Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 2 из 35)

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «История хоровой музыки» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанными в программе, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

Многообразным задачам, выдвигаемым курсом, соответствуют следующие формы занятий со студентами: лекционные, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия включают основные обзорные темы. В ходе лекций раскрываются главные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и спорные положения изучаемого материала.

Основной целью семинарских и практических занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и актуальных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.

Основной целью самостоятельных занятий является приобретение и закрепление навыков анализа хорового произведения, изучение музыкально-стилевых особенностей явлений хорового искусства, освоение музыкально-нотного материала, повторение тезауруса по данной теме. Самостоятельные занятия должны проводиться на протяжении всего курса, сопутствуя лекциям и семинарским занятиям, конкретизируя и дополняя их материал.

Темы семинарских и практических занятий

Тема 4. Вокально-симфоническое наследие И. С. Баха

Вопросы к теме:

1. Особенности баховской трактовки пассиона.

2. Развитие Bar-формы в кантатных хорах И. С. Баха.

3. Соотношение хоровых и оркестровых голосов в партитурах вокально-инструментальных произведений И. С. Баха.

Произведения для анализа:

Бах И. С. «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 47, 72, 78); «Страсти по Иоанну» (№ 1, 21), Магнификат (№ 1, 10, 11, 12); духовные кантаты (№ 4, 6, 21, 106); светские кантаты: «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»), «Умиротворенный Эол» (хоровые номера).

Литература:

Основная:

1. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друскин М. И. С. Бах. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.

2. Друскин М. Пассионы И.-С. Баха. – Л.: Музыка, 1972. – 88 с.

3. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л.: Музыка, 1976. – 168 с.

4. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. – М.: Музыка, 1980. – 287 с.

5. Морозов С. А. Бах. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 254 с.

6. Русская книга о Бахе: сб. ст. – М.: Музыка, 1986. – 375 с.

7. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: [о стиле И. С. Баха]. – М.: Музыка, 1973. – С. 198-213.

8. Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха. – М.: Музыка, 1974. – 166 с.

9. Швейцер А. И. С. Бах. – М.: Классика-XXI, 2004. – 808 с.

10. Этингер М. Гармония И. С. Баха. – М.: Музгиз, 1963. – 109 с.

Тема 4а. Становление жанра Реквием в музыке XVIIIXIX вв.

Вопросы к теме:

1. Влияние оперы и симфонии на развитие музыкального языка жанра на

примере «Реквиема» В. Моцарта.

2. Традиции национальной хоровой культуры в «Немецком реквиеме» И. Брамса.

3. Черты оперного стиля в «Реквиеме» Дж. Верди.

Произведения для анализа:

Моцарт В. «Реквием».

Брамс И. «Немецкий реквием».

Верди Д. «Реквием».

Литература:

Основная:

1. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Аберт Г. В. А. Моцарт. – Ч. II, кн. 2. – М.: Музыка, 1987. – 558 с.

2. Бушен А. Молодой Верди. – Л.: Музыка, 1989. – 368 с.

3. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера - три мира / пер. с нем. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 640 с.

4. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1965. – 432 с.

5. Друскин М. И. Брамс. – Л.: Музыка, 1959. – 143 с.

6. Левандо П. «Реквием» Моцарта в репертуаре Петербургской капеллы // Моцарт и русская музыкальная культура. – СПб., 1991. – С. 30-34.

7. Луцкер П. Моцарт: Реквием. – М.: Классика-ХХI, 2008. – 22 с.

8. Робинс-Лэндон Х. К. Новое о Реквиеме // Советская музыка. – 1991. – № 12. – С. 24-29.

9. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.: Музыка, 1981. – 416 с.

10. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1986. – 382 с.

Тема 5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XIX в.

Вопросы к теме:

1. Народные сцены в романтической опере XIX в.

2. Театр Р. Вагнера.

3. Особенности хорового стиля Р. Вагнера.

Произведения для анализа:

Вагнер Р. Хор прях, хор матросов из оперы «Летучий голландец»; хор «Слава искусству» из оперы «Тангейзер»; Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Литература:

Основная:

1. Друскин М. История зарубежной музыки: учебник. – Вып. 4: Вторая половина XIX века / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор, 2004. – 630 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1 Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

2. Друскин М. С. Вагнер. – М.: Музгиз, 1963. – 95 с.

3. Кенигсберг А. Оперы Вагнера «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». – М.-Л.: Музыка, 1967. – 80 с.

4. Левик Б. Рихард Вагнер. – М.: Музыка, 1978. – 448 с.

5. Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. – М.: Алгоритм, 1997. – 477 с.

6. Ручьевская Е. А. "Руслан" Глинки, "Тристан" Вагнера и "Снегурочка" Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: монография. – СПб.: Композитор, 2004 – 396 с.

7. Хохловкина А. Западно-европейская опера: конец XVIII – 1 пол. XIX в. Очерки. – М.: Музгиз, 1962. – 367 с.

8. Шюрэ Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма / пер. с фр. Н. М. Розен. – М.: Энигма, 2007. – 320 с.

Тема 8. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века

Вопросы к теме:

1. Лирика, драматизм, эпическое начало и сатира в оратории А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре».

2. Роль народной обрядовости и фольклорных элементов в сюжете и музыкальном языке произведения.

3. «Военный реквием» Б. Бриттена. Актуальность и общественная значимость темы, грандиозность ее воплощения.

4. Литературная основа «Военного реквиема» Б. Бриттена: сочетание традиционного латинского текста и национальной поэзии.

Произведения для анализа:

Оннегер А. Оратория «Жанна д’Арк на костре».

Бриттен Б. «Военный реквием».

Литература:

Основная:

1. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб.: Композитор, 2010. – 630 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друмева К. Драматическая оратория А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре» // Из истории зарубежной музыки. – М., 1973. – С. 95-125.

2. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». – М.: Музыка, 1964. – 132 с.

3. Калошина Г. Особенности симфонизации монументального вокального сочинения в творчестве А. Онеггера 1920 годов (на примере оперы-оратории «Антигона») // Из истории зарубежной музыки / сост. М. Пекелис, И. Гивенталь. – Вып. 3. – М., 1979. – С. 156-180.

4. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. – М.: Сов. композитор, 1974. – 392 с.

5. Онеггер А. О музыкальном искусстве. – Л.: Музыка, 1979. – 264 с.

6. Орлов Г. «Военный реквием» Бриттена // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 5. – Л., 1967. – С. 65-99.

7. Сохор А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка // Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 2, кн. 3. – М., 1984. – С. 312-345.

8. Таурагис А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 150 с.

9. Холст И. Бенджамин Бриттен / пер. с англ. В. Ашкенази. – М.: Музыка, 1968. – 99 с.

Тема 10. Хоровая музыка эпохи Просвещения

Вопросы к теме:

1. Новаторские взгляда Н. Дилецкого на сущность музыки.

2. Этапы эволюции хорового концерта.

3. Хоровая фактура в концертах русских композиторов.

4. Композиционные, темброво-фактурные особенности хорового письма на примере концертов Д. Бортнянского, М. Березовского.

Произведения для анализа: