Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Казань 2010 удк 372. 83: 124. 5 Печатается по решению Учебно-методической комиссии (стр. 4 из 7)

Эстетические ценности

Центральной эстетической ценностью традиционно считается красота. Сюда относятся также такие ценности как: изящное, грациозное, монументальное, величественное, возвышенное, трогательное. Особняком стоят эстетические ценности комического и трагического. Раздел философии, который занимается исследованием нравственных ценностей, называется «эстетика». Слово «эстетика» происходит от греческого корня, означающего «чувственный», так что само это название указывает на то, что определяющим для эстетических ценностей является чувственное, а не рациональное начало. Это справедливо прежде всего для ценности прекрасного: красоту пейзажа, архитектурного сооружения или человеческого лица, а также, например, мелодии или пения птиц мы воспринимаем именно через чувства, рациональное начало при этом играет разве что вспомогательную роль. В восприятии трагического и комического, напротив, роль рационального познания является определяющей, только рациональное осмысление ситуаций рождает определённые эмоциональные эффекты – но и здесь именно эмоции будут тем началом, которое позволяет говорить о комическом или трагическом. С эстетическими ценностями связаны многовековые попытки ответить на вопрос: в чём сущность красоты? Благодаря чему мы воспринимаем что-то как прекрасное, а что-то другое как безобразное? Подобные вопросы звучат и в отношении трагического и комического. Нельзя сказать, что эстетика выработала исчерпывающе полные и при этом общепризнанные ответы на эти вопросы.

Познавательные ценности

Прежде всего это ценность истины, истинного знания. Биологическое основание ценности истины заключается в необходимости адекватной информации об окружающем мире для выживания любого живого существа. Ценность истины для человека базируется ещё и на многообразном и вместе с тем немалом значении информации для функционирования общества. Познавательные ценности имеют ключевое значение для такой сферы человеческой деятельности, как наука. Можно назвать такие «вспомогательные» познавательные ценности, как доказательность, логичность, понятность, точность; особенно большую важную роль они играют в науке, как и ценность новизны информации (которая, заметим, самостоятельна по отношению к ценности истинности). Ещё один пример ценностей научного познания – принадлежность информации к фундаментальному, сущностному уровню познания мира (этой ценностью обладают научные законы, например, закон всемирного тяготения, и не обладают научные факты, например, сведения об орбите планеты Меркурий). К числу познавательных ценностей, важных для научного познания, относятся также критичность (по отношению к информации) и самокритичность (способность критически подойти к собственному мнению).

Нравственные ценности

Центральной нравственной ценностью является добро. Сюда относят также гуманность, справедливость, честность, мужество, верность, щедрость, благородство, порядочность и т.п. Нравственные ценности характеризуют поступки и намерения человека, причём такие, которые касаются отношений человека с другими людьми. Нравственные ценности породили в истории философии особенно много вопросов, споров и объясняющих их теорий: в этом плане с ними могут сравниться только эстетические ценности. Раздел философии, который занимается исследованием нравственных ценностей, называется «этика» (от греческого «этос» – «нрав, обычай»). Для ценностей пользы, красоты, истины, тем более для ценности удовольствия легко ответить на вопрос «Почему это ценно?», они – пусть даже через цепочку причинно-следственных связей – приносят нечто приятное субъекту, который пытается реализовать эти ценности в своих действиях. Для нравственных же ценностей вопрос об их обосновании проблематичен: нравственный поступок часто «не выгоден» тому, кто его совершает. Вместе с тем стыд, совесть, чувство долга властно велят человеку поступать определённым образом. Откуда исходит этот голос? Что его порождает? Каким образом получается так, что человек считает ценным и ревностно отстаивает то, что нужно другим людям или обществу в целом, но не выгодно самому этому человеку? Как следует относиться к нравственному началу в себе? Как сформулировать суть нравственных принципов, критерии, отличающие нравственное от безнравственного? Этими вопросами на протяжении 2,5 тысяч лет занимается этика. Однозначных, общепризнанных ответов на эти вопросы на настоящее время нет, можно выделить лишь основные тенденции в попытках ответить на эти вопросы.

Социальные ценности

Социальные ценности – те, что реализуются при взаимодействии людей в обществе. Если нравственные ценности призваны регулировать отношения между людьми и касаются поведения человека, то социальные ценности – это то, что человек может получить ценного в процессе взаимодействия с другими людьми. В некоторых случаях первостепенное значение будут иметь межличностные отношения, в других случаях для понимания природы ценностей этого типа нам не обойтись без обращения к социальным структурам и механизмам. Примеры социальных ценностей: любовь, дружба, общение, самореализация, уважение, почёт, слава, власть.

Витальные ценности

Это ценность жизни и связанные с нею ценности, такие, как безопасность, здоровье.

Экзистенциальные ценности

Это ценность смысла жизни, ценность наличия и осознания мировоззреческих принципов, на которые человек может опереться в выстраивании своей жизни, особенно в её ключевые моменты. Также сюда можно отнести ценность следования собственным мировоззренческим принципам.

Религиозные ценности

Это ценности, возникающие в религиозном осмыслении мира. Сюда можно отнести святость и праведность; наличие религиозной веры; следование религиозным предписаниям и запретам, налагаемым религией на разные стороны жизни. Легко заметить, что религиозные ценности пересекаются с нравственными: например, все развитые религии содержат заповеди, запрещающие убийство человека и похищение чужого имущества. Вместе с тем у религиозных ценностей есть и своё собственное «пространство»: чтобы его обнаружить, достаточно вспомнить, что, например, в числе 10 заповедей Моисея наряду с предписаниями «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» есть заповеди «не сотвори себе кумира» (то есть запрет на поклонение идолам), «не произноси имени Господа Бога твоего всуе» и «помни день субботний» (Исх 20). Некоторые авторы высказывали мнение, согласно которому религиозные ценности не могут занять полноправного места в ряду других видов ценностей по той причине, что для своего принятия они требуют признания существования Бога (богов) и вообще той сверхъестественной реальности, о которой говорят религии, а существование Бога невозможно доказать. На это можно возразить следующее: вне зависимости от того, существует эта сверхъестественная реальность или нет, религиозные ценности реально существуют в сознании людей и определяют (наряду с другими ценностями) их действия, так же, как существование религии является доказанным фактом, не зависящим от признания или непризнания существования Бога (богов).

Политические ценности

В своей основе производны от социальных и этических ценностей, но могут быть выделены в отдельную область. Сюда относятся ценности политической свободы, социальной справедливости, патриотизма, равноправия (равенства перед законом), демократичности, политической стабильности и др.

Экономические ценности

Их можно рассматривать в качестве подвида утилитарных ценностей, но можно выделить и в особый тип. Сюда относятся стоимость, прибыль, рентабельность, богатство и т.п. Следует отметить, что название самой категории «ценность» происходит именно из экономической сферы (для сравнения: однокоренное слово «цена»). Так дело обстоит не только в русском языке, но и в английском («ценность» по английски «value»), и в немецком («Wert») языках. Впрочем, это не даёт основания утверждать, что процесс формирования категории «ценность» связан лишь с экспансией «экономического» подхода в исследовании различных проблем философии: процесс становления аксиологии протекал с участием большого количества разнообразных факторов.

Можно выделить и другие разновидности ценностей, а также по-другому разграничить те ценности, которые были названы выше: как уже указывалось, в этом вопросе остаётся много спорного.

Часть 4. Благо, оценка, идеал, норма

Ценность обретает своё существование в формах определённых мыслительных актов, совершаемых субъектом и определяющих его действия; можно сказать, что она существует также в объектах, которые подвергаются ценностному осмыслению со стороны субъекта. Многогранность ценностных отношений отражается в аксиологии с помощью таких категорий, как благо, оценка, норма, идеал.

Благо

Благо – это объект, в котором реализована определённая ценность.

Примеры: картина – благо, в котором реализованы эстетические ценности; обеденный стол – благо, в котором реализована ценность полезности; икона – благо, в котором реализована религиозная ценность священного. То, что в обыденном словоупотреблении называют «ценностями», – деньги, драгоценные камни, ценные бумаги и т.п. – это как раз блага, а не ценности, если употреблять термины в строгом философском смысле. Благом может быть не только материальный объект (как в только что приведённых примерах), но и идеальный объект, то есть существующий как явление сознания (индивидуального, группового, общественного). Примеры: репутация – благо, в котором реализован ряд социальных ценностей; юридический статус – он тоже связан с социальными ценностями; научная теория – благо, в котором реализованы ценности сферы познания. Благом может быть сложный социальный феномен, сочетающий в себе материальные и идеальные элементы, например, демократическая форма правления в государстве или система образования.