Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 25 из 35)

Иск-во Н. по своей сущности элитарно. Оно связано с "дегуманизирующей" тенденцией, идущей от взглядов Ф. Ницше, а затем получившей развитие у ряда буржуазных философов и эстетиков XX в. X. Ортега-и-Гасет сформулировал эту тенденцию как "бегство от человеческой личности". Новое иск-во, по его мнению, должно быть свободно от личных эмоций, от стремления заражать публику чувством, вызывать у неё радость или сострадание и стать предметом чисто интеллектуального созерцания, доступного лишь небольшому слою "духовной элиты". Это будет, как утверждал Ортега-и-Гасет, замкнутое в самом себе, бесцельное и самоценное иск-во, противостоящее "миру человеческих реальностей". В основе Н. – аналогич. стремление к отстранению от всего, что способно непосредственно затрагивать и волновать человека, напоминать о жизненных тревогах и потрясениях, к уходу в сферу чисто спекулятивной интеллектуальной деятельности, не связанной с реальными жизненными интересами.

Н. получил разл. окраску в разл. странах и у отд. композиторов, нередко переплетаясь и взаимодействуя с др. направлениями. Осн. черты Н. наиболее полно и ярко выразил в своём творчестве и в многочисл. теоретич. и автобиографич. высказываниях Стравинский. Балет "Пульчинелла" (1919), в основу к-рого положены темы Дж. Б. Перголези, был, по словам композитора, "моим открытием прошлого, моим крещением, благодаря которому сделались возможными все мои последующие сочинения". Творчество Стравинского 20-30-х гг. характеризуется отходом от нац. тематики, тяготением к универсализму, преодолевающему рамки национального и исторического. В ряде инстр. произв. этих лет (соната для фп., концерты для фп. и дух. инструментов, для скрипки с оркестром, для 2 фп., для камерного оркестра), балете "Аполлон Мусагет" (1927) и др. он обращается к типичным структурам и формам изложения баховско-генделевского или ранне-классич. (добетховенского) периода, самостоятельно "моделируя" их и соединяя с новыми средствами муз. языка. Стремление к подчёркнутой "аэмоциональности" выражается в резкости, угловатости мелодич. очертаний, остро звучащих политональных и полифункциональных наложениях. Классич. формы часто трактуются Стравинским с оттенком иронии и приобретают пародийную окраску (Ортега-и-Гасет писал о свойственной новому иск-ву "позе самовысмеивания", о "комизме современного вдохновения").

С эстетикой Н. было связано возникшее в 20-х гг. в Германии движение "новой деловитости" или "новой объективности" ("Neue Sachlichkeit"), во главе к-рого стоял Хиндемит. Классицистские тенденции проявляются у Хиндемита в обращении к "концертирующим" формам инстр. музыки, типичным для эпохи барокко, в опытах возрождения линеарной хор. полифонии XVI в. Представители итал. неоклассицизма И. Пиццетти, Л. Малипьеро, А. Казелла опирались на нац. муз. наследие. "Моделями" для их творчества служили инстр. произв. А. Вивальди, А. Скарлатти, баручная опера XVII в., ренессансная хор. полифония, мелодика григорианского хорала. Непродолжит. период увлечения неоклассицистскими идеями пережил Б. Барток в 20-х гг., но в целом это направление осталось ему чуждо. Также лишь частичное отражение принципы Н. получили во франц. музыке (у М. Равеля и нек-рых представителей "шестёрки"). После 2-й мировой войны 1939-45 позиции Н. ослабевают, он перестаёт быть одним из ведущих направлений европ. музыки, но отдельные его элементы сохраняются в творчестве различных по своей идейно-художеств. ориентации композиторов.

неофольклоризм – термин, применяемый к европ. музыке 1-й трети ХХ века. в основе течения – обращение к фольклорной арахаике, на основе которй формируется вся музыкальная ткань. Для такой музыки характерна жесткость, возникающая в результате свободного соединения коротких попевок по горизонтали и вертикали, «сгущение» ладоинтонационных особенностей национального фольклора, метрическая нерегулярность, идущая от старинной русской песенности. Типичны активность, энергичность ритмики, претворение свойственных фольклору принципов формообразования. У истоков Н. стояли Б. Барток и И. Стравинский.

НИДЕРЛАНДСКАЯ (франко-фламандская) ШКОЛА – композиторская школа эпохи Возрождения, с котор. связан расцвет полифонии. К этой школе принадлежало неск. поколений композиторов, работавших в Нидерландах (совр. Бельгия, Люксембург, Голландия), Сев.-Вост. Франции и др. Виднейшие представители Н. ш.: Дюфе (Дюфаи), Окегем, Обрехт, Жоскен Депре, Лассо. Н. ш. культивировала полифонию (преимущ. вокальную) так наз. строгого стиля; основную роль в ней играла имитация, гл. обр. каноническая. В лучших произв. Н. ш., помимо контрапунктич. мастерства, присутствует яркая эмоциональность, глубина содержания, связь с нар. песней. Кроме церк. музыки композиторы Н. ш. писали светские многоголосные песни.

НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943) – рус. композитор, хор. дирижер, обществ. деятель, проф. Моск. консерватории. Среди соч. (для симф. орк., сольных инструм.) хоры a cap. "Песня о купце Калашникове", "Раненый орел", "Чайка"; "Вот падает звездочка с неба", "Летели гуси" (оба хора – опыт тембризации); свободные обр. нар. песен (Былина об Илье Муромце, "На горе петухи поют", "Звонили звоны", "Утенушка луговая", "Прибаутки" и др.), сюита "Народные песни Кавказа"; духовн. сочинения – Литургия, Всенощная, обр. знаменных распевов и др. Н. – один из первых авторов сов. хор. музыки ("Гимн Октябрю", "Вольница", "Русь-бунтарка" и др.). Научно-методич. труды: "Энциклопедия школьного пения", "Голос и слух хорового певца", "Звукоряды народной песни" и др.; статьи по истории, теории и эстетике хор. искусства.

Новая фольклорная волна – направление 60-70-х гг. ХХ века. Композиторов этого направления отличало смелое развитие закономерностей фольклора, с одной стороны (обращение к ранее не использованным древним ее пластам, архаическим ладовым и ритмическим особенностям и т. п.), а с другой – их стремление к радикальному обновлению системы музыкально-выразительных средств на основе новейших достижений современного музыкального языка (додекафония, серийность, сонорика, алеаторика). Хоровой жанр стал главным в дальнейшем развитии и обогащении фольклорной традиции. Яркие образцы творческого преломления фольклорных источников создали Г. Свиридов, В. Гаврилин, С. Слонимский, Ю. Буцко, Б. Тищенко, Р. Щедрин, Э.Денисов, А. Шнитке, Н. Сидельников и др.

НОВИКОВ Анатолий Григорьевич (1896-1984) – рус. композитор, обществ. деятель (1964-1971 председатель правления Всероссийского хор. об-ва), нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР, Герой Соц. Труда. Руководил самодеят. хорами, был худож. рук. Ансамбля песни и пляски ВЦСПС (1939-1943), Ансамбля песни Всесоюзного радио (1948-1951). Среди соч.: поэма "Нам нужен мир", кантаты "Красной Армии слава", "Победная кантата", "Звезда золотая"; хоры a cap.: "Мать Олега Кошевого", "Веселый пир", "Любовь"; сюита на темы старин. рус. песен "Солдатские напевы" (ред. для смеш. хора, для муж. хора); хоры с фп.: "Ленина помнит земля", "У Кремлевской стены", "Смуглянка", "При долине куст калины" и др.; популярные массовые хор. песни: "Гимн демократической молодежи мира", "Родина моя", "Хороша ты, Москва", "Дороги", "Вася-Василек" и др. (многие аранжированы автором и др. для хора a cap.); обр. рус. нар. песен для хора a cap. ("Вниз по матушке по Волге") и с фп. ("Эй, ухнем" и др.). Н. составил 3-томное собр. рус. нар. песен (некотор. записаны составителем). Соч. Н. отличаются мелодичностью, интонац. близостью к нар. (городск., крестьянск.) музыке, простотой, задушевностью. Написанные с большим знанием хор. специфики, они часто исполнялись профес. и самодеят. коллективами.

образная полифония – сочетание двух контрастных тем в одной хоровой сцене. Например, интересный пример полифонического мастерства М. И. Глинки – объединение хора гребцов из 1 д. оп. «Иван Сусанин» с плясовым наигрышем крестьян. Эту сцену, основанную на принципах народно-музыкального искусства, М. И. Глинка дает как вариации на две темы. Примеры образной полифонии есть в операх А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

ОНЕГГЕР Артюр (1892-1955) – франц. композитор, один из виднейших представителей музыки XX в., участник группы так наз. "Шестерки". Среди соч. оратории "Царь Давид", "Жанна д’Арк на костре", "Крики мира", "Пляска мертвых", драм. легенда "Никола из Флю", "Юдифь" (библейская драма, потом опера); "Рождественская кантата", "Песнь освобождения". Нек. оратории О. исполнялись Ленингр. акад. капеллой под упр. М. Климова и др.

Опера (итал. opera, буквально – сочинение, от лат. opera – труд, изделие, произведение) – жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.

О. – синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в О. имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О., преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О. соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.