Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 27 из 35)

Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди – создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии («Риголетто», 1851; «Травиата», 1853; «Анда», 1870; «Отелло», 1886; «Фальстаф», 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: «Фауст» Ш. Гуно (1859), «Лакме» Л. Делиба (1883), «Манон» Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. – «Кармен» Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.

Немецкая опера 2-й половины XIX в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии – система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера – «Тристан и Изольда» (1859), тетралогия «Кольцо нибелунга» (1854-1874), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882).

В последнем десятилетии XIX в. в итальянской О. возникло новое направление – веризм. Среди веристских О. выделяются «Сельская честь» П. Масканьи (1890), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини («Манон Леско», 1892; «Богема», 1895; «Тоска», 1899; «Чио-Чио-сан», 1904).

В результате освободительного движения в Восточной Европе в XIX в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) и «Проданная невеста» (1866) Б. Сметаны, «Галька» С. Монюшки (1847), «Ласло Хуньяди» (1844) и «Банк Бан» (1852) Ф. Эркеля.

Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине – С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем», 1863), Н. В. Лысенко («Наталка Полтавка», 1889), в Грузии – М. А. Баланчивадзе («Дареджан коварная», 1897), в Азербайджане – У. Гаджибеков («Лейли и Меджнун», 1908), в Армении – А. Т. Тигранян («Ануш», 1912) и др.

Музыкальные течения конца XIX – начала XX вв. представлены и в оперном искусстве: импрессионизм – в операх К. Дебюсси («Пеллеас и Мелизанда», 1902); экспрессионизм – Р. Штрауса («Саломея». 1905; «Электра», 1908), А. Шёнберга («Ожидание», 1909; «Счастливая рука», 1913), А. Берга («Воццек», 1921), П. Хиндемита («Кардильяк», 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (О.-оратория «Царь Эдип», 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо («Бедный матрос», 1927; «Христофор Колумб», 1930), К. Орфа («Луна», 1938; «Умница», 1942), М. де Фальи («Жизнь коротка», 1905, пост. 1913), З. Кодая («Хари Янош», пост. 1926), Л. Яначека («Её падчерица», 1903), Дж. Энеску («Эдип», 1932), П. Владигерова («Царь Калоян», 1936) и др. Значительным явлением в О. XX в. стала «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1935). Это – первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.

Сложны пути О. в капиталистических странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения современной музыки с принципами реалистической О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. французского композитора Ф. Пуленка («Человеческий голос», 1959), итальянского композитора Л. Даллапикколы («Заключённый», 1948), итальянского композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти («Медиум», 1942; «Консул», 1950). Крупными достижениями современной английской О. являются произведения Б. Бриттена («Питер Граймс», 1945; «Сон в летнюю ночь», 1960), А. Буша («Уот Тайлер», 1950).

Особое место в истории развития О. занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный (в некоторых республиках – Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии – национальный музыкальный театр был создан впервые в годы Советской власти). Новым в советской О. было обращение к современным сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского («Тихий Дон», 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова («В бурю», 1939, новая редакция 1952) и др. сформировался тип «песенной» О. (песня – основа музыкальной драматургии). К выдающимся достижениям советской О. принадлежат «Семен Котко» (1939) и «Война и мир» (1943, окончательная редакция 1952) С. С. Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы национальной классики: «Даиси» 3. П. Палиашвили (1923), «Алмаст» А. А.Спендиарова (1928), «Кёр-Оглы» У. Гаджибекова (1936). В советской О. нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945: «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я редакция 1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я редакция 1950), «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значительный вклад в советскую О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели, С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик – Ф. Амиров, М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д. Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев, А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова, Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили, Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и многие др. По пути социалистического реализма развивается оперное искусство европейских стран социализма. Среди композиторов этих стран – П. Дессау (ГДР), Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонь (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.

ОПЕРНЫЙ ХОР – один из основных компонентов совр. оп. спектакля. В связи с эпохой, жанром, индивидуальностью композитора хор в опере играет разную роль, от создания бытового фона, декоративного элемента, участника пролога, эпилога, интермедий до гл. действ. лица. В опере-сериа ("серьезной опере" XVII-XVIII вв.) хор почти отсутствовал, в опере-буффа ("комической опере", XVIII в.) появлялся эпизодически (напр., в финалах). Усилена роль хора как носителя образа народа в операх Глюка, Керубини, хотя нередко хор. сцены в них имеют ораториально-статичный характер. Большее драматургич. значение придано хору в зап.-европ. операх XIX в., у Россини ("Вильгельм Телль"), Верди ("Набукко", "Битва при Леньяно"), с их образами героич. народа; в оп. Мейербера участием хора подчеркиваются драматич. кульминации. В лирич. опере XIX в. хор способствует созданию настроения, национального колорита (оп. Бизе, Верди, Гуно); в нар.-бытовой опере хоры носят жанровый характер, близки к нар. песне, танцу (оп. Монюшко, Сметаны).

Рус. светское хор. искусство впервые представлено оп. хорами XVIII в. (оп. Фомина, Пашкевича и др.). В дальнейшем хоры занимают большое место в рус. операх, являясь "краеугольным догматом и утверждением народности и демократизма" (Б. Асафьев). Оперно-хор. творчество рус. композиторов исключ. разнообразно. В историко-патриотич. операх ("Жизнь за царя" Глинки, "Князь Игорь" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова и др.) хор становится гл. действ. лицом. Особенно большое значение приобрел хор в нар.-муз. драмах Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), где образ народа представлен многопланово, в развитии. В рус. бытовых операх Верстовского ("Аскольдова могила"), Даргомыжского ("Русалка"), Серова ("Вражья сила"), Чайковского ("Черевички", "Чародейка") и др. наблюдается тесная связь с нар. песней. Нац. своеобразие выражено и в хор. сценах опер, связанных с вост. тематикой ("Руслан и Людмила" Глинки, "Демон" Рубинштейна, "Князь Игорь" Бородина и др.). Хор участвует порой в изображении сказочных, фантастич. сюжетов (оп. Глинки, Верстовского, Римского-Корсакова). Используется хор и в ораториальн. плане, обычно в прологе, эпилоге (оп. Глинки, Серова, Рубинштейна, Бородина и др.), в исполнении гимнов, молитв (оп. Чайковского, Мусоргского и др.).

Традиции активного участия хора в рус. классич. опере находят продолжение в сов. муз. творчестве: "Война и мир", "Семен Котко" Прокофьева, "Декабристы" Шапорина, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Емельян Пугачев" Коваля, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Дзержинского, "Октябрь" Мурадели, "Виринея" и "Мария Стюарт" Слонимского, "Мертвые души" Щедрина, "В бурю" Хренникова, "Чапаев" Холминова и др.; отд. хоры и развитые хор. сцены содержат многие нац. оперы.

Оперный хор. коллектив имеет свою специфику исполнения: это, прежде всего, большая яркость, выпуклость нюансировки (аналогично декоративному оформлению), подчеркнутость текста, его способность "лететь через оркестр" в зрительный зал. Поскольку О. х. часто находится в движении, необходима особая уверенность, самостоятельность каждого его участника. Для развития этих качеств в некотор. коллективах певцы хора обучаются тактированию. Наличие мизансцен, при котор. хор не видит дирижера, вызывает необходимость так наз. передач (дирижерского темпа), проводимых из-за кулис хормейстерами; при этом, с целью достижения синхронности исполнения, делается некоторое упреждение дирижерских "точек" (большее или меньшее, в зависимости от глубины расположения хора). Выдающиеся рус. О. х.: Большого т-ра в Москве (хорм. У. Авранек), СПб. Мариинского т-ра (хорм. Г. Казаченко), в сов. время – Большого т-ра (хорм. М. Шорин, А. Рыбнов, А. Хазанов, С. Лыков и др.), Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (хорм. В. Степанов, А. Михайлов, А. Мурин), Киевск. т-ра оперы и балета им. Шевченко (хорм. Л. Венедиктов) и др.