Казанский государственный университет
Философский факультет
Е.С. Маслов
Основные категории и проблемы теории ценностей
Учебно-методическое пособие
Казань – 2010
УДК 372.83:124.5
Печатается по решению Учебно-методической комиссии
философского факультета Казанского государственного университета
Протокол № 3 от 10 марта 2010 г.
Рекомендовано к печати кафедрой общей философии
философского факультета Казанского государственного университета
Протокол заседания № 1 от 28 января 2010 г.
Автор
к. филос. н., доц. Е.С. Маслов
Научный редактор
к. филос. н., доц. О.Г. Иванова
Рецензент
д. филос. н., доц. кафедры
социальной философии и культурологии КГУ Т.М. Шатунова
Основные категории и проблемы теории ценностей: Учебно-методическое пособие / Е.С. Маслов. – Казань: Казанский государственный университет, 2010. – 38 с.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, изучающим курсы «Этика» (для различных специальностей), «Религиозная этика» (специальность «Религиоведение»), «Этика науки» (специальность «Философия»), «Политическая этика» (специальность «Политология»).
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей философии Казанского государственного университета.
© Казанский государственный
университет, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Категория «ценность» как центральная категория аксиологии_ 6
Определение категории «ценность»_ 6
Предпосылки ценностного восприятия мира_ 8
Факторы, формирующие ценностное отношение: соотношение биологического и социального 10
Часть 2. Свойства ценностей_ 12
Различие между ценностями и потребностями_ 12
Объективное и субъективное в ценности_ 13
Претензия на общезначимость_ 14
Ценностная бинарность положительного и отрицательного_ 15
Часть 4. Благо, оценка, идеал, норма_ 22
Часть 5. Соотношение финальных и инструментальных ценностей_ 28
Часть 6. Проблема доказательства ценностных суждений_ 33
Категория «ценность» и связанные с нею проблемы играют важную роль в современной философии, а также в ряде социально-гуманитарных наук. Отрасль философии, занимающаяся изучением ценностей, называется «аксиология» (от греческого «аксиа» – «цена», «стоимость», а также «достоинство», «заслуга»). Аксиология – относительно молодая философская дисциплина, как и категория «ценность». Предпосылки выделения категории «ценность» в качестве самостоятельной философской категории содержатся в немецкой классической философии, прежде всего в трудах И. Канта. Полноценное становление категории «ценность» происходит в середине и второй половине XIX века, оно связано прежде всего с именами Г. Лотце, Ф. Ницше, В. Виндельбанда и ряда других философов той эпохи. На протяжении всего XX века категория «ценность» является одной из самых востребованных философских категорий.
В строгом смысле об истории аксиологии можно говорить только начиная с XIX века. Вместе с тем уже философия древнего мира, а также средних веков и Нового времени знала некоторые проблемы, которые сегодня с полным правом можно отнести к области аксиологии. Так, разграничение ценностей на финальные и инструментальные восходит к идеям Аристотеля, а тезис о невозможности логического выведения суждений о должном из суждений о сущем впервые высказал Д. Юм. Философия уже в древности оперировала некоторыми категориями, «тяготеющими» к аксиологическому видению мира: в первую очередь это категория «благо». Всё же до XIX века вопросы, касающиеся ценностей, рассматривались в рамках других, более «старинных» отраслей философского познания: этики, эстетики, гносеологии, логики, онтологии, философии религии, философии политики и т.д. Категория «ценность» позволяет увидеть в некоторых проблемах этих философских дисциплин некие общие элементы, «невидимые» при других подходах.
В настоящем учебно-методическом пособии ставятся следующие задачи:
· Проанализировать основные категории аксиологии (в первую очередь категорию «ценность», а также категории «оценка», «благо», «идеал», «норма»), при этом не только привести их определения, но и разобрать ключевые смысловые компоненты определений этих категорий.
· Рассказать об основных свойствах ценностей как особого типа феноменов человеческого сознания и культуры.
· Перечислить и сопоставить основные виды ценностей.
· Отдельно рассмотреть две проблемы аксиологии, имеющие, на наш взгляд, важное значение при применении аксиологического аппарата в качестве методологической основы анализа различных явлений культуры. Это проблема финальных и инструментальных ценностей и проблема доказательства ценностных суждений.
Особый упор в пособии делается на приведение большого количества примеров каждого рассматриваемого утверждения, относящегося к теории ценностей. Разбор конкретных примеров позволяет увидеть многие противоречивые аспекты проблем, неочевидные при изложении теоретических принципов.
В настоящей работе мы постарались отразить наиболее существенные составляющие теории ценностей, прежде всего за счёт детального анализа самой категории «ценность» – центральной категории аксиологии. В рамках данного учебно-методического пособия не ставилась задача рассмотреть аксиологические идеи в их историческом развитии[1]. Следует также учесть, что в современной аксиологической литературе сосуществуют сильно различающиеся подходы к затронутым в данном пособии проблемам теории ценностей, в том числе к определению того, что такое «ценность»; эти споры нашли лишь фрагментарное отражение в нашей работе. Мы исходили из того, что учащиеся нуждаются сначала в знакомстве с базовыми понятиями дисциплины в их внутренне непротиворечивом изложении, которое через освоение этих базовых понятий выводит на некоторые проблемные точки дисциплины; после этого учащиеся уже готовы в более широком ракурсе ознакомиться с полемикой вокруг идей в данной области знания.
Учебно-методическое пособие «Основные категории и проблемы теории ценностей» предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Этика», «Этика науки», «Религиозная этика», «Политическая этика», «Философия культуры», а также других дисциплин философского профиля, в преподавании которых затрагивается аксиологическая проблематика.
Часть 1. Категория «ценность» как центральная категория аксиологии
Определение категории «ценность»
Прежде чем давать определение категории «ценность», рассмотрим некоторые предпосылки рассуждений о природе ценностей. Ценностное отношение – это отношение между субъектом и объектом, при котором субъект признаёт небезразличие определённых характеристик объекта. Это означает: субъекту не всё равно, будет ли объект таким или же иным. Данное отношение можно описать именно как отношение между субъектом и объектом, а можно по-другому: отталкиваясь либо от субъекта, либо от объекта. Соответственно мы получим три разных определения категории «ценность», которые в различных формулировках существуют в философской литературе. Ценность можно представить 1) как такое отношение между объектом и субъектом, при котором возникает небезразличие субъекта к определённым характеристикам объекта; 2) как переживание субъектом небезразличности определённой характеристики объекта; 3) как характеристику объекта, небезразличную для субъекта.
Если рассмотреть примеры того, что в философии называют ценностями, – добро, красоту, полезность, истинность и т.д., – то мы увидим, что их корректнее всего назвать характеристиками объектов, а не переживаниями субъекта и не отношениями между субъектом и объектом. Исходя из этого, мы отдаём предпочтение тому определению ценности, в котором она предстаёт как характеристика, несмотря на то, что определение ценности через отношение глубже характеризует её природу[2]. Можно сказать, правда, что отсылка к отношению представлено в этом определении, хотя и в косвенном виде. Итак, определение ценности:
Ценность – это свойство объекта, небезразличное для субъекта.
Примеры того, что является безразличным для автора этого текста. Для меня безразлично, какой своей стороной повёрнута сейчас к Солнцу планета Юпитер. Где-нибудь в Красном море среди коралловых рифов плывёт рыбка: для меня безразлично, повернёт ли она в следующий момент направо, налево, вверх, вниз или куда-либо ещё. Во дворе дома, в котором я живу, есть дерево: мне безразлично, чётное или нечётное количество листьев растёт на третьей снизу ветке этого дерева.
Примеры того, что небезразлично для автора этого текста: узор обоев в комнате, где я нахожусь (он может быть более или менее приятным для меня); истинность телевизионного прогноза погоды на завтра; степень демократичности государства, в котором я живу; обращение других людей с теми, кого я уважаю. Прочность перекрытий в доме, в котором я живу, касается очень важных для меня вещей, в том числе моей безопасности; прочность перекрытий в каком-нибудь доме где-то в Китае или в Японии, казалось бы, должна быть для меня безразлична. Но с точки зрения нравственных ценностей человеку будет не всё равно, пострадают ли пусть даже неизвестные ему люди в далёкой стране или нет.