Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 12 из 35)

23. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М.: Музыка, 1973. – 432 с.

24. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

25. Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития: Очерки. – М.: Сов. композитор, 1986. – 216 с.

26. Конен В. Клаудио Монтеверди. – М.: Сов. композитор, 1971. – 323 с.

27. Коловский О. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство: сб. ст. – Вып. 1. – Л., 1967. – С. 29-42.

28. Коловский О. О контрапунктическом искусстве Моцарта // Моцарт и русская музыкальная культура. – СПб., 1991. – С. 16-20.

29. Крылов А. О хорах а' капелла Чайковского // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 114-128.

30. Левандо П. Хоровой классический состав в русской музыке // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 85-99.

31. Лемэр Ф. Ш. Музыка ХХ века в России и в республиках бывшего Советского Союза: монография / пер. с фр. Г. А. Серовой. – СПб.: Гиперион, 2003. – 528 с.

32. Макина А. В. Серийная техника И. Стравинского. «Threni» // Вестник ПГИИК. – №2, 2006. – С. 162-168.

33. Макина А. В. Изоритмическая техника в «Threni» И. Стравинского // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы VIII Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов, Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 2007. – С. 38-45.

34. Макина А. В. К анализу хоровой музыки И. Стравинского («Threni») // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Перм. гос. ин-т. искусства и культуры. – Екатеринбург, Пермь, 2009. – С. 73-83.

35. Макина А. В. «Threni» И. Стравинского: к идее многопараметровой композиции // Музыковедение. – 2009. – №4. – С. 50-59.

36. Макина А. В. К проблеме формирования серийной техники И. Стравинского // Музыковедение. – 2010. – №5. – С. 41-46.

37. Мастера музыки, искусства и архитектуры: дирижеры и музыканты, композиторы, вокалисты, зодчие, живописцы, скульпторы / сост. Н. Б. Сергеева. – М.: Вече, 2008. – 400 с.

38. Медведева Н. В. Образно-художественное содержание произведений «Колокола» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова в свете национальной самоидентификации композитора // Искусство глазами молодых: Материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Красноярская гос. академия музыки и театра; ред. Н. В. Винокурова и др. – Красноярск, 2009. – С. 157-160.

39. Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: материалы научной конференции / Мос. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 56; ред.: М. А. Сапонов, К. В. Зенкин, М. В. Воинова; рец. И. А. Барсова. – М.: [б. и.], 2006. – 224 с.

40. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. – М.: Сов. композитор, 1990. – 224 с.

41. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. ст. / ВНИИ искусствознания. – М.: Музыка, 1990. – 268 с.

42. Панкратова О. В. Вокально-симфонические произведения И. Брамса: к проблеме синтеза слова и музыки: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. – Ростов н/Д, 2009. – 32 с.

43. Панкратова О. В. Проблемы формообразования в светских кантатах И. Брамса: автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02; Ростов. гос. консерватория. – Челябинск, 2009. – 29 с.

44. Протопопов В., Туманина Н. Оперное творчество П. И. Чайковского. – М.: изд-во Академии наук СССР, 1957. – 370 с.

45. Раппопорт Л. Взаимодействие жанров в западно-европейской оратории и кантате ХХ века // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М., 1971. – С. 310-348.

46. Ремезов И. Две оперы М. И. Глинки. – М.: Музгиз, 1960. – 123 с.

47. Романовский Н. Хоровые сочинения Глинки // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 99-113.

48. Ручьевская Е. А. "Руслан" Глинки, "Тристан" Вагнера и "Снегурочка" Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: монография. – СПб.: Композитор, 2004 – 396 с.

49. Ручьевская Е. А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. – СПб.: Композитор, 2005. – 388 с.

50. Рыцарева М. Композитор С. Слонимский: монография. – М.: Сов. композитор, 1991. – 256 с.

51. Савенко С. И. Мир Стравинского: моногр. – М.: Композитор, 2001. – 328 с.

52. Савенко С. И. Стравинский. – Челябинск: Аркаим, 2004. – 284 с.

53. Светозаров Е. Д. Русская поэзия в светской хоровой музыке а' cappella XIX – начала XX века // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т. Г. Томашевская. – СПб., 2008. – С. 185-200.

54. Свиридов Г. Музыка и слово: записные тетради композитора // Наше наследие. – 2001. –№ 56. – С.72-97.

55. Серов А. «Русалка» – опера А. С. Даргомыжского. – М.: Музгиз, 1950. – 160 с.

56. Сидорова Е. В. Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. – М., 2006. – 24 с.

57. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М.: Музыка, 1985. – 360 с.

58. Соловьева Г. Верди: очерк жизни и творчества. – СПб.: Азбука-классика: Нота МИ, 2005. – 80 с.

59. Соловьева П. А. Мусоргский, Шостакович, Свиридов: о церковно-певческих истоках гармонии русской музыки // Музыковедение. – 2007. – № 2. – С. 33-40.

60. Соловьева П. А. О церковно-певческих истоках гармонического стиля Свиридова // Музыкальная академия. – 2008. – № 4. – С. 55-62.

61. Сохор А. Бородин. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 822 с.

62. Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 10. – М., 1971. – С. 60-100.

63. Стравинский И. Ф. Хроника моей музыкальной жизни / пер. с фр.; вступит. ст. и общ. ред. В. М. Богданова-Березовского. – М.: Музгиз, 1963. – 273 с.

64. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / пер. с англ.; послесл. и общ. ред. М. С. Друскина, коммент. И. Белецкого. – Л.: Музыка, 1971. – 414 с.

65. Студенникова С. В. Особенности хоровой драматургии Реквиема Слонимского // Искусство глазами молодых: Материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Красноярская гос. академия музыки и театра; ред. Н. В. Винокурова и др. – Красноярск, 2009. – С. 178-181.

66. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1980. – 328 с.

67. Тараканова А. М. Хоровые сцены в опере Р. Щедрина «Мертвые души» // Теоретические проблемы советской музыки: сб. науч. тр. / ред.-сост. М. Е. Тараканов. – М., 1988. – С. 105-116.

68. Таурагис А. Опера Б. Бриттена «Питер Граймс» // Из истории зарубежной музыки: сб. ст. / ред. - сост. С. Н. Питина. – М., 1971. – С. 197-231.

69. Тевлин Б. Г. Борис Тевлин: хоровые пути: статьи, воспоминания, материалы. – М.: Музыка, 2001. – 381 с.

70. Хентова С. М. Шостакович: жизнь и творчество. – Том 1. – Л.: Сов. композитор, 1985. – 544 с.

71. Хентова С. М. Шостакович: жизнь и творчество. – Том 2. – Л.: Сов. композитор, 1985. – 624 с.

72. Холопов Ю. Н. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. – М.: Композитор, 1993. – С. 124-128.

73. Холопова В. Н. Альфред Шнитке // Композиторы Российской Федерации: сб. ст. / ред.-сост. В. И. Казенин. – Вып. 2.– М.: Сов. композитор, 1982. – С. 254-287.

74. Холопова В. Н. Жанры и формы русского знаменного распева // Холопова В. Формы музыкальных произведений: учеб пособие. – СПб., 1999. – С. 185-205.

75. Холопова В. Н. Мадригал XVI-начала XVII вв. // Холопова В. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. – СПб., 1999. – С. 229-253.

76. Холопова В. Н. Оперные формы // Формы музыкальных произведений: учеб пособие. – СПб., 1999. – С. 358-384.

77. Хубов И. Мусоргский. – М.: Музыка, 1969. – 803 с.

78. Филенко Г. Т. Вокальное творчество. Оперы, духовные и инструментальные произведения 40-60-х годов Пуленка // История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб., 2010. – С. 198-206.

79. Филенко Г. Т. Французская музыка первой половины ХХ века. – Л.: Музыка, 1983. – 232 с.

80. Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.: Музгиз, 1963. – 435 с.

81. Чернышева Т. А. Из истории русской хоровой культуры: «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т. Г. Томашевская. – СПб., 2008. – С. 227-251.

82. Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. – М.: Музыка, 1981. – 285 с.

83. Ярустовский Б. Опера // Музыка ХХ века. Очерки / ред. Л. Н. Раабен. – М., 1980. – С. 192-238.

Словарь

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1883-1946) – рус. композитор, хор. дирижер, обществ. деятель; проф. Моск. консерватории, д-р искусствоведения, генерал-майор; нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР. Окончил регентские классы Придв. певч. капеллы и Моск. консерваторию (как композитор и певец). Регент в Твери, Москве (Храм Христа Спасителя и др.). Писал духовн. соч.: песнопения из "Всенощной" и Литургии (15 номеров). Дир. Гос. хор. капеллы (1926-1930). В 1928 возглавил созданный при Центр. Доме РККА Ансамбль красноармейской песни (теперь Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Российской Армии).

А. – автор музыки Гимна Советского Союза (1943, на основе, написанной им ранее к Гимну партии большевиков). Творчество А. представлено гл. обр. хоровыми соч.: "Поэма об Украине"; большое колич. популярных песен для муж. хора (a cap. и с сопр.) – гимнических, походных, лирических, шуточных ("Песня о Родине", "Святое ленинское знамя", "Эшелонная", "Забайкальская", "Голубая ноченька", "Волжская бурлацкая", "Бейте с неба, самолеты", "Священная война" и др.). А. обработал много нар. песен для хора Ансамбля, а также для смеш. хора a cap. (цикл песен гражданск. войны; 7 рус. нар. песен – "Ах, не одна во поле дороженька", "Горы", "Вниз по матушке по Волге", "Утенушка луговая" и др.). Соч. и обр. А. характерны лаконизмом выразит. средств, отмечены глубоким знанием рус. фольклора и вок.-хор. специфики, мастерским использованием полифонии. Уч-ки: Б. Александров, Г. Дмитревский, В. Мухин и др. В 1971 г. были установлены медали им. А. В. Александрова для награждения за лучшие муз. сочинения на военно-патриотич. тему.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851) – рус. композитор; в Тобольске, в ссылке руководил хором и орк. Среди его соч. много хоров, б. ч. неизданных. Хоры А., вошедшие в "Собрание разных русских песен", написанные в 30-х гг. XIX в. (впервые изд. в 1952 как "Песни для хора без сопровождения"), явл. первыми рус. светскими хорами a cap. Большинство из них (9) для смеш. состава, 2 для муж. Среди них: "В танце" (нов. текст А. Машистова; мазурка, с характерными тембровыми сопоставлениями хор. групп), "Пела, пела пташечка" (сл. А. Дельвига, в куплетно-вариац. форме, заканчивается фугато изобразит. характера), "Всех цветочков боле" (сл. И. Дмитриева, своеобразная хоровая пастораль), "Охотничья песня" (на текст хора охотников из "Вольного стрелка" Вебера), "Песня о молодом кузнеце" (сл. П. Ершова, образец шуточной трудовой песни-канта), хор. романсы, б. ч. гармонич. склада: "Очи", "Увы, зачем она блистает", "Соловей" (перелож. знаменитого романса А., с оригинальным хор. припевом), "Прощание с соловьем на севере" (биографич. характера) и др. А. написал ряд духовн. соч. (циклы "Всенощного бдения" и "Литургии", концерты "Преклони ухо Твое", "К Тебе, Господи, воззову", "Яко Ты, Господи, благ" и др.), опубликована лишь "Херувимская". В хорах А. отразилось влияние канта и духовн. концерта (применение гармонич. 3-голосия, имитаций, чередование хор. групп, солистов и тутти, некотор. гармонич. обороты), а также совр. песенных форм и танц. ритмов. Главная трудность хоров – высокая тесситура теноров и сопрано. Лучшие хоры А. исполнялись профес. (под упр. А. Свешникова, Г. Дмитревского) и подвинутыми любительск. коллективами. Хор. перелож. романсов, сделанные А., первые в рус. музыке.