ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857) – рус. композитор, основоположник нац. классич. музыки; в 1837-1839 капельмейстер Придв. певч. капеллы (первый начал учить певцов сольфеджио). Г. был превосходным исполнителем-певцом (тенор), его вок.-педагогич. деятельность оказала большое влияние на развитие рус. певч. искусства. Хор. творчество представлено гл. обр. в операх, где хор (впервые в рус. музыке) явл. "действующим лицом". Оп. хоры Г. многочисленны и разнообразны. Так, в оп. "Жизнь за царя" имеются как хоры, характерные для рус. склада (ополченцев и крестьян, гребцов, свадебн. жен. хор), так и общеевропейск. типа (польск. сцены), хоры, соединяющие рус. нар. элемент с приемами европ. музыки (фуга интродукции, сочетающая полифонич. форму с песенной куплетностью; хор "Мы на работу в лес" – в сонатной форме; грандиозный финал "Славься" – гимн-марш, по определению Г.). Оп. "Руслан и Людмила" содержит хоры реалистич. содержания (I д., финал оперы) и фантастические (хоры волшебных дев, хоры рабов Черномора). Разнообразны фактура и составы хоров: унисонные однородные (рассказ Головы, персидский хор в оп. "Руслан и Людмила") и смешанные (хор гребцов – альты и тенора – в оп. "Жизнь за царя"); однородные и смеш. хоры с различным (нередко меняющимся, в стиле рус. многоголосия) числом голосов: неполный смеш. хор без сопрано ("Мы на работу в лес"); 3-хорное "Славься". Другие соч. Г. с участием хора: юношеск. кантата Пролог (для тенора, смеш. хора, фп. и контрабаса), "Польский" (смеш. хор и орк.), "Прощальные песни" (типа кантат) воспитанниц Екатерининского и Смольного институтов (солисты, жен. хор и орк.), "Тарантелла" (для чтеца, балета, смеш. хора и орк.), "Молитва" ("В минуту жизни трудную" для меццо-сопрано, смеш. хора и орк.); ария в драме "Золото и кинжал" (меццо-сопрано, жен. хор и орк.); сольные песни с хор. припевом: "Песня Ильинишны" (из музыки к "Князю Холмскому"), "Прощальная песня" (из цикла "Прощание с Петербургом"), цыганская песня "Коса" (с орк.), "Не осенний частый дождичек" (фп.); духовн. соч. для хора a cap. ("Херувимская", "Ектения", "Да исправится"); набросок (мелодия и цифров. бас) рус. гимна (был известен в виде хор. обработки неизв. автора под назв. "Патриотическая песня", или "Москва"; сейчас принят как Гимн Российской Федерации). Существуют перелож. произв. Г., сделанные Балакиревым ("Венецианская ночь", "Колыбельная"), Вик. Калинниковым ("Рыцарский романс"), Бларамбергом ("Ночной смотр"), Егоровым ("Ночной смотр", "Попутная песня"), Коловским и др. Г., по определению Г. Лароша, "создал русское голосоведение, являя народность не только в общем духе своих творений, но и в их технической постройке" (отметим, в частности, применяемую им мелодизацию голосов при гармонич. изложении). Различн. стороны хор. творчества Г. нашли продолжение у Бородина (эпичность), Римского-Корсакова (фантастика), Мусоргского (драматизм), Чайковского (жанр лирической приветственной кантаты), Танеева (полифонич. разработка). Широкое использование хора в операх, обрамление их большими хор. сценами стало после Г. традиционным в рус. музыке.
Велико значение Г. и в области рус. церк. пения. Его величественная 6-голосная "Херувимская" была популярна в больших хорах, с октавистами. В своей обработке "Да исправится" Г., вопреки принятой его современниками общеевроп. гармонизации знаменных мелодий, исходил из их характера и особенностей рус. нар. многоголосия, указав этим путь в будущее. В 1965 была установлена Гос. премия РСФСР им. Г., присуждаемая ежегодно за муз. произв., выдающуюся исполнит. деятельность, муз. исследования (в 1884-1917 были композиторские премии, учрежденные М. П. Беляевым в честь Г.).
ГЛЮК Кристоф Виллибальд (1714-1787) – композитор, дирижер, реформатор оперы XVIII в.; жил в Австрии, Италии, Франции. Хор. творчество представлено в оп. "Орфей", "Ифигения в Авлиде", "Ифигения в Тавриде", "Альцеста" и др., где хор – активный участник муз. драмы. Хор. стиль Г. отличается лаконичностью муз. средств при большой выразительности; фактура определяется сценич. ситуацией (элегич. хор из "Орфея" – "О, если в роще сей" – строгое 4-голосие, остинатный ритм сопровождения; унисонные хоры фурий из той же оперы, двойной хор-диалог в "Альцесте" и т. д.). Благодаря простоте и ясности, вок. удобству хоры Г. доступны самодеят. коллективам. В исполнении "Орфея" в Ленингр. филармонии принимали участие и любительск. хоры: объед. хор под упр. И. Немцева (30-е гг.), хор Ленингр. ун-та под упр. Г. Сандлера (60-е гг.).
ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1864-1956) – рус. композитор; выступал с исп. своих соч. (пианист-аккомпаниатор, дирижер), руководил разл. хорами. С 1925 жил во Франции, с 1939 – в США. Г. работал почти во всех хор. жанрах. Среди соч. (a cap. и с сопр.) миниатюры-пейзажи ("В зареве огнистом", "На заре"), хор. картины ("Над неприступной крутизною", "Осень" и др.), хор. романсы ("Нас веселит ручей", авторск. перелож. "Колыбельной"), хоры в нар. характере (вариации "Лен", "За реченькой яр хмель", "Призыв весны", популярная обработка "Пойду ль я, выйду ль я"), хоры на тексты басен Крылова ("Лягушка и вол"; "Лебедь, рак и щука"), хоры из оп. "Добрыня Никитич"; хоры-отклики на обществ. события ("Траурный марш", "Гимн свободной России" на сл. К. Бальмонта, февр. 1917), а также – более сложные поздние соч.: "Памятник поэту", "После грозы", "Ледоход", "Эхо", "Русский язык". Г. автор бол. числа жен., дет. хоров (a cap. и с развитым сопровождением фп.). Хоры Г., особенно ранние, отличаются мелодичностью, красивой гармонизацией, образностью, использованием хоровых красок, вок. удобством. Они широко распространены в концерт. и учебной практике.
Г. – автор мн. духовн. произв. Это соч. в духе правосл. традиций для хора a cap., соч. на церк.-слав. тексты для голосов с инстр., соч. на лат. и др. церк. тексты. Как композитор рус. духовн. музыки, Г. был (вначале) в орбите моск. школы Смоленского – Кастальского. Соч.: 4 литургии ("Верую" из 2-й – псалмодия альта на фоне хора – вызвало много подражаний; 3-я "Демественная", с сопр. орк. и органа; 4-я – "Новый Обиход"), "Всенощное бдение", монументальная "Страстная седмица"; концерты – "Волною морскою", "К Богородице прилежно", "Воскликните Господеви" и др. Композитор вводил в духовн. соч. черты светских жанров; они масштабны, рассчитаны на конц. исполнение. Ему принадлежат также 4 мессы: "Экуменическая" (Вселенская), "Праздничная" и др., 6 мотетов с органом, кантата "Хвалите Бога". Г. откликнулся на события Вел. Отеч. войны (поэма "К победе", для хора и орк., 1943). Ряд соч. Г. остался в рукописях. Автор статей о рус. церк. музыке.
ГУНО Шарль (1818-1893) – франц. композитор, органист, дирижер; руководил (1852-1860) объединением хор. об-в Орфеон, основал также в Лондоне (где жил в 1870-1875) об-во "Хор Гуно" (ныне Королевское хор. об-во), с котор. давал концерты. Среди соч. 14 месс, 3 реквиема, Stabat Mater, Te Deum, оратории ("Искупление"; трилогия "Смерть и Жизнь", с использов. текста реквиема), кантаты, хоралы и др.; хоры из оп. "Фауст", "Ромео и Джульетта", "Сафо", "Мирейль" и др.; хоры к трагедии Понсара "Одиссей", 14 больших хоров (с фп.), 3 хора a cap. (на тексты басен Лафонтена). Популярностью пользуется смеш. хор с фп. "Ночь" (исполняется и a cap.), а также Ave Maria для сопрано соло в сопр. 1-й прелюдии И. С. Баха из I т. "ХТК" (имеются хор. обр. Егорова, Соколова и др.). Хорам Г. свойственны мелодичность, гармонич. фактура (применяются и унисоны), частые тесситуры.
Гурилёв Александр Львович (1803-1858) – русский композитор, пианист, педагог. Сын крепостного музыканта Льва Степановича Г. (1770-1844), дирижера и скрипача оркестра графа В. Г. Орлова. Учился у отца (скрипка), Дж. Филда (фортепиано), И. И. Геништы (теория музыки). В 1831 получил вольную. Жил в Москве, занимался композиторской и педагогической (преподавал игру на фортепиано, пение) деятельностью. Известен главным образом как автор лирических бытовых романсов и песен, получивших широкое распространение в демократической части городского населения. Особой популярностью пользовались: «Матушка-голубушка», «Вьётся ласточка сизокрылая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Сарафанчик», «Разлука» («На заре туманной юности») и др. Г. принадлежат также обработки народных песен, фортепианные произведения, танцы, виртуозные пьесы для концертного исполнения (вариации на романс А. Е. Варламова «На заре ты её не буди», и терцет «Не томи, родимый» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»).
ДАВИДЕНКО Александр Александрович (1899-1934) – рус. композитор, хор. дирижер, обществ. деятель. Учился в Моск. консерватории и Народной хор. академии у Р. Глиэра, А. Кастальского; руководил рабочими, матросскими, колхозными самодеят. хорами, хором рабфака МГК. Соч. для смеш. хора a cap. "Бей молотом", "Море яростно стонало", "Бурлаки", "Гармонь", "Рабочий дворец", "Песня о Стеньке Разине", обр. революц. песен – "Казнь", "Узник", "Колодники", франц. песни "Всё вперед"; сюита на чеченск. нар. темы (4 пьесы); монументальные хоры с сопр. (фп., орган, гармоника; имеются инструментовки А. Гаука, Д. Шостаковича и др. для симф. орк.): "На десятой версте" (памяти жертв 9 января 1905 г.), "Улица волнуется" (красочная картина революц. демонстрации, оба хора входят в коллективное соч. – ораторию Путь Октября); массовые песни – "Конница Буденного", "Первая Конная", "Нас побить хотели", "Винтовочка" и др.; сольные вок. произв.; оп. "1905 год" (в соавторстве с Б. Шехтером), неоконч. оп. "1919 год" (с хор. сценой "Подъем вагона"). Интонац. истоки музыки Д. – народная (крестьянская, фабричная, солдатская, казачья) и революц. песня. Для его соч. характерны своеобразие мелодики, свежесть гармонии, динамичность ритмики, разнообразная полифония (имитационная, контрастная, подголосочная) и фактура, применение дорийского, миксолидийского и др. ладов, многообразие форм – от куплетной песни до фуги ("Улица волнуется"), сонаты ("Рабочий май"), сюиты. Д. – один из зачинателей сов. массовой песни. Продолжая традиции рус. классиков (в первую очередь Мусоргского), используя достижения современников (Прокофьева, раннего Стравинского), Д. был в то же время новатором, одним из первых сов. композиторов, выразивших революц. содержание новыми средствами. Хоры Д. были популярны, выдержали испытание временем; их высоко ценил Д. Д. Шостакович.