Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. (Среднее звено. 1 год обучения) (стр. 17 из 20)

IV Домашнее задание.

- Напишите сочинение, темой ,которого будет изречение Преподобного Амвросия «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Преподобный Нектарий Оптинский.

Цели:

- познакомить с жизнью Нектария Оптинского.

- воспитывать любовь к родине, стремление быть лучше.

- развивать мышление, память, речь.

Оборудование: икона преподобного Нектария Оптинского.

Литература: «Я иду на урок в начальную школу» Е. И.Смольникова.

Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1) Слово учителя о преподобном.

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Первым послушанием его в Оптикой было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен, и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.

2) Кто такие юродивые?

- Мы знаем, что со временем преподобный Нектарий стал старцем. В эти же годы он стал юродствовать.

- Кто же такие юродивые? (Это люди, которые вели себя безумно с точки зрения окружающих людей, а на самом деле так они скрывали духовные подвиги и свою прозорливость.)

- Преподобный Нектарий носил цветные кофты, сливал в один котел все кушанья, ходил с валенком на одной ноге и башмаком на другой.

В 1913 году оптинская братия собралась, чтобы избрать старца. Сначала старчество предложили отцу архимандриту Агапиту, но он отказался и указал на преподобного Нектария. Современник отце Нектария вспоминает: «Когда его назначили старцем, он так скоморошничал (юродствовал), что его даже хотели сместить, но один высокой духовной жизни монах сказал: «Вы его оставьте, это он пророчествует».

В советское время монастырь закрыли, а преподобного Нектария выслали в Брянскую область, где он и умер.

3) Поэтическая страничка.

Святой

От рожденья и до смертного порога

Мы бредем, блуждая в темноте,

Ощупью находим мы дорогу

К счастью, и к любви, и к красоте.

А святому Божий свет сияет,

Словно пламя яркое свечи;

Темноту ночную озаряют

Золотые, теплые лучи.

Потому святому и подвластны

Наши судьбы, мысли и сердца:

Он духовным зреньем видит ясно

Промысел Небесного Отца.

Звучит торжественное песнопение.

III Итог занятия.

- О ком сегодня шла речь на нашем занятии?

- Чем вам запомнился Нектарий Оптинский?

IV Домашнее задание.

- Ребята, подумайте над словами преподобного Антония «Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других». «Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других». Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

(Борисов Иоанн Алексеевич)

Цели:

- познакомить с жизнью Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического.

- содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера.

- развивать способность оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком.

Оборудование: икона Иннокентия Херсонского.

Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1) Слово учителя.

Родился Иннокентий Херсонский 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника.

Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.

В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.

В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.

В 1823 году Иоанна Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка С-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором С-Петербургского Александро-Невского училища.

10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года - во иеромонаха.

10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в С-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии.

За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро.

16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архм. Иннокентий вскоре затмил своими лекциями всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов.