Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 22 из 35)

ЛИДЕРТАФЕЛЬ (нем. Lied – песня, Tafel – стол) – муж. любительск. хор. общества-братства в Германии, Австрии, Швейцарии и др.; в 1840 орг. в России, в Петербурге. Первый Л. возник в Берлине (1809) под рук. композитора К. Цельтера. Во 2-й полов. XIX в. нем. Л. объединились в певч. союзы; отд. Л. существуют до наст. времени. Имеется обширная хор. литература для Л.; характерная ее тематика – воспевание природы, любви, вина и веселья.

лирическая трагедия – французская большая опера XVII-XVIII веков, основанная на мифологических или исторических сюжетах. Родоначальником этого жарна был Ж. Люлли (1632-1687). Дальнейшее развитие лирическая трагедия получила в творчестве Ж. Рамо (1683-1747) и Г. Глюка (1714-1787).

Листов Константин Яковлевич (1900-1983) – сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1973). В 1917 окончил в Царицыно муз. уч-ще по классу фп. у А. Н. Раниец, в 1922 – Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. М. Рудольфа и фп. у И. А. Розенберга. В 1919-1923 пианист, позже дирижёр Саратовского т-ра миниатюр. С 1923 работает в Москве, в 1934-38 дирижёр Т-ра обозрений, в 1938-1940 – Т-ра классич. буффонады (под рук. В. М. Бебутова). В 1941-1945 муз. консультант Политуправления Военно-морского флота. Автор опер, муз. комедий, орк. произв., песен (ок. 800). Осн. сфера творчества Л. - песня, преим. на военную тематику. Мн. его песни стали популярными ("Песня о тачанке", "В землянке", "Махорочка", "Ходили мы походами", "Севастопольский вальс"). Наряду с песней значит. место в творчестве Л. занимает муз. комедия (наиболее известна "Севастопольский вальс"). Лирич. напевность, идущая от народно-песенной традиции, органично сочетается в музыке Л. с маршевостью, элементами танцевальности.

ЛИТУРГИЯ (греч. – всенародное дело) – главное христианск. богослужение, во время котор. совершается обряд причащения; сопровожд. пением и инструм. музыкой; в правосл. церкви – обедня, у католиков – месса.

ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (итал. – Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (1632-1687) – франц. композитор (по нац. итальянец), скрипач, дирижер, педагог, основоположник национальной оперной школы. Родился в семье итальянского мельника. С 14 лет жил в Париже, занимался музыкой под руководством французских органистов, играл на скрипке в придворном оркестре, сочинял арии. С 1653 придворный композитор. Автор многочисленных балетов, сотрудничал с Ж. Б. Мольером (музыка к комедиям-балетам «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и другим). В 1672 возглавил оперный театр в Париже («Королевская академия музыки»), получил монопольное право оперных постановок во Фракции. Создал тип «лирической трагедии» (связана с классицизмом в искусстве) – монументального музыкального спектакля на античные мифологические сюжеты: «Альцеста, или Торжество Алкида» (1674), «Тесей» (1675), «Атис» (1676), «Армида» (1686) и другие. Широко использовал хор в своих операх, автор ряда хор. произв. (Te Deum и др.). В мотетах (для двойного хора) новаторски применил и орк. (во вступлениях, кульминациях); кроме полифонии использовал гомофонно-гармонич. изложение. В творчестве Л. сложилась форма классической французской увертюры.

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914) – рус. композитор и дирижер, проф. Петерб. консерватории, преподаватель Придв. певч. капеллы. Среди соч. кантаты "Мессинская невеста", "Памяти Антокольского" (совместно с А. Глазуновым), Гимн А. Г. Рубинштейну, хоры к пьесе "Сестра Беатриса" Метерлинка и др. Особое значение имеют 3 сб-ка обр. рус. нар. песен для хора a cap. (1-й и 2-й для жен. хора, 3-й – по 5 песен для жен., муж. и смеш. хора). Наиболее известные обр-ки "Ты река ль", "Во лузях", "Колыбельная" (на 5 голосов), "Ты не стой, колодец". Для обр. Л. характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля, применение различн. составов хора (от 2- до 8-голосия). Замечательны "Десять переложений из Обихода" (ор. 61). Все они написаны по правилам классич. гармонии; в ритмике Л., следуя канонич. тексту, преодолевает квадратность, проявляет чуткость в развертывании знам. мелодий. Большинство песнопений изложено для традиц. смеш. четырехголосн. хора ("Херувимская", "Тебе поем", "Чертог Твой" и др.). Выделяются пятиголосн. хор, № 1 ("Слава в вышних Богу") и шестиголосн., № 9 ("Хвалите Господа с небес"), в котор. органически сочетаются контрапункт и черты рус. нар. многоголосия.

МАГНИФИКАТ (от первого слова лат. текста: Magnificat anima mea Dominum – Величит душа моя Господа) – песнопение (часть вечерней службы) католич. церкви; в тексте (из Евангелия от Луки, гл. 1) выражена радость Девы Марии, ожидающей рождения Иисуса (аналогичное песнопение имеется и в правосл. церкви). Первоначально род псалма, позднее многоголосное хор. произв. (у Палестрины, Монтеверди, Лассо и др.) или кантата для солистов, хора, орк., обычно радостного, ликующего характера. Наиболее известен в этом роде М. И. С. Баха (1723), в котор. композитор, выразительно раскрывая текст (иногда отдельные слова и фразы), создал одно из выдающихся произв. Второй вариант этого соч. (в ре мажоре, 12 номеров) для смеш. 5-гол. хора, солистов и орк. обычно исполняется в концертах.

МАДРИГАЛ (от лат. mater – мать) – лирич. песня на родном (материнском) яз. (в отличие от песнопений на лат. яз.), первонач. одноголосная, итальянский светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения преимущественно лирического содержания. В эпоху Раннего Возрождения (XIV в.) исполнялся в 2-3 голоса. Основоположником классического мадригала считается А. Вилларт (1485-1562). В эпоху Позднего Возрождения (XVI в.) занял центр. место в светск. музыке, представляя собой одночастн. или многочастн. вок. композицию полифонич. склада на 4-5 гол.; был распространен и за пределами Италии. Жанр М., преимущ. лирический, тесно связан с поэтич. текстом (вплоть до иллюстрации отд. слов). Сложившись в аристократич. кругах, М. по мелодике (в отличие от фроттолы, вилланеллы, шансон и др.) далек от нар. музыки. Характерен текучестью тематизма, нередко слишком изощрен; вместе с тем имел и прогрессивное значение, расширив круг образов и выразительно-изобразит. средств. Мадригалы конца XVI века отличаются применением сквозных полифонических форм, насыщены изобразительными приемами, смелыми хроматизмами, ненормативными диссонансами, яркими ритмическими и фактурными контрастами. Более прост, связан с фольклором, эмоционален англ. М. XVI-XVII вв. (Т. Морли, Д. Дауленд, Д. Уилби). К XVII в. М. отходит от вок.-полиф. стиля, выделяя солирующий голос с инструм. аккомпанементом. Выдающимися мастерами М. (на разных этапах его развития) были Вилларт, Аркадельт, А. Габриели, Палестрина, Лассо, Маренцио, Джезуальдо, Монтеверди, Векки. Влияние мадригала сказалось на развитии оперы, оратории, кантаты.

МАССОВОЕ ПЕНИЕ – исполнение песен группами певцов (иногда очень большими), обычно без спец. подготовки – репетиции; исполняется знакомая песня или разучивается новая, несложная (часто с помощью заготовл. текста, в виде листовок или плаката). М. п. было широко распространено в СССР в 30-х гг., на олимпиадах худож. самодеятельности, когда к исп. песен привлекались тысячи слушателей (дирижеры И. Немцев, А. Давиденко и др.).

Матинский Михаил Алексеевич (1750 – ок. 1820) – рус. драматург, переводчик, педагог, составитель учебников геометрии и географии. Крепостной графа С. П. Ягужинского. Окончил моск. гимназию для разночинцев при Моск. ун-те, был в Италии. Получив "вольную", преподавал в классах Воспитательного об-ва благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный ин-т). Автор текста, возможно, частично и музыки, 1-й, не сохранившейся редакции комич. оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский Гостиный двор" (1782, Вольный российский т-р Книпера, Петербург). Для новой постановки в придв. петерб. т-ре (1792) М. переработал текст, а композитор В. А. Пашкевич – музыку этой оперы. Содержащее ряд сатирич. бытовых сцен из купеч. жизни, отличающееся красочным нар. языком, пронизанное мелодиями рус. нар. песен, произв. М. и Пашкевича принадлежит к лучшим достижениям рус. реалистич. комич. оперы 18 в. Нек-рые его персонажи предвосхищают образы пьес А. Н. Островского. М. – автор текста оперы "Тунисский паша" (музыка Пашкевича).

МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс (1809-1847) – нем. композитор, дирижер, пианист, обществ. деятель; руководил хорами. Мальчиком пел в берлинск. Певч. академии. В 1829, впервые после смерти Баха, исполнил его "Страсти по Матфею", чем положил начало концертн. возрождению творчества великого композитора. В концертах М. пропагандировал, в частности, музыку старых мастеров – Палестрины, Лассо, Генделя и др. Среди соч. с хором оратории "Павел", "Илия"; симфония-кантата "Хвалебная песнь", кантата на текст И. В. Гёте "Первая Вальпургиева ночь"; музыка к "Сну в летнюю ночь", "Антигоне", "Эдипу в Колоне" и др., гимны, псалмы, кантаты, мотеты, хоры из неок. оп. "Лорелея" и "Возвращение с чужбины", хоры a cap. для муж. (21) и смеш. (28) голосов (наиболее популярны "Прощание с лесом", "Охотничья песня", "Предчувствие весны", "Ранняя весна"). Хоры М., как правило, 4-голосны; они мелодичны (связь с нар. песенностью), для них характерны простота гармонии, стройность формы, преимущ. гомофонно-гармонич. фактура при развитом голосоведении; эпизодически встречаются имитации ("Песня жаворонка" в форме канона), противопоставления жен. и муж. составов. Типичным для М. и созданной им "лейпцигской школы" (что прослеживается и в хорах) явл. "сочетание ясной классич. стройности и уравновешенности формы с мягкой созерцательно-лирич. напевностью, не лишенной чувствительного налета, и с элементами описательного и жанрово-характеристического порядка" (Ю. Келдыш).