Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 3 из 35)

Березовский М. Хоровой концерт d-moll «Не отвержи мене во время старости».

Бортнянский Д. Хоровые концерты № 3, 24, 32.

Литература:

Основная:

1. Ануфриева О. В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке: учеб. пособие / под ред. И. Ануфриева. – Пермь: Типография МП Коробченко С. И., 2009. – 625 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

3. Дилецкий Н. П. Идея грамматики мусикийской (Памятники русского музыкального искусства) / пер., коммент. Вл. Протопопова. – Вып. 7. – М.: Музыка, 1979. – 639 с.

4. Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский. – М.: Музыка, 1968. – 107 с.

5. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

6. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

7. Кошмина И. В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. – Кн. 1. – М.: Владос, 2001. – 222 с.

8. Протопопов В. Значение партесного стиля в истории русской музыки // Советская музыка. – 1991. – № 1. – С. 88-92.

9. Рыцарева М. Композитор М. Березовский. Жизнь и творчество. – Л.: Музыка, 1983. – 144 с.

10. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. – Л.: Музыка, 1979. – 255 с.

Тема 13. Особенности развития кантатно-ораториального жанра в России XIX-начала XX в.

Вопросы к теме:

1. Кантата как ведущий жанр русской вокально-симфонической классики.

2. Лирико-драматический тип кантаты на примере кантаты С. Рахманинова «Весна».

3. Композиционное многообразие русских кантат на примере произведений П. Чайковского, С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова.

Произведения для анализа:

Чайковский П. И. «Москва».

Танеев С. И. «Иоанн Дамаскин».

Римский-Корсаков Н. А. «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге».

Рахманинов С. В. «Весна», «Три русские песни», «Колокола».

Литература:

Основная:

1. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Бернандт Г. С. И. Танеев. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Брянцева В. С. В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976. – 645 с.

3. Бобыкина И. «Три русские песни» С. Рахманинова // Музыкальная жизнь. – 1979. – № 5. – С. 15-16.

4. Виханская А. М. Об особенностях развития кантаты в России // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. – Л.: ЛГИК, 1982. – С. 34-48.

5. Гольденвейзер А. Б. Танеевские кантаты // Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве: сб. ст. / ред.-сост. Д. Д. Благого. – М., 1975. – С. 119-120.

6. Кандинский А. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка. – 1973. – № 6. – С. 88-98.

7. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.

8. Птица К. Б. «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра С. В. Рахманинова, соч. 41 (из опыта хормейстерской работы) // Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных. – Вып. 1. – М., 1959. – С. 24-53.

9. Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. – СПб.: Канон, 1998. – 254 с.

10. Туманина Н. О кантате П. И. Чайковского «Москва» // Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. – М., 1968. – С. 141-144.

Тема 14. Оперно-хоровое творчество композиторов 2-й половины XIX-начала XX в. (Н. А. Римский-Корсаков)

Вопросы к теме:

1. Значение и характер хоровых обработок обрядовых народных песен, драматургическая трактовка обряда (жанровая и лирико-драматическая) в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова.

2. Массовые сцены в опере «Псковитянка» (народно-национальный склад, многообразие хоровых характеристик, динамика развития).

3. Новаторские метроритмические структуры оперных хоров, воссоздающие черты древнерусского пения.

Произведения для анализа:

Римский-Корсаков Н. Сцена Веча из 1-го действия («За Псков наш родимый», песня Тучи с хором «Государи, псковичи», хор «Грозен царь» из 2-го действия оперы «Псковитянка».

Римский-Корсаков Н. Подблюдная песня «Слава» из 1 действия, «Приворотное зелье» из 2-го действия, хор и пляска из 3-го действия, хор опричников «То не соколы в поднебесье слетались» из 2-го действия оперы «Царская невеста».

Римский-Корсаков Н. Песня и пляска птиц из пролога, Сцена «Проводы Масленицы» из 1-го действия, Хор слепцов-гусляров из 2-го действия, Свадебный обряд (хоровод и песня про бобра), Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» из 4-го действия оперы «Снегурочка».

Римский-Корсаков Н. Хор «Высота, высота поднебесная» из 4-й картины оперы «Садко».

Римский-Корсаков Н. «Троицкая песня» из оперы «Майская ночь».

Римский-Корсаков Н. «Колядка девчат», «Песня Овсеня и Коляды» из оперы «Ночь перед Рождеством».

Литература:

Основная:

1. Соловцов А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. – М.: Музыка, 1969. – 669 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. – М.: Музгиз, 1955. – 482 с.

2. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. – М.: Музыка, 1973. – 328 с.

3. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / ред. В. М. Цендровского. – М.: Музыка, 1970. – 175 с.

4. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

5. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 164 с.

6. Оперы Н. А. Римского-Корсакова: путеводитель. – М.: Музыка, 1976. – 478 с.

7. Попов С. В. Хоровое творчество Н. А. Римского-Корсакова // Русская хоровая литература. – Вып. 2. – М., 1969. – С. 43-90.

8. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / ред. В. Н. Римского-Корсакова, А. В. Оссовского. – М.: Музгиз, 1955. – 398 с.

9. Стасов В. Статьи о Римском-Корсакове. – М.: Музгиз, 1953. – 92 с.

10. Ферман В. Оперный театр. Статьи и исследования. – М.: Музгиз, 1961. – 359 с.

11. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. – М.: Музгиз, 1953. – 404 с.

Тема 16. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XIX-начала XX в. (С. И. Танеев)

Вопросы к теме:

1. Расширение рамок миниатюры а’ сарреllа в творчестве С. И. Танеева до значения и масштабов хоровой поэмы.

2. Стилистические особенности хорового творчества С. И. Танеева.

3. Типы соотношений слова и музыки в хорах С. И. Танеева.

Произведения для анализа:

Танеев С. И. «Восход солнца», «На могиле», «Вечер», «Посмотри, какая мгла», «Прометей», «По горам две хмурых тучи».

Литература:

Основная:

1. Ольхов К. Хоры а’ сарреllа С. Танеева // Хоровое искусство. – Вып. 2. – Л., 1971. – С. 29-53.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Бернандт Г. С. И. Танеев. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

3. Коловский О. П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 46-68.

4. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.

5. Левандо П. П. К характеристике фактуры хоровых циклов С. Танеева (ор. 27) и С. Рахманинова (ор. 37) // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 6-21.

6. Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев. – М.: Музыка, 1985. – 174 с.

7. Светозарова Е. Д. К вопросу о жанровой классификации русской хоровой музыки а' капелла // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 99-111.

Тема 20. Эволюция кантатно-ораториального жанра в русской музыке ХХ в.

Вопросы к теме:

1. Историческая тема в кантатно-ораториальном творчестве отечественных композиторов первой половины ХХ века.

2. Развитие традиций отечественного симфонизма в музыке Ю. Шапорина.

3. Сочетание традиционных и новаторских черт музыкального языка в кантате С. Прокофьева «Александр Невский».

Произведения для анализа:

Давиденко А. «На десятой версте», «Улица волнуется» из оратории «Путь Октября».

Прокофьев С. Кантата «Александр Невский» (части № 2, 4, 5, 7).

М. Коваль. Хор «Земля-земелюшка» из оратории «Емельян Пугачев».

Шапорин Ю. Симфония-кантата «На поле Куликовом» (хоры вестников, татар, «В ночь, когда Мамай залег с ордою»).

Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина» (части № 1, 2, 4, 7, 8, 10);

«Патетическая оратория» (части № 1, 3, 5, 7); кантата «Курские песни».

Шостакович Д. Поэма «Казнь Степана Разина» (фрагменты), оратория «Песнь о лесах» (часть № 6), «Десять хоровых поэм на стихи поэтов-революционеров» (№ 1, 4, 5, 6, 7).

Салманов В. «Двенадцать» (части № 1, 2, 5, 6).

Литература:

Основная:

1. Алфеевская Г. С. История отечественной музыки ХХ века. С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 160 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. – М.: Сов. композитор, 1980. – 302 с.

2. Дмитревская К. Н. Музыкальная драматургия десяти поэм Д. Д. Шостаковича // Русская хоровая культура – Вып. 3: Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования: сб. науч. тр. / ред.-сост. Т. Г. Томашевскся. – СПб, 2005. – C. 167-191.

3. Добрынина Е. Ю. Шапорин // Музыкальная жизнь. – 1962. – № 21. – С. 14-15.

4. Коловский О. Черты хорового стиля С. Прокофьева // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 21-30.

5. Мартынов И. О музыке и ее творцах: сб. ст. – М.: Сов. композитор, 1980. – 349 с.

6. Масловская Т. И. «И вновь на поле Куликовом» // Советская музыка. – 1980. - №12. – С. 30-34.