не может быть раскрыта лишь как история одних евреев, ибо они на всем протяжении
6
своего исторического пути жили во взаимодействии с другими цивилизациями. Еврейский народ всегда оказывал влияние на нееврейский мир и, в свою очередь, испытывал его воздействие. Однако даже глубокое, основательное изучение всех внешних влияний не способно объяснить до конца то особенное, что отличает историю еврейского народа. Это особенное, считает Абба Эвен, следует искать в сокровенных глубинах еврейского религиозного духа и еврейского национального гения,
Задача курса истории еврейского народа - раскрыть становление евреев в Эрец-Исраэль, образование и развитие еврейской государственности, борьбу евреев против многочисленных чужеземных поработителей и ассимиляторов. Еще одна целевая установка изучаемого курса - на основе усвоения значительной фактографии осмыслить многогранный общественный процесс истории еврейского народа от древнейших времен до наших дней как в Эрец-Исраэль, так и в странах рассеяния, в первую очередь, европейской диаспоры. Сегодня существуют разные точки зрения о месте, значении и будущем еврейской диаспоры в разных странах. Естественно, что позиции израильских историков и политологов порой прямо противоположны взглядам их американских коллег. Уже упомянутый Макс Даймонт считает, что подавление Римом еврейских восстаний "изгнало евреев на свободу, и г; результате они унесли в диаспору высоко развитую культуру в ее экспортной упаковке, подготовленной пророками, святыми и законодателями'". Согласно Даймонту, наличие диаспоры является необходимым условием сохранения еврейства в будущем, ибо она - "универсальная душа еврейства". Такой подход представляется утрированным, односторонним. Изучение курса еврейской истории должно объективно осветить роль диаспоры того или другого региона на разных этапах общественного развития.
Важной составной частью курса истории еврейского народа является история евреев Украины и России. Выдающийся еврейский историк Семен Дубнов призывал к изучению истории российских евреев, подчеркивал, что нельзя жить настоящим и стремиться в будущее, не осмыслив прошлого. В Советском Союзе в послевоенные годы даже отрывочные сведения по истории еврейского народа были исключены из школьных и вузовских программ. Официальный курс бывшего советского руководства, в частности широко развернутая антисионистская пропаганда, ложная интерпретация ряда исторических и современных событий, полное замалчивание роли и вклада советских евреев, как и мирового еврейства, в исторический прогресс - все это не только свидетельствовало о преступной дискриминации, но вело к ассимиляции в самом худшем смысле этого слова: абсолютное большинство советских евреев, в первую очередь молодые поколения, совершенно не знали истории собственного народа. Искомый учебный предмет, впервые вводимый в вузе суверенной Украины, призван вооружить еврейскую молодежь знанием своей национальной истории, всех студентов МСУ - знанием и пониманием вклада еврейского народа в мировую и отечественную цивилизацию и культуру. Изучение курса истории еврейского народа, как и истории Украины, других исторических дисциплин, должно способствовать формированию культуры межэтнических отношений, преодолению национальной ограниченности.