Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 16 из 35)

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799-1862) – рус. композитор и театральный деятель. Автор опер, кантат ("Певцы во стане русских воинов" и др.). Широкой популярностью пользовалась его оп. "Аскольдова могила" (1835), в частности муж. хоры – "Гой ты, Днепр" и "Ну-те, братцы" с их ярко выраженной романтикой, жен. хор "Ах, подруженьки" в ритме полонеза-болеро, интонационно связанный с сентимент. романсом; песни "Близко города Славянска" и "Заходили чарочки", в припеве которой заметно влияние цыганск. музыки, и др.; колоритные сцены у колдуньи. В хорах В., составляющих бытовой фон оперы, элементы крестьянск. песни сочетаются с городск. интонациями, ритмами бытовых танцев. У В. имеются обр. рус. нар. песен для солистов, хора и орк.; духовная музыка ("Обедня", концерты и др.).

ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanelle – деревенская песня, villa – деревня) – неаполитанская многоголосная песня XV-XVI вв. народного происхождения. Вилланеллы обычно трехголосны, гомофонного склада, живого характера с чертами танцевальности лирич. или юмористич. содержания, в куплетно-строфической форме. Исполнялись a cappella или под аккомпанемент лютни. Одна из музыкальных особенностей – параллельные квинты. Содержание поэтических текстов многообразно – сатирические, шуточные, игровые, любовно-лирические темы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц.) – эпоха расцвета культуры стран Зап. и Центр. Европы характеризующаяся расцветом светской гуманистической мысли, великими научными и географическими открытиями, возрождением античного культурного наследия в период возникновения буржуазн. отношений в рамках феод. об-ва (XV-XVI вв.). Раннее В. в Италии и Франции (XIV в.) носит название Ars nova. Первая половина XV века – начало эпохи Возрождения в музыке (творчество Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи, формирование ренессансного идеала гармонии и красоты, норм строго стиля, переход к благозвучному контрапункту), вторая половина XVI века – завершающая стадия (творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, первых оперных композиторов, разрушение норм строгого стиля и появление гомофонно-гармонического склада, формирование принципа контраста). Для искусства В. характерны гуманизм, полнота жизнеощущения, в противоположность ср.-век. аскетизму. В музыке эпохи В. появились новые жанры (опера, кантата, оратория, сольная песня, инструм. пьеса), многоголосн. хор. композиции (мотет, мадригал, вилланелла); зародилась гармония, возникли муз. школы – нидерландская, римская, венецианская и др.; стало ощутимо влияние нац. нар. творчества на профес. музыку – светскую и церк., усилилась светск. направленность музыки, получила развитие муз. наука.

ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение (старослав. – ночное бодрствование) – вечернее богослужение в правосл. церкви накануне праздников; состоит из служб – вечерни и утрени. Содержит много песнопений (главных – 17). Мн. композиторы гармонизовали знаменные распевы или писали свою музыку на канонич. текст. П. И. Чайковский написал "Всенощную" как единый цикл (ор. 52), что вызвало много подражаний. Замечательна "Всенощная" С. В. Рахманинова, построенная на знаменном тематизме.

ГАВРИЛИН Валерий Александрович (1939-1999) – рус. композитор, лауреат Гос. премий СССР и РСФСР, нар. арт. России. Среди соч. – действо "Скоморохи", кантата "Мы говорили об искусстве" (для хора a cap. на собств. текст), хор. цикл "Памяти павших"; хор. симфонии-действа "Пастух и пастушка", "Перезвоны" (По прочтении В. Шукшина; солисты, хор, гобой, ударные; посв. В. Минину, 1982); хоры a cap. "Припевки", "Дон капитан" и др. В соч. Г. русское нар. начало органически сочетается со сложностями совр. муз. языка, что делает их широко популярными, доступными.

ГАЙДН Йозеф (1732-1809) – австр. композитор, капельмейстер. В детстве пел в церк. хоре. Среди соч.: оратории "Сотворение мира" (1798), "Времена года" (1801, светская, с яркими жанровыми хор. сценами, поэтизирующая крестьянск. труд и природу), "Возвращение Товия", "Семь слов Спасителя на кресте" (1794), 14 месс (среди них "Нельсон-месса", "Терезиен-месса", месса с литаврами), кантаты, Te Deum, Stabat Mater, мотеты, живописный мадригал для хора и орк. "Буря", цикл 3- и 4-голосных хоров в сопр. фп. (1803, 13 номеров; цикл издан с рус. текстом как "Девять хоров". М., 1971) и др. Для музыки Г. характерны реализм, жизнерадостность, изобразительность, связь с нар. искусством. Полифония Г. (часто им применяемая) логически организована, стройна, гармонична в своей основе. Хоры, как правило, написаны удобно для голосов; виртуозные фигурации в соч. кантатно-ораториальн. жанра Г. обычно передает солистам. В названном хор. цикле номера развиты, значительны по объему; наряду с гарм. изложением много полифонического (фугато, имитации, контрапункт); композитор применяет различн. формы – строфическую, рондо с варьированием, сонатную и др., в смеш. хоре выдержано 4-голосие (без a cap. (популярная жанровая сценка "Красноречие" и др.). Исследователи отмечают близость данного цикла анг. мадригалам XVI-XVII вв.

ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (1685-1759) – нем. композитор (много лет жил в Англии); капельмейстер и рук. хора; исполнитель на органе, клавесине и др. Хор. наследие Г. обширно: хоры в ораториях, ок. 20 антемов (англ. церк. песнопения типа мотета или кантаты на библ. текст), 5 Te Deum; хоры a cap. – "Гимн добровольцев", "Песнь победы над мятежниками" (с этих произв. началось в Англии признание Г.); оп. хоры (небольшие, гомофонно-гарм. фактуры: оп. "Юлий Цезарь", "Ариодант", "Тамерлан", "Ксеркс" и др.). Г. – создатель классич. типа ораторий (их ок. 30; наиболее известные – "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон", "Иуда Маккавей", "Иевфай"). Осн. действующее лицо в них – народ (и его вожди), часто представленный в контрастных образах: ликующий и страдающий, победитель и побежденный. Наиболее монументальные и идейно значит. оратории можно назвать героическими. Кроме них Г. создал и ораторию-пастораль ("Ацис и Галатея"), ораторию – любовную драму ("Геракл"), ораторию лирическую ("О радости, печали и мудрости") и др. Творчеству Г. свойственны демократичность, яркость муз. характеристик, монументальность, связь с интонациями и ритмами нар. бытовой музыки. Многие соч. Г. рассчитаны на масштаб площадей, как бы на "гулкое эхо" (заполняющее нередко встречающиеся паузы). В целом для музыки Г. характерно главенство мелодич. начала, в гармонии – преобладание тонико-доминантовых соотношений. Полифония Г. имеет ясную гармонич. основу, отличается лаконичными "плакатными" темами; в фугах наблюдается свобода изложения. Хоры отмечены богатством фактуры – от аккордовой до полифонической (имитация, канон, фугато, фуга, контрастная полифония). Изложение обычно 4-голосное, изредка – двойные хоры (напр., в "Самсоне") и др. составы; в хор. партиях нередки виртуозные пассажи; хор всегда поддерживается оркестром. Г., по замечанию П. Чайковского, "был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами: никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора... превосходные эффекты масс".

Гершвин Джордж (1899-1937) – амер. композитор и пианист. Род. в евр. семье (Гершович), эмигрировавшей из России. Не получил систематич. образования (ни общего, ни муз.); брал уроки музыки у Ч. Хамбитцера (фп.), Р. Гольдмарка (гармония) и др. В дальнейшем занимался муз. самообразованием. К 25 годам приобрёл известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю, мьюзиклов не только в Нью-Йорке, но и в Лондоне и Париже, где в 1928 общался с М. Равелем и др. выдающимися музыкантами. Г. – виднейший представитель т. н. симф. джаза. Особенности его стиля - в сочетании традиций импровизац. джаза, элементов афро-амер. муз. фольклора и лёгкого жанра (т. н. эстрады Бродвея) с формами европ. муз. классики – оперной, симфонич., концертной. Творчество Г. отличается оригинальностью, несмотря на заметные разл. влияния (в "Рапсодии в блюзовых тонах" – виртуозность фп. стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова, в фп. концерте – традиции франц. импрессионистов, в "Порги и Бесс" – балладной оперы и веризма).

Иск-ву Г. свойственны гуманизм и демократичность; его муз. язык отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором, чертами гротеска. Большое место в его творчестве занимают музыкальные комедии (мьюзиклы) на обществ.-злободневные темы ("Пусть гремит оркестр", "О тебе я пою" и др.); получили большую популярность его оперетты. В духе гротеска написана им программная симф. сюита "Американец в Париже". Известность приобрели эстрадные лирич. песни, особенно джазового типа, далёкие, однако, от стандартов джаза и примитивности "эстрады Бродвея". Если в симфонические и оперные произведения Г. вносил черты лёгкого жанра, то в эстрадную музыку он столь же тонко и органично внедрял элементы классической музыки.

В музыке для т-ра Г. стремился к освобождению от штампов, в частности от оперных канонов. Для оперы "Порги и Бесс", первой амер. нац. оперы (из жизни амер. негров), осн. на афро-амер. мелодизме, характерны своеобразие формы, правдивость сценич. ситуации и психологич. коллизий, динамичность развития сюжета, органичное переплетение трагич. начала с жанрово-комедийным. В её мелодике чередуются ладово-своеобразные напевы спиричуэлов, лирич. блюзов и гротескных регтаймов; широко используются кварто-квинтовые гармонии, характерные для негр. хор. пения. Опера получила мировое признание, вошла в репертуар мн. т-ров.

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936) – рус. композитор, дирижер, проф. и директор Петерб.-Ленингр. консерватории, обществ. деятель, нар. арт. Республики. Один из продолжателей традиций "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом. Среди соч. с использованием хора и орк. — кантаты "Коронационная", "Пушкинская", "Торжественный Колумбовский марш", "Прелюдия-кантата в честь 50-летия Петерб. консерватории"; для жен. хора с фп. – "Гимн Пушкину", кантата на 100-летие Павловского института; хоры из музыки к драме Лермонтова "Маскарад" и к драме К. Р. "Царь Иудейский"; обр. рус. нар. песен: "Эй, ухнем" (смеш. хор с орк., 1905), "Вниз по матушке по Волге" (1921, смеш. 8-гол. хор a cap. с применением имитац. полифонии) и др.