Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 29 из 35)

ПАРТЕ́СНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes – голоса́, мн. ч. от лат. pars – часть, участие; в переносном смысле – хоровая партия) – стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки XVII-XVIII вв. Возникшее на Украине (под влиянием Польши, Италии), П. п. в сер. XVII в. было завезено киевскими певцами в Москву, получило распространение по всей России. П. п. основано на развитом гарм. чувстве. Отличит. черты: многоголосие гарм. склада (встречались имитации); в гармонии – главенство организующих тонико-доминантовых отношений; мелодии довольно кратки, с четкой метроритмической и тональной определенностью. Взамен гласов – мажоро-минорная система. Хор ("партесники"), поющий a cap., делился на постоянные группы голосов – хор. партии, с европ. названиями: дискант ("дышкант"), альт ("алт"), тенор, бас. Фонический эффект заключался в звучании многих разных голосов (в отличие от муж. унисона знам. пения). Прежнего руководителя – головщика постепенно сменял регент. Крюковое письмо заменялись пятилинейной нотацией, вначале – квадратной нотой ("киевское знамя"), в виде хоровых партий ("поголосников") без тактовых черт. В четырехголосн. церк. песнопениях ("Службах Божиих") знаменная мелодия, помещавшаяся в теноре, под воздействием мажоро-минора неск. изменялась и в то же время влияла на изложение, придавая текучесть, несимметричность ритму. Характерен подвижный ("эксцелентный" – превосходный) бас. Количество голосов в концертном П. п. – от 3 до 12 (иногда до 16, 24 и даже 48).

К концу XVII в. возникает и в дальнейшем развивается жанр духовного многоголосного концерта, без использования знаменных мелодий. Камерной разновидностью П. п. были псальмы и канты. Теоретич. основы П. п. впервые изложены в "Мусикийской грамматике" укр. композитора Николая Дилецкого – первом муз. учебнике на рус. языке (перев. с польск., 1679). Большую роль в распространении на Руси П. п. сыграло воссоединение Украины с Россией (1654), а также деятельность хоров государевых и патриарших певчих дьяков, возникновение хоров высшего духовенства, знати, полковых командиров, частных лиц, церковно-приходских хоров.

ПАССИОНЫ, страсти (от лат. passio – страдание) – произв. типа оратории для солистов, хора, орк. на сюжет о страданиях и смерти Иисуса Христа. В XVI в. С. отделяются от церк. богослужения и превращаются в самост. форму духовн. музыки. Высшей худож. завершенности эта форма достигла у И. С. Баха ("С. по Матфею", "С. по Иоанну", т. е. варианты повествования согласно Евангелию от Матфея, от Иоанна). Глубоко человеческое содержание С. Баха, полных драматизма, выводит их за рамки церковности.

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1953 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина; в 1956 – там же аспирантуру (рук. тот же). Выступая в разных жанрах, П. завоевала особую известность как автор песен. Разнообразные по характеру и стилистич. признакам, песни П. посвящены В. И. Ленину, Родине, Партии, Ленинскому комсомолу, героям современности – космонавтам, лётчикам, геологам, спортсменам и др. В произв. П. широко используются элементы рус. городского фольклора, бытового романса, а также характерные интонации совр. молодёжной студенческой и туристской песенной лирики. Лучшие песни П. отмечены естественностью и искренностью выражения, многогранным диапазоном чувств – от мужественно-строгого пафоса до лирич. проникновенности, своеобразием и рельефностью мелодич. рисунка. Мн. из песен П. сюжетно связаны с конкретными событиями наших дней, навеяны впечатлениями композитора от поездок по стране ("ЛЭП-500", "Письмо на Усть-Илим", "Марчук играет на гитаре" и др.). К значит. творческим достижениям П. принадлежат песенные циклы "Таёжные звёзды" (1962-63), "Обнимая небо" (1965-66), "Песни о Ленине" (1969-70) на сл. С. Т. Гребенникова и H. H. Добронравова, а также "Созвездие Гагарина" (1970-71) на сл. Добронравова. Всенародную популярность завоевали мн. песни П., в т. ч. "Песня о тревожной молодости" (1958, сл. Л. И. Ошанина), "Геологи" (1959), "Куба – любовь моя" (1962), "Слава вперёд смотрящему" (1962), "Главное, ребята, сердцем не стареть" (1963), "Девчонки танцуют на палубе" (1963), "Если отец герой" (1963), "Звезда рыбака" (1965), "Нежность" (1966), "Трус не играет в хоккей" (1968) (все – на сл. Гребенникова и Добронравова), "Хорошие девчата" (1962), "Старый клён" (1962; обе – на сл. М. Л. Матусовского), "Ненаглядный мой" (1970, сл. Р. Ф. Казаковой), "Орлята учатся летать" (1965), "Обнимая небо" (1966), "Мы учим летать самолёты" (1966), "Кто отзовётся" (1971), "Герои спорта" (1972), "Мелодия" (1973), "Надежда" (1974), "Белоруссия" (1975, все – на сл. Добронравова). Из произв. др. жанров выделяется концерт для оркестра (1972; на его основе – балет "Озарённость"), а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инстр. пьесы). Секретарь CK СССР (с 1968). Пр. Ленинского комсомола (1966). Гос. пр. СССР (1975).

Пашкевич Василий Алексеевич (ок. 1742-1797) – русский композитор, один из создателей русской национальной оперы. В 1763-1789 скрипач, с 1789 дирижёр придворного бального оркестра в Петербурге. Преподавал также игру на скрипке. В сочинениях П. сложились характерные черты русского оперного искусства XVIII в.: связь с народной песенностью, демократизм, реалистическая обрисовка русского быта. Его комические оперы на тексты Я. Б. Княжнина «Несчастье от кареты» (1779), «Скупой» (около 1782) отличаются антикрепостнической направленностью. П. принадлежит также первая русская сказочная опера «Февей» (1786), редактор оперы «Санктпетербургский гостиный двор» (под названием «Как поживешь, так и прослывешь», либретто М. А. Матинского, 1792).

ПЕРГОЛЕЗИ Джованни Баттиста (1710-1736) – итал. композитор, скрипач. Выдающийся представитель неаполит. оп. школы. Среди соч. (с орк. и a cap.) 4 мессы (2 двухорных), много кантат, оперы-сериа, оратории, комические интермедии, вставлявшиеся между актами опер-сериа (впоследствии исполнялись как самостоятельные комические оперы). В 1733 создал к своей опере-сериа «Гордый пленник» интермедию «Служанка-госпожа» – одну из лучших опер-буффа, открывшую историю этого нового жанра. Новым был муз. стиль оперы-буффа у П. Он отказался от виртуозного пения, "концертности" традиц. неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. Широкой известностью пользуется его духовное произведение «Стабат матер» (1735) для сопрано, альта, стр. квартета, органа (исп. и жен. хором; имеется переложение А. Львова для солистов, хора, орк.).

Пери Якопо (прозвище Длинноволосый – Zazzerino) (1561-1633) – итал. певец и композитор. Муз. образование получил под рук. К. Мальвецци. С 1591 служил при флорентийском дворе Медичи ("главный директор музыки и музыкантов"). Участник Флорентийской камераты. П. – один из создателей оперы как нового жанра и монодии с инстр. сопр. как нового стиля. В 1592 написал музыку (совм. с Я. Корси) первой оперы – "Дафна" (на текст поэта О. Ринуччини, пост. 1597-1598, Флоренция; фрагменты П. не сохранились). В 1600 в палаццо Питти во Флоренции была пост. опера П. "Эвридика" (на текст Ринуччини) – наиболее яркий из дошедших до нас образцов ранней оперы (первонач. назв. "драма на музыке" или "сказка на музыке"). Её отличит. черты - напевная декламация (сопровождается по цифрованному басу), небольшие ариозные и хор. формы. П. исп. в этом спектакле центр. партию Орфея, завоевав успех и как певец, и как представитель нового вида иск-ва, следующего за поэтич. текстом, усиливающего его воздействие (как считалось в то время - в подражание греч. трагикам). Последующие оперные произв. П. имеют меньшее значение. Нередко сотрудничал с др. композиторами (К. Монтеверди, Дж. Б. Синьорини). Ему принадлежат также камерные вок. соч. в новом стиле, интермедии, духовная музыка и др.

ПЕСНЯ – наиболее распростр. жанр вок. музыки, объединяющий поэтич. образ с музыкальным. Характерным для П. явл. наличие законч., самост., певучей мелодии, простота структуры (обычно период или 2–3-частн. форма, чаще всего – в виде запева и припева). Музыка П. соответствует общему содержанию текста (напр., в очень распростр. куплетной П.). Существуют народные и профес. (произв. композиторов) П., различающиеся по жанрам, происхождению, складу и т. д. Распространенным явл. жанр хоровой П.: нар. песня (крестьянская и городская), совр. массовая песня, отд. хоры. В зап.-европ. музыке хоровая П. культивировалась композиторами-романтиками (Вебер, Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс). В переносном смысле термином П. или песнь (чтобы подчеркнуть эпичность, торжественность, поэтич. возвышенность произв.) пользуются в назв. крупных муз. соч., кантат (напр., "Песнь судьбы", "Триумфальная песнь" Брамса).

ПЁРСЕЛЛ Генри (ок. 1659-1695) – англ. композитор, органист, клавесинист; крупнейший представитель англ. муз. классики, основоположник нац. оперы. Среди соч. кантаты, многоголосн. песни, в кот. П. обобщил достижения комп. англ. Возрождения; мн. антемы (энсземы) на библ. тексты, предвосхищающие оратории Генделя; гимны, хоры из оп. "Дидона и Эней" и др.

ПОЛИФОНИЯ (от греч. poli – много, phone – звук) – вид многоголосия, в котор. одноврем. сочетается неск. самост. мелодий – голосов, объединенных определенными для каждого стиля нормами совместного звучания. В зависимости от интонационно-мелодич. соотношения голосов различают П. имитационную, подголосочную и основанную на сочетании различных мелодий (иногда наз. контрастной). Полифонич. формы (канон, фуга и др.) нередко применяются в хор. произв., особенно часто – прием фугато как полифонич. эпизод в произв. гомофонно-гарм. склада.

ПОЭМА (греч. poiema – творение) – 1) Неб. лирич. пьеса для инструм. соло. 2) Крупное одночастное произв. для орк., преимущ. с программным содержанием (симф. поэма). 3) Вок.-симф. произв., близкое кантате и оратории (напр., "Колокола" Рахманинова, "Памяти Сергея Есенина" Свиридова, "Казнь Степана Разина" Шостаковича). 4) Хоровое произв., характерное особой значительностью содержания, эмоц. приподнятостью, монументальностью выполнения (напр., одночастные поэмы Г. Попова, А. Александрова; циклы Д. Шостаковича, В. Салманова, А. Пирумова, Б. Снеткова; "О, русская земля!" Л. Балая и др.).