Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Свиридов Г. Кантата «Курские песни» (№ 1, 2, 7).
Гаврилин В. Симфония-действо «Перезвоны» (№ 4, 8).
Салманов В. Хоровой концерт «Лебедушка».
Сидельников Н. Кантата «Сокровенны разговоры» (№ 1, 4).
Музыкально-нотная литература:
Гаврилин В. Собрание сочинений: в 20 т. / ред. Г. Г. Белов. – СПб.: Композитор, 2002 – Т. 1: Перезвоны. По прочтении В. Шукшина: хоровая симфония: действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных. – 148 с.
Салманов В. Лебедушка. Концерт для смешанного хора без сопровождения. Слова народные. – Л.: Музыка, 1968. – 31 с.
Свиридов Г. Кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра: Курские песни. Деревянная Русь. Снег идет. Весенняя кантата. – М.: Музыка, 1976. – 99 с.
Сидельников Н. Кантата для смешанного хора без сопровождения «Сокровенны разговоры» / сл. народные. – М.: Музыка, 1981. – 48 с.
Аудиозаписи:
КД-334. Антология русской и западноевропейской музыки ХII - ХХ веков.
Диск 35: Российские композиторы второй половины ХХ века.
КД-554/1-2. Гаврилин В. Перезвоны: хоровая симфония-действо.
КД-205. Гаврилин В. Скоморохи: оратория-действо для солиста, муж. хора, балета и симф. орк.
KD-649. Щедрин Р. Казнь Пугачёва.
СD-48. Щедрин Р. Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь».
СD-22. Стравинский И. Свадебка.
Тезаурус
Новая фольклорная волна
кантата
симфония-действо
хоровой концерт
Свиридов Г.
Гаврилин В.
Салманов В.
Сидельников Н.
Тема 24. Жанр хорового концерта в современной русской музыке
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Салманов В. Хоровой концерт «Лебедушка».
Свиридов Г. «Концерт памяти Юрлова», «Пушкинский венок», Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Слонимский С. Концерт для смешанного хора «Тихий Дон».
Щедрин Р. Хоровая музыка по Лескову «Запечатленный ангел».
Музыкально-нотная литература:
Салманов В. Лебедушка. Концерт для смешанного хора без сопровождения. Слова народные. – Л.: Музыка, 1968. – 31 с.
Свиридов Г. Сочинения для хора без сопровожд. и в сопровожд. – М.: Музыка, 1986. – 350 с.
Слонимский С. Тихий Дон: концерт для смешанного хора // Революцию славим. – Л, 1987. – С. 21-35.
Щедрин Р. Запечатленный ангел: хоровая музыка по Н. С. Лескову: для смешанного хора a' cappella со свирелью: партитура и клавир. – М.: Сов. композитор, 1989. – 72 с.
Щедрин Р. Хоровой концерт. Вып. 1: Строфы "Евгения Онегина". Колокол моей деревни. – М.: Сов. композитор, 1985. – 44 с.
Аудиозаписи:
КД-801. Салманов В. «Лебедушка».
КД-801. Слонимский С. «Тихий Дон».
МК-19. Свиридов Г. В. «Пушкинский венок».
КД-332. Свиридов Г. «Пушкинский венок». «Концерт памяти Юрлова».
KD-334. Шнитке А. Концерт для хора, ч. 4. Губайдуллина С. «Песнь солнцу».
CD-111. Шнитке А. Концерт для сопрано и смешанного хора.
Тезаурус
хоровой концерт
Салманов В.
Свиридов Г.
Слонимский С.
Щедрин Р.
Тема 25. Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX в.
опера
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Шостакович. Д. 9-я картина, хор каторжан «Эх, вы степи необъятные» из оперы «Катерина Измайлова».
Прокофьев С. Эпиграф «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», заключительный хор «За отечество шли мы в смертный бой» из оперы «Война и мир».
Слонимский. С. Хоровые антракты «Метель», «Трепак» из оперы «Виринея».
Музыкально-нотная литература:
Шостакович Д. Собрание сочинений: в 42-х т. / ред. ком. Т. Хренников [и др.]. – М.: Музыка, 1979. – Т. 22: Катерина Измайлова: опера: по повести Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда": в 4-х д., 9 карт.: соч. 29/114: перелож. для пения с ф-но. авт. / ред. К. Титаренко; либр. А. Прейса. – М., 1985. – 334 с.
Слонимский С. М. Виринея: музыкальная драма: в 3 ч.: по мотивам повести Л. Сейфуллиной: перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1969. – 381 с.
Аудиозаписи:
КД-329. Антология русской и западноевропейской музыки ХII - ХХ веков
Диск 30: Российские композиторы ХХ века. С. Прокофьев. Р. Глиэр. С. Слонимский
КД-329. Прокофьев С. Опера «Война и мир».
CD-365. Прокофьев С. С. Оперы. CD 1: Война и мир; Обручение в монастыре: оперы.
КД-629. Слонимский С. М. Виринея: ораториальная сюита из оперы.
Видеозаписи:
ВD-371. Шостакович Д. «Екатерина Измайлова»: экранизация.
Тезаурус
советская классическая опера
Шостакович Д.
Прокофьев С.
Слонимский С.
Тема 26. Возрождение русской духовной музыки в творчестве современных русских композиторов
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Щедрин Р. Хоровая музыка по Н. Лескову «Запечатленный ангел».
Свиридов Г. «Концерт памяти Юрлова», Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Слонимский С. Реквием (Lacrimosa).
Музыкально-нотная литература:
Щедрин Р. Запечатленный ангел: хоровая музыка по Н. С. Лескову: для смешанного хора a' cappella со свирелью: партитура и клавир. – М.: Сов. композитор, 1989. – 72 с.
Свиридов Г. В. Сочинения для хора без сопровожд. и в сопровожд. – М.: Музыка, 1986. – 350 с.
Слонимский С. Реквием: для солистов, смешанного хора и симф. орк. / партитура. – СПб.: Композитор, 2004. – 79 с.
Аудиозаписи:
КД-553. Слонимский С. Реквием; Симфония №11.
KD-653. Свиридов Г. Стихира для мужского хора «Господи воззвах»
Тезаурус
хоровой концерт
духовный стих
реквием
Щедрин Р.
Свиридов Г.
Слонимский С.
Вопросы для подготовки к зачету
7 семестр
1. Национальные школы эпохи Возрождения.
2. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения.
3. Хоровое творчество О. Лассо, Д. Палестрины как высшее достижение
эпохи Возрождения.
4. Мадригал в хоровой музыке эпохи Возрождения.
5. Формирование и развитие жанра оратории.
6. Формирование и развитие жанра кантаты.
7. Хоровое творчество И. С. Баха.
8. Хоровое творчество Г. Ф. Генделя.
9. Становление и развитие зарубежной оперно-хоровой музыки.
10. Месса в творчестве западноевропейских композиторов XVII-XVIII века.
11. Синтез музыкальных жанров в мессах В. Моцарта.
12. Реквием в творчестве европейских композиторов XVIII века.
13. Романтическая миниатюра a cappella.
14. Жанр реквиема в западноевропейской музыке XIX века.
15. Жанр мессы в западноевропейской музыке XIX века.
16. Жанр оратории в творчестве европейских композиторов-романтиков.
17. Синтез барочных и романтических черт в ораториях Ф. Мендельсона.
18. Хоровые миниатюры в творчестве зарубежных композиторов ХХ века.
19. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века.
20. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов ХХ века.
Вопросы для подготовки к зачету
8 семестр
1. Формирование русского хорового стиля.
2. Этапы развития жанра русского хорового концерта.
3. Русский хоровой концерт эпохи Просвещения.
4. Зарождение русского национального оперного театра.
5. Оперно-хоровое творчество М. Глинки.
6. Оперно-хоровое творчество А. Даргомыжского.
7. Народная песня в хоровых обработках отечественных композиторов
XVIII в.
8. Хоровые сцены в операх М. Мусоргского.
9. Оперно-хоровое творчество А. Бородина.
10. Оперно-хоровое творчество П. Чайковского.
11. Оперно-хоровое творчество Н. Римского-Корсакова.
12. Хоровые сцены в операх русских композиторов ХIХ-начала
ХХ века.
13. Духовная музыка в творчестве русских композиторов Х1Х-начала
ХХ века.
14. Хоровая миниатюра русских композиторов.
15. Значение русской поэзии для развития жанра хоровой миниатюры.
16. Кантата и другие циклические произведения в творчестве русских
композиторов ХIХ-начала ХХ века.
17. Особенности хорового стиля С. Рахманинова.
18. Особенности хорового стиля С. Танеева.
19. Вокально-симфоническое творчество И. Стравинского.
20. Хоровые обработки русской народной песни 2-ой половины XIX в.-
начала ХХ в.
Вопросы для подготовки к экзамену
9 семестр
1. Светские жанры хоровой музыки эпохи Возрождения.
2. Вокально-симфонические произведения в творчестве И. Баха.
3. Ораториальный жанр в творчестве Г. Генделя.
4. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве западноевропейских
композиторов XVII века.
5. Оперное творчество европейских композиторов XVII века.
6. Жанр реквиема в западноевропейской музыке XVII века.
7. Жанр мессы в западноевропейской музыке XVIII века.
8. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве западноевропейских
композиторов XVIII века.
9. Реквием в творчестве европейских композиторов XVIII века
10. Синтез музыкальных жанров в мессах В. Моцарта.
11 Жанр оратории в творчестве европейских композиторов-романтиков.
12. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVIII века.
13. Месса в западноевропейской музыке XIX века.
14. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве западноевропейских
композиторов XIX века.
15. Оперное творчество Д. Верди.
16. Жанр реквиема в западноевропейской музыке XIX века.
17. Хоры малых форм в творчестве западноевропейских композиторов XIX
века.
18. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XIX века.
19. Реквием в творчестве зарубежных композиторов XX века.
20. Синтез жанров в кантатно-ораториальной музыке западноевропейских
композиторов XX века.
21. Хоровые сцены в оперном творчестве западноевропейских
композиторов XX века.