Концерт «Господь воцарися», си-бемоль мажор, меньшего размера, светлый по настроению, также монотематический; в его фуге (генделевского типа) часто применяется stretto. Впервые опубл. концерт "Бог ста в сонме богов", до мажор, торжественный, с частым применением аккордики (это характерно и для Литургии Б.), секвенций, с изобразительностью в фугато.
Б. – первый рус. музыкант с европ. именем; его фуги – первые в истории рус. музыки. Найденные им муз. форма и характер песнопений Литургии нашли продолжение (вплоть до Чайковского); жанр концерта развивали Бортнянский, Ведель, Дегтярев, Давыдов и др. Наряду с зап. влиянием в соч. Б. можно найти отзвуки укр. и рус. народной песенности.
Б. "создал новый тип рус. хор. концерта и открыл дорогу рус. муз. классицизму" (Е. М. Левашев).
БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770-1827) – нем. композитор, пианист и дирижер. Соч. с использованием хора: оп. "Фиделио" (хор узников, заключ. хор); оратория "Христос на Масличной горе" (1803); фантазия для фп., хора и орк.; мессы до мажор (1807) и ре мажор (см. "Торжественная месса"; 1819—23), финал 9-й симфонии с двойной фугой (на текст оды Шиллера "К радости"); 4 кантаты: "Морская тишь и счастливое плавание" (1815, текст И. В. Гёте), "На смерть Иосифа II", "На вступление в царствование Леопольда II", "Славное мгновение"; 4 песни для хора с орк.: "В честь светлейших союзников", "Союзная песня", "На освящение дома", "Жертвенная песня"; ансамбли и хоры с сопр. фп. и a cap.; св. 40 канонов. Хоровой стиль Б. отличается монументальностью, свободной трактовкой голосов (использование всего диапазона, в т. ч. его предельных звуков; нередко высокая тесситура, большие скачки из одного регистра в другой). Б. часто придавал хору самост. значение, что требовало мощности его звучания наравне с орк.; при гармонич. изложении применял мелодизацию голосов, унисоны, удвоения (иногда необычные, для достижения соотв. акустич. эффекта). Полифония Б., подобно генделевской, пронизана гармонией. Большинство произведений Б. доступно для исполнения лишь подготовленным хорам. Имеется ряд хор. перелож. (напр., "Как славят Бога небесные силы" из "Духовных песен" Б. для голоса с фп. ор. 48, Sechs geistliche Lieder von Gellert; № 4 – "Die Ehere Gottes aus der Natur").
БИЗЕ Жорж (1838-1875) – франц. композитор, пианист. Хоры в его операх многочисленны и разнообразны: яркие жанровые сцены, реалистич. бытовой фон ("Кармен", "Пертская красавица"), хоры декоративн. значения ("Искатели жемчуга") и др. Наиболее выдающимся произведением Б. явилась опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1874) – одна из вершин оперного реализма 19 в. Музыка оперы отличается большой драматической силой, мелодической выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях французской комической оперы, «Кармен» содержала разговорные диалоги. Сочинения отличаются характерным для Б. мелодическим богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной правде. Часто применял пение отдельн. хор. групп, объединяющихся в конце номера, чем достигалась легкость и динамич. нарастания; нередко использовал пение с закр. ртом. Среди соч. оратория "Женевьева Парижская" (1875), хоры к драме А. Доде "Арлезианка", 7 кантат, симф. ода с хорами "Васко да Гама"; для солистов, хора и орк. "Te Deum", "Песня прялки"; для хора и орк. "Ave Maria", Хор студентов (муж.), Вальс; a cap. – "Св. Иоанн из Патмоса" и др.
Блантер Матвей Исаакович (р. 1903) – советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1965). Учился в Курском муз. уч-ще (по классам фп. и скрипки), в 1917-1919 - в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920-1921). Деятельность Б. как композитора началась в эстрадно-артистич. студии "Мастерская H. M. Форрегера" ("Мастфор"). В 1926-1927 рук. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 – Магнитогорского драм. т-ра, в 1932-1933 - Горьковского т-ра миниатюр. Сочинения 20-х гг. связаны в основном с жанрами лёгкой танцевальной музыки. Б. является одним из видных мастеров сов. массовой песни. Им созданы произв., овеянные романтикой Гражданской войны: "Партизан Железняк", "Песня о Щорсе" (1935). Популярны казачьи песни "В путь-дорожку дальнюю", "Песня о казачке" и "Казаки-казаченьки", молодёжная "С нами поёт вся страна" и др. Всемирную известность приобрела "Катюша" (cл. М. В. Исаковского, 1939); в период 2-й мировой войны 1939-45 эта песня стала гимном итал. партизан; в Сов. Союзе мелодия "Катюши" получила распространение с разл. текстовыми вариантами. В эти же годы композитором созданы песни "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Штурвальный с "Марата""; "Под звёздами балканскими" и др. Глубоко патриотич. содержание отличает лучшие песни Б., созданные в 50-60-е гг.: "Солнце скрылось за горою", "Перед дальней дорогой" и др. Высокие гражданские мотивы композитор сочетает с формой непосредственного лирич. высказывания. Интонации его песен близки рус. гор. фольклору, лирику он нередко соединяет с жанрами плясовой песни ("Катюша", "Лучше нету того цвету") или марша ("Летят перелётные птицы" и др.). Особое место занимает в его творчестве жанр вальса ("Моя любимая", "В лесу прифронтовом", "Улица Горького", "Песня о Праге", "Подари мне на прощанье", "Кружатся пары" и др.). Песни Б. написаны на сл. М. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, К. М. Симонова, А. А. Суркова, М. А. Светлова. Более 20 песен создано в содружество с М. В. Исаковским. Автор оперетт: "Сорок палок" (1924, Москва), "На берегу Амура" (1939, Моск. т-р оперетты) и др. Гос. пр. СССР (1946).
Богословский Никита Владимирович (р. 1913) – сов. композитор. Засл. деятель иск-в РСФСР (1968). В 1927-28 учился композиции у А. К. Глазунова. В 1930-1934 вольнослушатель Ленингр. консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова; полифонии, инструментовки, анализа муз. форм – X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачёва). С 1971 пред. комиссии композиторов Союза кинематографистов СССР. Вице-президент общества СССР – Франция (с 1965). Б. - мастер песенного жанра, автор около 300 песен. Среди них – "Любимый город" и "Лизавета" (сл. Е. А. Долматовского), "Спят курганы" (сл. Б. С. Ласкина), "Тёмная ночь" (сл. В. И. Агатова), "Три года ты мне снилась" (сл. А. И. Фатьянова). Произв. Б. привлекают задушевностью мелодики, теплотой лирич. высказывания.
БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) – рус. композитор, ученый, обществ. деятель; руководил любительск. хором и орк. в петерб. Медико-хирургич. академии (где был проф. химии). Его оп. "Князь Игорь" содержит много хоров и хор. сцен. Хоры Б. ярко реалистичны, народны (хотя и без цитирования подлинных нар. мелодий), разнообразны по характеру, составу, фактуре. В прологе, I и IV д. дается образ рус. народа. Композитор пользуется разл. жанрами нар. музыки (лирич. песня, причитания-плачи, скоморошьи припевки), ладами (пентатоникой, эолийским, фригийским и др.), нар. голосоведением (суровые архаич. унисоны, октавное 2-голосие в прологе оперы; Хор поселян – уникальный пример творч. претворения рус. протяжной песни в стиле подголосочной полифонии и др.). Разнообразные муз.-хоровые средства, интонации и ритмы Востока применены в обрисовке половцев (II, III д.). Хоры оперы широко распространены в учебной практике. Мастерские перелож. для хора романсов Б. сделал Вик. Калинников ("Песня темного леса", "Море", "Спящая княжна"); популярно хор. перелож. (a cap.) фортепианной пьесы "Грезы", сделанное Г. Дмитревским.
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825) – рус. композитор (по нац. украинец), хор. дирижер, педагог. С 1759 пел в Придв. певч. капелле, где учился у Б. Галуппи, в 1769-1779 жил в Италии (Венеция и др.). С 1779 капельмейстер Придв. певч. капеллы, с 1796 ее директор. В результате руководства Б., знатока вокала (учитель композитора и вок. педагога А. Е. Варламова), пение капеллы достигло высокого мастерства, что давало основание долгое время считать ее лучшим хором в мире (отзывы Берлиоза и др.). Среди соч. Б. 6 опер, симфония, камерно-инструм. пьесы, неб. кантата "Певец во стане русских воинов", гимн "Коль славен" и др., многочисл. духовн. песнопения; опубликовано 35 4-гол. концертов (в т. ч. 32-й – "Скажи ми, Господи, кончину мою", характерный скорбным лиризмом, отмеченный П. Чайковским; 3-й – "Господи, силою Твоею возвеселится царь", торжественно-праздничный; Б. сделал его вариант в сопр. симф. и рогового орк.); 10 2-хорн. концертов; 4 4-гол. и 10 2-хорн. хвалебных песнопений (типа концертов) "Тебе Бога хвалим"; 7 херувимских (самая известная № 7, отличающаяся светлым, возвышенно-созерцательным настроением, нередким в соч. Б.), перелож. знаменных распевов и др. Недавно обнаружено неск. ранее неизвестных его соч. Деятельность Б. составила эпоху в рус. церк. пении.