Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 19 из 35)

КАЛИННИКОВ Виктор Сергеевич (1870-1927) – рус. композитор, дирижер, обществ. деятель, проф. Моск. конс.; преподавал также в Моск. филармонич. уч-ще, Синодальном уч-ще (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866-1900). Автор преимущ. хоровой музыки. Соч.: 15 смеш. хоров a cap.; дет. песни с фп.; обр. рус. нар. песен ("Ты взойди, солнце красное", "У ворот батюшкиных", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге", "Заиграй, моя волынка") и революц. песен ("Интернационал", "Марсельеза") для смеш. хора a cap.; хор. перелож. ("Рыцарский романс" Глинки, "Песня темного леса", "Море", "Спящая княжна" Бородина и др.). Хоры К. – обычно небольш. размеров (исключение – эпич. картина "Лес" на сл. А. Кольцова, "Утром зорька"), разнообразны по жанрам, тематике: хор. романсы ("Элегия", "Нам звезды кроткие сияли", "Проходит лето"), лирич. пейзажи ("Жаворонок", "Солнце, солнце встает", "Звезды меркнут и гаснут", "Зима"), хоры лирико-эпические ("Кондор", "На старом кургане" – памяти брата, близкий его одноим. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в рус. стиле ("Ой, честь ли то молодцу", "Спесь", "У приказных ворот" – все на сл. А. К. Толстого). В хорах К. соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразит. моменты ("Осень", "Спесь", "Кондор" и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянск. песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальн. обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармонич. в основном изложении применяется мелодизация голосов, полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у К. и в других формах). Хор. фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различн. партиях, в виде "перекличек", органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число голосов: наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обр. нар. песен несложны, близки к нар. многоголосию. У К. имеется Концертная увертюра для орк., несколько духовн. хоров (песнопения из литургии и др.), статья – "О хоровом пении" ("Вестник искусств", 1922, № 2, подписана буквой К.). Соч. К., ставшие русской классикой, популярны среди профес., учебных, любительск. коллективов.

Камерата (итал. camerata – компания, корпорация) – объединение поэтов, музыкантов, ученых-гуманистов, любителей музыки, сложившееся к 1580 г. во Флоренции. Участники камераты (поэт О. Ринуччина. певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи и др.) ратовали за возрождение античной трагедии. Они противопоставили господствовавшей в XVI в. хоровой полифонии монодию с сопровождением, выдвинув на первый план гомофонно-гармоническое начало. С камератой связано рождение нового жанра – оперы («драма на музыке»). Во Флоренции появились ее первые образцы (на тексты Ринуччини): «Дафна» Пери (пост. 1597-1598), «Эвридика» Пери (пост. 1600), «Эвридика» Каччини (пост. 1602).

КАНТ (от лат. cantus – пение, песня) – вид старинной хор. или ансамблевой песни a cap. Возник в XVI в. в Польше, позднее – на Украине и в Белоруссии, со 2-й полов. XVII в. – в России, получив распространение как ранний вид городск. песни; к нач. XVIII в. – излюбленный жанр домашней, бытовой музыки. Сначала К. – песня-гимн религиозн. содержания (см. Псальма), позднее проникается светск. тематикой: появляются К. лирические, пасторальные, застольные, шуточные, походные и др. В петровскую эпоху были популярны панегирические К., так наз. виваты; исполнялись хорами певчих во время празднеств и триумфальных шествий, в сопр. пушечной пальбы, фанфар и колокольного звона. Стилевые признаки К.: куплетная форма, подчиненность муз. ритма стихотворному, ритмич. четкость и плавность мелодии; преимущ. 3-гол. склад с параллельным движением 2-х верхних голосов; бас нередко мелодически развит; встречается имитация. В К. присутствует естественность соотношения мелодии и гармонии, уравновешенность гармонич. функций – субдоминанты, доминанты, тоники. Б. Асафьев указывает, что "в эволюции музыки второй половины XVIII и начала XIX в. кант становится своего рода краткой энциклопедией торжествующего гомофонного стиля" ("Музыкальная форма как процесс". Л., 1963. С. 288). К. записывались на трех строчках, так наз. киевской (квадратной) нотацией, без тактовых черт; распространялись в многочисл. рукописных сб-ках, без указаний авторов текста и музыки, хотя часто использовались стихи совр. поэтов – Тредиаковского, Ломоносова и др. По типу К. делались первые обр. нар. песен. Постепенно К. усложнялся, приобретая черты романса. В дальнейшем (в XIX в.) на основе К. создавались солдатские, застольные, студенческие, нек. революционные песни. Влияние К. встречается и в рус. классич. музыке, у Глинки ("Славься") и др.

кант лирическийновый тип светской бытовой музыки, отличался светской тематикой: любовной («Во печали его великой»), морской («Буря море роздымает»), застольной; иногда сатирического содержания.

кант панегирический музыкальный символ петровской эпохи. Сохранив черты стиля духовного и лирического канта, он приобрел новые характерные интонации маршевых ритмов, фанфарных оборотов. Они создавались по случаю петровских побед, воспевали славу русского оружия («На взятие Шлиссельбурга» (1702), «Орле российский», «Радуйся, Росско земле»). Включались в петровские ассамблеи, празднества и триумфальные шествия в сопровождении пушечной пальбы, колокольного звона и фанфар.

КАНТАТА (итал. cantare – петь) – произв. для певцов-солистов, хора и орк., торжественного или лирико-эпич. характера. К. могут быть хоровыми (без солистов), камерными (без хора), с сопр. или без него; одночастными или состоять из неск. законч. номеров. От оратории (сходной с ней по средствам выражения) К. отличается обычно меньшим размером, однородностью содержания, менее развитым сюжетом. К. возникла в Италии (XVII в.), сначала как пьеса для пения (в отличие от сонаты). Значит. место К. занимает в творчестве И. С. Баха, писавшего К. на духовные, мифологические и бытовые сюжеты. В России К. появилась в XVIII в., достигла развития в XIX и XX вв.: сольная театрализов. К. ("Черная шаль" Верстовского), приветственные, юбилейные, лирич., лирико-философские К. ("Прощальные песни воспитанниц Екатерининского и Смольного ин-тов" Глинки; "Москва", "К радости" Чайковского; "Свитезянка" Римского-Корсакова; "Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма" Танеева; "Весна", "Кантата на открытие памятника Глинке" Балакирева и др.).

Жанр К. получил развитие в творчестве сов. композиторов (иногда с назв. Поэма), особенно в соч. на историко-патриотич. и совр. тему ("Александр Невский" Прокофьева, симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина, "Кантата о Родине" Арутюняна и др.). Совр. нем. композитор К. Орф написал сценич. кантаты ("Кармина Бурана", "Катулли Кармина" и др.).

Канцона (итал. canzone, франц. chanson) – первоначально вид лирической поэзии трубадуров Прованса (XII-XIII вв.). В XIII-XVII вв. получила распространение в Италии и Сев. Франции. Крупнейшие авторы канцон философского и политического характера – Данте и Петрарка. Тексты использовались в мадригалах XVI в. В то же время в Италии приобрели популярность многоголосные песни, стилизованные в народном духе – canzoni alla napoletana.

КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (1856-1926) – рус. композитор, хор. дирижер, исследователь рус. нар. песни, обществ. деятель. С 1887 преподаватель Синодального уч-ща (фп., теория музыки), с 1910 его директор. С 1891 пом. регента, в 1907-1910 регент Синодального хора. С 1896, по инициативе В. С. Орлова и при одобрении С. В. Смоленского, начал обрабатывать знаменные распевы, исходя из их ладовой специфики, используя приемы нар. многоголосия. Обработки (их более 400) вскоре стали популярны. Образовалась группа композиторов, следующих по пути К., – т. н. Новое направление (Чесноков, Гречанинов, Калинников, Никольский, К. Шведов и др.). Это направление вызывало неодобрение части церковнослужителей, усмотревших здесь "мирское начало". Среди соч. К. – "Пещное действо" (опыт реставрации стар. церк. обряда); "Братское поминовение", для соло, хора, орк. (своеобразный реквием памяти погибших в первой мировой войне, с использованием правосл., католич., англ., сербск. церковных напевов; 2-я ред. – a cap.); "Вечная память героям" (избр. песнопения из панихиды) и др.

К. открыто принял революц. идеалы. В 1918-1923 он – управляющий Народными хоровыми академиями. С 1923 проф. Моск. консерватории, один из основателей и декан хор. отделения, зав. кафедрой нар. музыки. Соч.: кантата "1905 год"; сюита "Сельские работы в нар. песнях" (хор с орк. нар. инструм.); "В. И. Ленину (У гроба)", для чтеца, хора и симф. орк.; "Красная Русь", "Песня товарищей Разина", "Старинка" и др.; хоры a cap.: "Былинка", "Слава", "Песни к Родине" ("Поля неоглядные"; "Эх, тройка", сл. Н. Гоголя; "Русь", сл. И. Никитина); "Первомайский гимн"; "Русь", сл. Н. Некрасова; обр. русских и революц. песен ("Интернационал" в сочетании с "Дубинушкой"). К. применял ладогарм. обороты, присущие старой крест. песне, параллелизмы, свободное голосоведение – от унисона и удвоений до широкого многоголосия, подголосочн. полифонию; мастерски распоряжался хор. красками. Для исполнения хоры К., как правило, трудны (из-за изощренного голосоведения). Кн.: "Особенности народно-русской музыкальной системы"; "Основы народного многоголосия"; "Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций".