Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие томск 2010 удк (стр. 3 из 41)

В 988 г. Владимир официально провозглашает православие государственной религией. Значительная часть населения южной Руси активно поддержала этот шаг. На севере, в Новгороде, который был экономически тесно связан с языческой Скандинавией - он вызвал отрицательную реакцию. В 990 г. дядя Владимира, Добрыня, «крестил» новгородцев «мечом и водой».

Значительная часть населения Руси отнеслась к этим событиям достаточно инертно.

Тем не менее, принятие христианства укрепило международный авторитет Руси. Её официально «приняли» в число христианских стран. Оно давало идеологическое обоснование укреплению центральной власти: «бог – един и князь – один». Древняя мощная византийская культура активно влияла на развитие культуры государства Русь.

Первоначально русская церковь стала метрополией Константинопольской патриархии. Константинопольский патриарх назначал на Русь митрополита «из греков». Русская метрополия делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, руководимые приходскими священниками. После принятия христианства на Руси стали возникать монастыри. Взаимоотношение церкви и государства оформлялось специальными великокняжескими церковными уставами. В X-XI вв. церковь существовала на средства, выделяемые ей в виде десятой части от даней, судебных штрафов, таможенных пошлин (церковная десятина). Церковь имела свой суд и специальное законодательство, с помощью которого стремилась воздействовать на общество, прежде всего его духовную жизнь.

Киевская Русь в XI – начале XII вв.

В 1015 г. Владимир Святославович умирает. После борьбы с братом Святополком великим киевским князем в 1019 г. становится Ярослав Владимирович – за ум и образованность прозванный «мудрым». Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054) считается временем расцвета Киевской Руси.

В 1016 г., при активном содействии Ярослава, появляется «Правда роськая» или Древнейшая правда, первая часть древнерусского законодательства, состоявшая из 17 статей. Кровная месть была ограничена кругом самых близких родственников и устанавливалась альтернатива мести в виде штрафа. За убийство свободного человека назначалось плата 40 гривен (около 8 кг серебра). Впервые упоминались зависимые категории населения: челядь и холопы.

В 1037 г. был отражен мощный набег печенегов на Киев.

В 1039 г. Ярослав Мудрый поставил вопреки воле константинопольского патриарха митрополитом Руси русского человека Иллариона. При нем в Киеве был построен Софийский собор, который должен был подчеркнуть мощь и силу Руси и знаменитые Золотые ворота.

Для развития международных связей князь развивал систему династических браков. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Своих сыновей – женил на дочерях европейских правителей.

При князе действовал совет из представителей верхушки дружины. В XI веке усложняется структура государственного аппарата. Помимо существовавших посадников, мечников, воевод появляются: тысяцкий (глава военного ополчения), данники (сборщики дани), вирники и емцы (судебные чиновники), мытники (сборщики торговых пошлин).

На укрепление централизации власти простое население ответило массовыми акциями протеста. В конце 60-х – начале 70-х годов XI века по Руси прокатилась волна крестьянских и городских восстаний. Ответом государства было принятие в 1072 г. сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом – «Правды Ярославовичей». Она стала второй составной частью «Русской правды». «Правда Ярославичей» окончательно отменяла кровную месть и ставила под защиту закона имущество, администрацию и рабочее население княжеских вотчин. Устанавливались штрафы за убийство огнищан и тиунов (управляющих княжеской вотчиной), смердов, холопов – работавших на княжеской пашне. Устанавливались штрафы за кражу и порчу имущества, кражу скота, домашней птицы.

Наряду с княжескими вотчинами в XI веке начинают создаваться боярские вотчины. Развитие боярского землевладения шло тремя путями: 1) князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т. е. «прокорма» и она впоследствии превращалась в наследственное владение; 2) князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель; 3) дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины. В дальнейшем первый путь сформировал наследственное землевладение, а второй и третий пути - служилое землевладение.

Кроме смердов (люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом) в вотчинах появились закупы, холопы, рядовичи. Закупом называли разорившегося смерда, который брал у феодала долг – «купу» деньгами, скотом, семенами или инвентарем. После этого закуп отрабатывал «купу» в хозяйстве феодала. Холопами называли зависимых людей, по положению близких к рабам. Рядовичи – зависимые люди, заключившие с феодалом договор – «ряд», и на его основе выполнявшие различные службы. Главными формами эксплуатации зависимого населения в XI – XII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве. Обе эти ренты сочетались, и соотношение их зависело от местных условий. Зависимость смердов, захваты их земель феодалами, усиление эксплуатации вызывали их сопротивление. Формы его были различны: восстания, бегство, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов. То, что происходило в вотчинах феодалов, было характерно и для вотчин церкви.

Наиболее крупными выступлениями смердов на Руси были восстания в Суздальской земле в 1024 г., в Ростовской и Суздальской землях в 70-х годах XI века. Они возглавлялись языческими жрецами – волхвами. Горожане в XI – XII вв. также вели борьбу за сохранение городских вольностей. Крупнейшими выступлениями были восстания в Киеве в 1068 г. и в 1113 г. В последнем активное участие принимали закупы. В ходе восстания 1113 г. в Киев на княжение был приглашен Владимир Мономах. Новый князь был вынужден упорядочить взимание ростовщических процентов с закупов. Это было сделано в «Уставе» Владимира Мономаха, который завершил процесс создания кодекса законов под общим названием «Русская правда».

Процесс развития феодальных отношений привел к усилению местных князей и боярства, начавших борьбу с великим киевским князем. Междоусобицы начались еще при Ярославе Мудром и особенно усилились после его смерти. Да и сам порядок передачи великокняжеской власти не устраивал многих членов великокняжеской семьи. Киевским князем мог стать только старший в семье. Это означало, что остальные княжеские дети - «княжичи», не были уверены в своей судьбе. У них не было стимулов уделять внимание развитию земель, где они «сидели». В любой момент «княжич» мог перейти на престол в другой город. При определении родства тоже возникали спорные моменты. Для решения этих вопросов на Руси существовала форма поддержания политического единства – княжеские съезды. В 1097 г., по инициативе правившего тогда в городе Переяславле, Владимира Мономаха состоялся съезд князей в городе Любеч. На нем было признано право каждого князя передавать свое владение по наследству: «кождо владеет да отчиною своею». Это событие считается юридическим началом периода феодальной раздробленности.

Став великим киевским князем, Владимир Мономах сам нарушает это решение. Весь период своего правления с 1113 г. по 1125 г. он удерживает Русь в единстве силой своего непререкаемого авторитета и силой оружия. Такой шаг был вызван появлением нового сильного кочевого противника – половцев. Единство Руси удалось сохранять и сыну Владимира – Мстиславу Владимировичу, бывшему великим киевским князем с 1125 г. по 1132 г. После его смерти Русь распалось на 15 самостоятельных княжеств. Начался фактический период феодальной раздробленности.

Вопросы и задания:

1. Что являлось основой экономики древних славян?

2. В чем суть «норманнской теории» создания государства Киевская Русь?

3. Почему в Киевской Руси сразу же усиливается роль центральной государственной власти?

4. В чем значение принятия христианства Владимиром?

5. «Русская Правда» как первый письменный свод законов и его значение.

6. Какое событие считается формальным началом периода феодальной раздробленности?

Глава 2. Период феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Можно выделить несколько основных причин феодальной раздробленности:

1. Рост числа боярских вотчин, зависимых смердов в XII в. – начале XIII в. характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захвата земель свободных смердов – общинников, закабаляли их, покупали земли, увеличивали натуральный оброк и отработки. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства со стороны князя в дела вотчины), который был сформулирован в «Русской правде».

2. Рост числа столкновений смердов и горожан с боярством. Княжеская власть на местах, создание государственного аппарата были необходимы боярам в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, захватам их земель, увеличению поборов. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В то же время князь обосновавшись в той или иной земле, стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.