Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 21 из 35)

КНИППЕР Лев Константинович (1898-1974) – сов. композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1968) и Бурятской АССР (1958). Брал уроки у Е. Ф. Гнесиной (фортепьяно), Д. Л. Рогаль-Левицкого, Р. М. Глиэра и Н. С. Жиляева (композиция). С 1923 член Ассоциации современной музыки. Вёл творческую, пропагандистскую и организаторскую работу в частях Красной Армии. С 1932 инструктор по массовой работе в частях Особой Дальневосточной армии. Автор опер (в том числе «Северный ветер», 1930), балетов, кантат, 18 симфоний (1929-1971), в том числе 4-я «Поэма о бойце-комсомольце» (с хором, слова В. И. Гусева, 1934; включает песню «Полюшко-поле», получившую мировую известность, 2-я ред. 1964), концертов с оркестром, струнных квартетов и др. В творчестве К. (с середины 30-х гг.) сказалось стремление к простоте, доходчивости музыкального языка, к сочетанию симфонизма и песенности. Некоторые его произведения основаны на разработке мелодий народов советского Востока. Записал таджикские народные песни (около 150), бурятские напевы (около 80). С 1933 К. выступает и как дирижёр. Государственная премия СССР (1946, 1949). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

КОВАЛЬ (Ковалев) Мариан Викторович (1907-1971) – рус. композитор, обществ. деятель, нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР; худож. рук. Русского нар. хора им. Пятницкого (1956-1961). Среди соч.: оратория "Емельян Пугачев" (и опера того же назв.), кантаты "Народная священная война", "Чкалов"; поэма "Сказ о партизане"; сюита "Из жизни красноармейца". Произв. для хора a cap.: "Поэма о Ленине"; цикл из 5 хоров на сл. Ф. Тютчева (1-я премия на конкурсе 1945), сюиты – "Семья народов", "По родной стране"; "Песни сибирских охотников" (муж. хор), "Траурный прелюд" (вокализ для смеш. хора); "У Девятого форта", "Океан"; соч. для нар., дет. хоров, массовые песни ("Юность" и др.), обработки ("Эй, ухнем"). Интонац. истоки музыки К. – в крестьянск., городской, революц. песне; в хор. творчестве – опора на классич. традиции (Мусоргский и др.). Лучшие хоры К. ("Земля-земелюшка", "Слезы", "Листья", "Ильмень-озеро", народные сцены из оп. "Емельян Пугачев" и др.) были популярны. К. – автор статей о хор. искусстве.

КОДАИ Золтан (1882-1967) – венг. композитор, фольклорист, педагог, обществ. деятель; классик совр. венг. музыки. Автор более 75 хоров a cap. для различн. составов (сюита "Картины из Матры", "К Листу", "Боевая песня", "Вечер" и др.); кантат для хора с орк.: "Венгерский псалом", "Каллаи и Кеттеш", Missa brevis и др.; обр. нар. песен. Хоры К. отличаются ярким нац. колоритом, красочностью; они ритмически сложны; полифонич. использование голосов нередко приводит к сложным гармонич. комплексам (напр., созвучиям из неск. секунд), тональным сдвигам, иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды, сопоставление хор. групп, соло и тутти; доступны высококвалифиц. коллективам. К. – основатель единой системы школьн. муз. воспитания в Венгрии; им созданы хоровые пособия: "Споем чисто", "333 упр. для чтения" и др.

Контрапункт (от лат. punctus (punctum) contra punctum – точка против точки) – 1) одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодических линий в разных голосах; 2) мелодия, присочиняемая к данной мелодии (напр., противосложение – контрапункт к ответу); 3) то же, что полифония.

КОНЦЕРТ (лат. concerto – состязаюсь). 1) Публичное исполнение муз. произведений по опред. программе. Соответственно видам исполнения, К. бывают симфонические, сольные, хоровые и т. д. 2) Муз. произв. виртуозного характера для солиста (или солистов) и орк. 3) Форма полифонич. вокальной или вок.-инструм. музыки, основанная на сопоставлении (как бы состязании) солирующих голосов, хора, инструм. ансамбля (органа). К. возникли в Италии (XVI в.). 4) В рус. церк. музыке К. – многочастная композиция для хора a cap., исп. во время торж. обедни, обычно посвящаемая данному празднику. Форма такого К. стала развиваться с введением партесного пения, особенно интенсивно в нач. XVIII в. (композиторы Титов, Бавыкин, Калашников, Редриков и др., писавшие К. на 8, 12 и более голосов). К. отличались монументальностью, красочным сопоставлением хор. групп и тутти, виртуозной трактовкой голосов (теоретик того времени Н. Дилецкий определял сущность К. как "гласа со гласом борение"). Испытав вначале влияние польск. многоголосн. пения, К. стали яркими образцами рус. барокко ("барочный" К.). Им были свойственны "радость звучания, преобладание чувственного начала над духовным" (Ю. В. Келдыш).

Прибывавшие с 30-х гг. XVIII в. в Россию композиторы-итальянцы придали тематизму концертов, вначале довольно обезличенному, большую характерность; Галуппи ввел форму К. – многочастного мотета. Новый мелодико-ариозный стиль ("фигуральное пение") широко распространился в рус. хорах. Слишком светский, подчас, характер таких К. (появился даже бытовой термин "итальянщина") вызвал запрещение их Свящ. Синодом. Дальнейшее развитие К. ("классицистский") получил в тв-ве Березовского и особенно Бортнянского, когда стабилизировалась и форма К. – в виде неск. контрастных разделов. В торж. К. обычно 3 части: быстрая, медленная (типа трио) и снова быстрая; в К. типа размышлений – вначале медл. часть (одна или неск.); посл. часть подвижная, нередко фуга. Были также популярны концерты Веделя, Турчанинова, Давыдова, Дегтярева, Львова, позже – Архангельского, Гречанинова, Чеснокова и др. ("постромантический" К.) 5) В рус. светской музыке послевоенных лет наблюдается активное возрождение жанра хорового концерта a cap. и с различным использованием инструментов (композиторы Салманов, Свиридов, Слонимский, Фалик, Калистратов, Рубин, Леман, Юкечев, Архимандритов, Д. Смирнов, Евграфов, Шнитке и др.). Эти концерты характерны большим разнообразием форм и содержания. Широкое определение новому жанру дано Ю. И. Паисовым: "Хоровой концерт – разновидность концертного жанра, отличающаяся ведущей ролью хора в произведении и основанная на диалектическом становлении музыкальной идеи, с ее развитием в форме диалогического высказывания, музыкально воплощаемого периодическим контрастом вокальных, инструментальных групп или отдельных голосов".

КРЮКИ, знамена – знаки рус. безлинейного письма (помещались над церковно-слав. текстом), применявшиеся для записи церк. музыки, так наз. знаменного распева. Каждый из К. (их было более 70) обозначал от одного до неск. звуков различн. высоты, ритма и характера исполнения. Пение по К. назыв. крюковым, или знаменным пением.

КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918) – рус. композитор, муз. критик; воен. инженер, проф. Обширное хор. творчество К. многожанрово: хоры a cap. смеш. (23), муж. (3), жен. (4), дет. (7), 7 смеш. квартетов (их, по указанию автора, можно исполнять и хором); духовн. хоры (4); муж. квартеты (9); разл. хоры с сопр. фп.; жен. хор с орк. – всего более 70 названий; также хоры из оп. ("Кавказский пленник", "Вильям Ратклиф", "Анджело" и др.). Большинство хоров К. – лирич. миниатюры, в жанре романса или песни ("Засветилась вдали", Ноктюрн, "Небо и звезды", "Васильки на полях", "Встрепенитесь, птички-песни", "Розы", "Сияет солнце" и др.); имеются хоры философск. содержания, иногда с элементами трагизма ("Неразгаданный сон", "Две розы", "Чайльд-Гарольд" и др.). Есть жанровые пьесы ("Баркарола", "Колыбельная"), восточные хоры ("Дарует небо человеку", "Молитва бедуина"); есть попытки воплощения обществ., гражд. темы ("Голод", "На родине", "Идут"). Имеется также неск. больших, развернутых хоров (8-гол. "Жизнь"; в сонатн. форме – "Грозовые тучи"). Хорам К. свойственны мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хор. красок, выразит. прочтение текста (изв. трудность при исп. создает применяемая композитором разная подтекстовка в партиях). Простые формы в своих хорах К. мастерски обогащает, подчиняя их содержанию текста. Реприза, как правило, динамизирована, явл. общей кульминацией произв. При гомофонно-гарм. фактуре К. применяет мелодизацию голосов, использует постепенные включения партий, порой имитацию, показ темы в разных голосах и регистрах; часто употребляет голосоведения. Хоры К. распространены в пед. практике, исполняются профес. и любительск. коллективами. У К. имеются рецензии на хор. концерты.

ЛАССО Орландо (Лассус, Орландо ди Лассо; наст. имя и фам. – Ролан де Лассю) (ок. 1532-1594) – композитор, певец, капельмейстер; крупнейший представитель нидерландской школы. Жил в Милане, Неаполе, Риме, Антверпене; руководил придв. капеллой в Мюнхене. Обобщил и развил опыт разл. европейских муз. школ эпохи Возрождения. Автор огромного колич. хоровых соч., преимущ. a cap. (ок. 50 месс, магнификаты, пассионы, Stabat Mater, Покаянные псалмы, неск. сотен мотетов, песен и др.). Много писал и в светск. хор. жанрах, таких, как итал. мадригал, вилланелла, фроттола, франц. шансон, нем. хор. песня. В них Л. ярко отразил соврем. жизнь. Тематика их – жанровые сцены (напр., "На рынке в Аррасе", "Матона", "Крестьянин, что несешь в мешке?"), зарисовки семейного быта ("Старый муж"), любовная лирика ("Я так любил"), юмор ("Послушайте новости") и др. Широко известна его пьеса "Эхо", написанная в виде канона. В соч. Л. имитационность часто сменяется аккордовостью, широкие мелодич. линии – речитативностью, встречается парная перекличка голосов; наблюдаются красочность, моменты звукоизобразительности. Духовн. соч. Л. насыщены реалистич. чертами; в мотетах – приемы мадригального и песенного склада; нем. протестантск. хорал сближается с нар. бытовой музыкой. В целом творчество Л. характерно сочетанием высокого профессионализма и доходчивости. "Л. – подлинно народный художник своего времени" (Р. Грубер).