Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. (Среднее звено. 1 год обучения) (стр. 11 из 20)

Оборудование: икона святителя Феофана Затворника, проигрыватель, компакт диск с духовными песнопениями Юлии Юрик.

Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1) Слово учителя о святителе.

- 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан (что значит "Богом явленный") в честь преподобного Феофана Исповедника.

6 апреля 1841 года инок Феофан был рукоположен в иеродиакона ректором Иеремиею, в то же время уже епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита, в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а 1 июля - в иеромонаха. Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: "Обозрение подзаконной религии". Он успешно сдал выпускные экзамены .

Святитель Феофан Затворник

Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель.

Детство. Училище.

Свт. Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви этого села. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына.

Отец часто брал Георгия с собой в храм Божий, где тот становился на клиросе или прислуживал в алтаре. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме, где ему привили любовь к святой православной вере и к храму.

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское Духовное училище и закончил его через 6 лет в числе лучших учеников. Орловская семинария (1829-1837)

Способный, хорошо подготовленный отрок Георгий в 1829 году был переведен в Орловскую духовную семинарию.

Именно здесь у него появилось необычайное и все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. Вместе с родными юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные.

В семинарии Говоров учился так же успешно, как и в училище. Будучи в числе лучших учеников, он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе. Благочестие и добрая религиозная нравственность, заложенные в душе Георгия в детские годы, не только не угасли во время учебы, но продолжали возрастать. Характерной чертой его была любовь к уединению.

Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров был занят мыслью о подыскании подходящего сельского прихода. В глубине сердца он мечтал об академии, но не надеялся на подобное счастье. Однако по личному распоряжению епархиального архиерея - епископа Орловского Никодима - Георгий направляется в Киевскую духовную академию.

Киевская духовная академия (1837-1841)

В академии завершилось образование, и ясно определилось общее направление нравственной жизни Георгия Говорова.

Киевская духовная академия в те годы процветала. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни "Филаретом благочестивым", уделял очень большое внимание духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было цветущее время, как по доброму нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов профессорской корпорации.

По свидетельству современников, студент Георгий Говоров именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность к писательству. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и киевские церковно-исторические памятники. Впечатления от посещения Лавры были настолько глубоки и сильны, что Святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. "Киевская Лавра - говорил впоследствии епископ Феофан, - неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир".

При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание своим поведением. В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и проявляющим успехи в науке. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и Церковное красноречие.

И собственное душевное настроение, и академическая, и лаврская среда располагали Георгия Васильевича Говорова к принятию монашества. Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви.

Постриг

1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, студент Георгий Говоров, решив вверить себя Покрову Приснодевы и посвятить Богу девственную жизнь свою, подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальстваены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.

Годы учебно-воспитательной деятельности. Киев. Новгород. Санкт-Петербург (1841 - 1847)

Киев

27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением киевского митрополита Филарета. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Под руководством опытных старцев и ученых, своих духовных руководителей, иеромонах Феофан занялся изучением творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической письменности стало делом всей его жизни.

За ревностное исполнение своих обязанностей иеромонах Феофан удостоился благословения Святейшего Синода. Но недолго трудился отец Феофан в Киевском духовном училище.

Новгород

В конце 1842 года он был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора. Иеромонаху Феофану поручили вести курс психологии и логики.

Санкт-Петербург

В конце 1844 года он был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и Пастырского богословия. Молодой педагог опирался в своих лекциях на опыт аскетический и психологический. Однако он не полагался на свои силы и показал свои лекции знатоку аскетических творений, архимандриту Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатию (Брянчанинову), который одобрил их. Лекции эти оказывали огромное влияние на слушателей, воспринимавших их как жизненные уроки. В 1845 году Феофан назначается помощником инспектора Санкт-Петребургской академии и членом комитета для рассмотрения конспектов наук семинарского образования. В то же время иеромонах Феофан исполнял обязанности инспектора академии. В этом же году он был второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а затем звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Вся его педагогическая система основывается на идее нравственно воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце. Будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, но дух его стремился в более родную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития.

Служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1853)

В августе 1847 года, по его собственному желанию, он был назначен членом создаваемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

14 октября 1874 года Миссия отбыла в Палестину. Путь лежал через Киев, Одессу и Константинополь. Дорогой иеромонах Феофан познакомился с окраинами России. 17 февраля 1848 года Миссия благополучно прибыла в Иерусалим и была радушно принята блаженнейшим патриархом Иерусалимским Кириллом. Члены Миссии посетили многие святые места Палестины, Египта и Сирии. В 1850 году они посещают Александрию, Каир и местные монастыри, беседуют с патриархами Александрийским и Копским.

В Иерусалиме он выучился иконописи и снабжал бедные церкви иконами и даже целыми иконостасами, он прекрасно изучил греческий язык, основательно французский, занимался еврейским и арабским языками. Пожалован 5 мая 1851 года кабинетным золотым наперсным крестом. Определением Святейшего Синода 14 февраля 1852 года утвержден в звании корреспондента конференции Киевской духовной академии.

Хотя святителю Феофану не пришлось лично посетить и поклониться дорогим для каждого русского святыням Горы Афонской, но он во время путешествий по Востоку он настолько был наслышан о подвижнической жизни тамошних старцев, что завязал с ними по переписке такую прочную нравственную связь, которую сохранил до конца своей жизни.

В Иерусалиме отец Феофан досконально ознакомился с лютеранством, католичеством, армяно-григорианством и другими христианскими и инославными вероисповеданиями. За шесть лет Миссия принесла огромную пользу интересам России и науки богословской и церковно-исторической. Служение иеромонаха Феофана в Палестине имело для его всей последующей жизни очень важное, ничем не заменимое значение.

В 1853 году началась Крымская война. Русская Духовная Миссия была отозвана и возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные заведения.

Учебно-воспитательная деятельность в Санкт-Петербургской Духовной академии

За свои труды в миссии иеромонах Феофан был возведен 4 апреля 1855 года в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.