Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 13 из 35)

АНТИФОН (греч. anti – против, phone – звук) – попеременное пение 2-х хоров или солиста и хора. В др.-греч. театре хор иногда делился на 2 полухория. Антифонное пение широко применяется в христианск. церкви. Принципы антифонного пения (напр., пение солиста и повторение его мелодии хором, поочередное пение хор. групп) встречаются и в светск. музыке, нередко, напр., в нар. песне, в хорах классиков.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924) – рус. хор. дирижер, композитор, педагог, обществ. деятель; засл. арт. Республики (1921). Получил первонач. муз. образование в Пензенском духовн. уч-ще, брал уроки на скрипке (позднее фп., муз. теории, сольного пения); в дальнейшем руководил семинарским хором. В 1872 сдал экзамен в Придв. певч. капелле на звание регента; с 1873 рук. ряда петербургск. церк. хоров, хора Шереметева (1889-98). Со своим смеш. хором концертировал в России и за границей (1-е публич. выступление в 1883, в колич. 75 чел.). Хор отличался постоянством состава (чему способствовала проведенная А. в 1884-1887 замена дет. голосов женскими); обладал высокой квалификацией, большим реп., включавшим нар. песни (преимущественно в обр. А.), произв. рус. и зарубежн. авторов, церк. музыку (хор, частями, обслуживал неск. церквей). Его исполнению были свойственны технич. мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тонкая музыкальность. С 1888 по совету А. Рубинштейна А. провел цикл Историч. концертов (произв. римской, венецианской, неаполитанской, нидерландской, немецкой школ — всего 6 концертов a cap.). Хор выступал также с орк. ("Высокая месса" Баха, оратории Генделя, "Торжественная месса" и 9-я симфония Бетховена, реквиемы Моцарта, Анерио, Керубини, Верди, "По прочтении псалма" Танеева, "Колокола" Рахманинова и мн. др.; некоторыми из этих произв. дирижировал сам А.), участвовал в театр. спектаклях (оперн., драм.), записывался на грампластинки. А. преподавал хор. пение в Смольном ин-те и др., был организатором Певческого благотворит. об-ва в СПб. (1901) и дирижером концертов объед. церк. хоров (в СПб., Киеве, Пензе, Пскове).

После Октябрьской революции хор А. был переименован в Трудовой коммунальный хор, затем в Гос. академический хор; последнее его выступление под упр. А. сост. в дек. 1921 (в дальнейшем, по 1934, хором руководил И. Немцев). С 1922 А. работал в Праге. Автор св. 60 обр. нар. песен (русская "Ночка", хорватская "Сумрак ночи", польская "Зеленый луг", итальянская "Тихо лодочка плывет" и др.). Обработки А. несложны, удобны для голосов, хорошо звучат. Многочисл. (ок. 100) духовн. соч. А., отличающиеся мелодичностью, лирич. теплотой, доступностью (часто выдержанное 4-голосие), были весьма популярны. Среди них выделяются концерты: "Помышляю день страшный" (сочетание патетики Веделя и лиризма Бортнянского), "Блажен разумеваяй" (теноровый запев в духе древнего канонарха), "Гласом моим ко Господу воззвах", "Внуши, Боже", "Господи, услыши молитву мою". Эти произв. часто исполняются и в наст. время. А. издал Репертуар концертов (1893-1894).

Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – художественный cтиль в европейском искусстве и литературе конца XVI – 1-й пол. XVIII в. На исходе XVI в. оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической, общественной жизни, приведших в XVII в. к началу буржуазной революции. Музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), в сфере культовой музыки – духовная оратория, кантата, пассионы. В нач. XVIII в. в Германии , в истории которой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора – И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых еще тесно было связано со стилем барокко. Новые музыкально-композиционные средства, утвержденные в XVII в. – генерал-бас, кристаллизация мажорно-минорной системы, концертирование, влияние риторики на тематизм и др.

БАРТОК Бела (1881-1945) – венг. композитор, пианист, педагог, ученый-фольклорист (собрал неск. тысяч нар. песен); лауреат междунар. премии Мира (посм., 1955). Среди соч. кантата "Девять волшебных оленей" (Cantata profana – Светская кантата) для 2-х сол., двойного смеш. хора, орк., написанная сложным полифонич. языком на текст рум. нар. баллады; "Деревенские сцены" (3) для жен. хора и камерн. орк.; "Из прошлого" для муж. хора a cap.; хор. обработки венг., рум., словацк., трансильванск. песен; 2-гол. и 3-гол. хоры на венг. нар. тексты для дет. и жен. составов (27 песен), опера "Замок герцога Синяя Борода". Лит. труды: "Народная музыка венгров и соседних народов", "Венгерская народная песня" и др. Своеобразное и сложное по муз. языку, творчество Б., глубокими корнями связанное с венг. и др. фольклором, пользуется всемирной известностью. В произведениях Бартока сочетаются элементы народного мелоса с современными приемами письма. (1918). Труды по методике музыкального воспитания.

БАХ Иоганн Себастьян (1685-1750) – нем. композитор (автор св. 1000 произв.), органист, клавесинист, скрипач, капельмейстер; в детстве пел в хоре; 1723-1750 кантор церкви Св. Фомы (Thomaskirche) в Лейпциге. Соч. с участием хора составляют значит. часть творч. наследия Б.: Месса си минор ("Высокая месса", 1733), 4 коротких мессы, пассионы (страсти) по Матфею (1729), по Иоанну (1722-1723); Магнификат, оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов (из них 4 2-хорных), 186 4-гол. хоралов; кантаты духовн. (сохранилось ок. 200) и светские (24) – "Состязание Феба и Пана", "Умиротворенный Эол", "Охотничья", "Крестьянская", "Кофейная" и др. Произв. Б., совершенные по форме, глубоко содержательны, разнообразны, охватывают широкий круг жизненных явлений. В духовн. соч., искренне религиозных, Б. передает реальные человеч. чувства и переживания. "Творчество Б. подготовили и нашли в нем отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, вок.-инстр. духовные произведения Г. Шютца, итал. и нем. органная музыка, итал. скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, нем. орк. сюита, франц. клавесин. музыка, итал. клав. школа и англ. музыка" (В. Конен). Народное по мелодич. истокам, творчество Б. – вершина полифонич. стиля, итог развития европ. музыки за неск. столетий; вместе с тем Б., по определению Бетховена, "праотец гармонии". В хорах Б. часто применяет полифонию; хор. партии произведений кантатно-ораториальн. жанра, по сложности не отличаясь от сольных, нередко написаны виртуозно, с использованием широкого диапазона; полифонич. сплетения голосов образуют порой сложные гармонии, насыщенную звучность; баховским хоралам свойственны свобода голосоведения, смелое пользование диссонансами. По утверждению некотор. исследователей (Швейцер), пение хора у Б. всегда поддерживается сопровождением (орк., органа). Вок. музыка Б., как правило, требует от певцов высокого мастерства. Хоровую музыку (оратории, кантаты и др.) писали также сыновья И. С. Баха: Вильгельм Фридеман (1710-1784), Иоганн Кристиан (1735-1782) и особенно – Карл Филипп Эмануэль (1714-1788).

БЕЛЫЙ Виктор Аркадьевич (1904-1983) – рус. композитор, обществ. деятель, проф. Моск. и Белорус. консерваторий, канд. искусствоведения; нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР. В 1925 вместе с А. А. Давиденко и Б. С. Шехтером создал Проколл. Автор популярных хоров, массовых песен ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь", "Орленок", "Песня о девушке-партизанке", "Песня смелых", "В защиту мира" и др.); смеш. хора с орк. "Голодный поход"; хоров a cap. (2 фрагмента из поэмы Маяковского "Владимир Ильич Ленин"; Сюита на чувашские темы; "Три дороги", "Русская река", "Степь", "Зеленый шум" и др.), обр. нар. и революц. песен.

БЕЛЬКАНТО (итал. bell canto – прекрасное пение) – стиль вок. исполнения, возникший в XVII в. с развитием итал. оперы, характеризуется певучестью, полнотой (пение на опоре), благородством звука, подвижностью, способностью к выполнению виртуозных пассажей. Название Б. иногда применяется для определения кантиленного, красивого, звучного пения.

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745-1777) – рус. композитор (по нац. украинец). Воспитывался в Киевск. духовн. академии, откуда был взят в Придв. певч. капеллу; учился у капельмейстера Франческо Цоппи, успешно исполнял басовые партии в итал. операх. С 1765 по 1773 жил в Италии; совершенствовался в Болонье у Дж. Мартини (падре Мартини), получил от Болонского муз. об-ва звание капельмейстера, в 1771 от Болонской муз. академии, после соотв. испытаний, звание академика. В Ливорно в 1773 с успехом была поставлена опера Б. "Демофонт". Вернувшись в Россию, Б. не нашел признания и в состоянии депрессии покончил с собой. По определению Б. Асафьева – "глубокий и самобытный талант". Известны названия ряда не сохранившихся соч. Б.; в посл. публикации (Киев, 1995) напечатаны: Литургия для смеш. четырехгол. хора ("Слава", "Единородный", "Приидите, поклонимся", "Иже херувимы", "Ектения", "Верую", "Милость мира", "Достойно есть", "Отче наш"); причастные стихи – "Хвалите Господа с небес", 3 номера (второй – с большой фугой); "Творяй ангелы", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю", "Знаменася на нас", "Радуйтеся, праведнии", "Блажени, яже избрал"; три концерта. Наиболее популярен концерт Б. "Не отвержи мене во время старости", ре минор, отличающийся выразит. раскрытием текста (из 70-го псалма Давида), драматичностью, не свойственной церк. музыке (связь с жанром мотетных пассионов); характерен монотематизмом, сочетает яркость партесн. концерта с зап.-европ. техникой (форма, имитац. полифония); его заключ. фугу как образцовую приводит П. Чесноков в кн. "Хор и управление им".