Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 15 из 35)

Б. – предшественник глинкинского классицизма в области духовной музыки, подытоживший достижения рус. хор. культуры XVIII в. Его произв., мелодически богатые и стройные по форме, носят отпечаток сентиментализма, характерного для демократич. худож. культуры конца XVIII в., и одновременно придворного галантного стиля (отсюда стремление Б. к акустич. благозвучию: обилие парал. терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами); в мягкости, "общительности" мелодики сказалось влияние рус. и укр. песни. Б. широко применял полифонию (на гарм. основе), нередко – в виде свободной, ритмич. имитации; у него наблюдается, в отличие от Березовского, множественность ("текучесть") тематизма. Концерты Б. состоят из контрастных, но связанных между собой разделов; концерты типа "размышлений" (с преобладанием медл. темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением. При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хор. партиям, а явл. как бы их корифеями. Исследователи отмечают связь концертов Б. с совр. ему симфонич. формой – concerto grosso. Соч. Б. удобны для пения, отлично звучат в хоре, были чрезвычайно распространены. Рус. муз. критика (Серов и др.) видела в Б. только духовн. композитора, подражателя своим учителям итальянцам; значение Б. полностью выявлено лишь сов. музыкознанием (труды Б. Асафьева, Ю. Келдыша, Т. Ливановой, С. Скребкова, М. Рыцаревой).

БРАМС Иоханнес (1833-1897) – нем. композитор, пианист, дирижер, руководил хорами (хор. капеллой в Детмольде, жен. хором в Гамбурге, Венской певч. капеллой), исп. произв. Палестрины, Баха, Генделя и др., свои обр. нар. песен. Среди соч. "Немецкий реквием" (на тексты из Библии в пер. М. Лютера, 1868), кантата "Ринальдо", "Рапсодия" (обе на тексты И. В. Гёте), "Песнь судьбы" (сл. Ф. Гёльдерлина), "Триумфальная песнь", "Нения" ("Погребальная песнь", сл. Ф. Шиллера), "Песня парок" (сл. И. В. Гёте). Б. – автор более 100 хоров (гл. обр. смеш. и жен.) a cap. и с инстр. сопр.; среди них 7 мотетов a cap. на 4, 5, 6, 8 голосов, псалмы, песни и др.; циклы вальсов "Песни любви" и "Новые песни любви" (33 пьесы для фп. в 4 руки и смеш. вок. квартета ad libitum, нередко исп. и хором). Творчество Б. сочетает классич. формы с элементами нем. муз. романтики, глубину мысли с взволнованностью чувства; богато мастерством полифонич. и вариац. разработки. В обр. Б. порой соединяет традиции нем. хорала с бытовой нар. песней; отд. хоры близки австр. многонац. фольклору (напр., "Цыганские песни" с фп.); более сложные хоры – свободного полифонич. письма. Партия фп. в хорах с сопр. часто развита, имеет самост. значение. Кроме оригинальных соч. популярны перелож. произв. Б. для хора ("Колыбельная", "Венгерские танцы").

БРИТТЕН Бенджамин (1913-1976) – англ. композитор, пианист, дирижер, обществ. деятель; один из виднейших композиторов современности. Неоднократно концертировал в СССР. Соч. с участием хора: оп. "Питер Граймс" и др., "Весенняя симфония", "Баллада о героях", 5 кантат, Te Deum (для хора и органа), "Военный реквием" (солисты, смеш. и дет. хоры, камерный и симф. орк.), "Обрядовые песни" (для жен. хора и арфы); смеш. хоры a cap. "Пять песен о цветах", Гимн св. Цецилии и др. Для музыкального стиля Б. типично сочетание традиций XVII-XVIII вв. (Г. Пёрселл, И. С. Бах и др.) с остро современными музыкальными средствами («Военный реквием» для певцов-солистов, смешанного хора, хора мальчиков, симфонического оркестра и органа с использованием канонич. текста и антивоенных стихов У. Оуэна, 1961).

К творчеству Пёрселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы "Дидона и Эней" и других произведений, а также новый вариант "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша.

ВАГНЕР Рихард (1813-1883) – нем. композитор, дирижер, муз. писатель; некотор. время работал хормейстером; в 1863 с большим успехом концертировал в России. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: "Риенци" (1840), "Летучий голландец" (1841), "Тангейзер" (1845), "Лоэнгрин" (1848), "Тристан и Изольда" (1859), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882); тетралогия "Кольцо нибелунга" – "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов" (1854-74). Публицистические и музыкально-эстетические работы: "Искусство и революция", "Художественное произведение будущего" (1848), "Опера и драма" (1851) и др. Его оперы содержат ряд хоров: "Риенци" – хор горожан; "Летучий голландец" – хоры прях и матросов; "Тангейзер" – хор пилигримов, марш; "Лоэнгрин" – хор. сцена I д., свадебный хор и др.; "Мейстерзингеры" – ряд хор. эпизодов, финал; "Парсифаль" – полифонич. разработанные хор. сцены. Среди соч. для хора a cap. отметим "Торжественную песню", "Приветствие королю", "У гроба Вебера". Хоры В. отличаются характерностью; большинство из них доступно для исп. лишь хорошо подготовленным певцам (из-за высокой тесситуры и широкого диапазона хор. партии). Муз.-лит. труды (в пер. на рус. яз.): "О дирижировании", "Опера и драма" и др.

Варламов Александр Егорович (1801-1848) – русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819-1823 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В 1823 возвратился на родину, преподавал пение в учебных заведениях и частных домах Петербурга и Москвы, выступал в концертах как певец и дирижёр. В 1832-1844 служил в Московских театрах (помощником капельмейстера и «композитор музыки»). В 1834-1835 издавал популярный нотный журнал «Эолова арфа». В 1840 выпустил «Полную школу пения» - первое на русском языке руководство по вокальной методике. В последние годы жизни (с 1845) работал над серией обработок для голоса с фортепьяно русских и украинских народных песен «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни).

Основная область творчества В. – романсы и песни (около 200). Большинство из них - на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета). В. – один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины 19 в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории. Популярности В. способствовала стилистическая близость его музыки жанру городского бытового романса, а также органичное претворение во многих произведениях композитора элементов русского музыкального фольклора. Некоторые песни В. стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт»). Щедро одарённый мелодист, В. создал сочинения, отличающиеся большим разнообразием, пластичностью вокального тематизма («На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку», «Ах ты, время, времечко» и др.). В. – автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837); хоров, вокальных ансамблей и др.

ВЕБЕР Карл Мария (1786-1826) – нем. композитор, один из основоположников немецкого муз. романтизма, дирижер, пианист, муз. писатель; руководил оперн. хором. Среди соч. 6 кантат, 3 мессы и офферторий; хоры в оп. "Вольный стрелок", "Эврианта", "Оберон" и др.; муж. хоры в сб. "Лира и меч", смеш. цыганские хоры из музыки к драме П. А. Вольфа "Прециоза" (наиболее известный из них "В лесу", с имитацией эха); хоры a cap. Хоры В. близки нем. бытовым ансамблям с их гарм. многоголосием, куплетностью; в муж. голосах часто применяются divisi, используются также неполн. составы смеш. хора; встречаются (в операх) 2-хорные эпизоды. Один из первых дирижеров-профессионалов, В. оставил след в развитии дирижерск. искусства: рассадил орк. по группам, дирижировал палочкой и т. д.; современники отмечали властность его жеста.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА – название творч. направлений в музыке, сложившихся в Венеции в XVI-XVII вв. Для композиторов XVI в. (А. Вилларт, А. и Дж. Габриели) характерен красочный монументально-декоративный стиль многоголосной вок.-инструм. музыки (сопоставление 2 или 3-х хоров, контрастность хор. групп, использование виртуозных соло, присоединение инструм. ансамбля, удваивающего голоса или исполняющего вступления, интермедии; тембровая контрастность инструм. аккомпанемента). Крупнейшим композитором В. ш. XVII в. был К. Монтеверди, видными мастерами XVIII в. – А. Вивальди, А. Лотти, Б. Галуппи.

ВЕРДИ Джузеппе (1813-1901) – итал. композитор, дирижер, обществ. деятель. В его оперн. творчестве хоры занимают видное место, использование их разнообразно: хор. песни в нар. духе ("Набукко", "Ломбардцы"), хор. сцены, показывающие "кипение народных масс" ("Битва при Леньяно", "Сицилийская вечерня"); хоры, обрисовывающие ситуацию ("Риголетто", "Трубадур", "Дон Карлос", "Аида" и др.) и декоративного значения ("Сила судьбы" – ратаплан, "Отелло" – хор "Пламя пылает"). Иногда В. дает при помощи хора как бы косвенную характеристику действующих лиц ("Отелло" – большая хор. сцена I д., заменяющая увертюру). Хор. фактура у В. разнообразна – от унисона до 3-хорного изложения (финал II д. "Аиды"). Хоры вокально удобны, нередко представляют собой законч. номера, отсюда – возможность их исполнения в концертах. Хор. соч. a cap.: "Ave Maria" (смеш.), "Хвала Деве Марии" (жен.), смеш. хор с орк.: "Stabat Mater", Te Deum (двойной хор). Реквием В. для солистов, хора и орк. – одно из ярчайших произв. этого жанра в мировой муз. литературе.