Р. особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии. На раннем этапе – творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Л. Шпора, Г. Маршнера; далее лейпцигской школой, прежде всего Ф. Мендельсоном-Бартольди и Р. Шуманом; во 2-й пол. XIX в. – Р. Вагнером, И. Брамсом, А. Брукнером, Хуго Вольфом. Во Франции Р. проявился уже в операх А. Буальдьё и Ф. Обера, затем в гораздо более развитой и самобытной форме у Г. Берлиоза. В Италии романтич. тенденции заметно отразились у Дж. Россини и Дж. Верди. Общеевроп. значение получило творчество польского комп. Ф. Шопена, венг. – Ф. Листа, итал. – Н. Паганини (творчество Листа и Паганини явило собой и вершины романтич. исполнительства), нем. – Дж. Мейербера.
РОССИНИ Джоаккино (1792-1868) – итал. композитор, дирижер, исполнитель на неск. инструментах; в юности пел в хоре. Долгое время жил и работал в Париже. Среди соч. хоры в операх (Р. ввел хор в оперу-сериа), 3 мессы, в т. ч. "Торжественная" (1819), "Маленькая торжественная месса" (1863; 1-й вар. в сопр. 2-х фп. и гармониума, 2-й – с орк.), отличающаяся кроме присущ. Р. мелодич. щедрости более сложной гармонией, частым применением полифонии; 17 кантат и гимнов для хора и орк.; 3 жен. хора с фп.; Stabat Mater (1832-1841) для солистов, хора, орк. – одно из выдающихся произв. этого жанра.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – осн. вид муз. творчества рус. народа с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("Одному не спеть, артелью – легче", записано Е. Линевой). Тесно связанная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исп. во всех слоях народа. Р. н. п. богата различн. жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, историч. песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др. Старин. крестьянск. песне свойственны многоголосн. склад в виде подголосочн. полифонии, ладовость, ритм. свобода, пение без сопр. Свою специфику имеют городск. песни, разнообразные по содержанию и стилю, создававшиеся различн. социальными группами (рабочие, солдатские, студенческие, мещанские и др.). Эти песни отличаются гарм. складом, применением обычных мажора и минора. Особый раздел Р. н. п. – революционная песня.
С конца XVIII в. Р. н. п. записывается и издается; она сыграла огромную роль в становлении нац. композиторской школы. Хоровая нар. песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Новую жизнь Р. н. п. обрела в сов. время благодаря ее широчайшему распространению (множество самодеят. хоров, создание проф. коллективов, радиопередачи), записям, изучению, возникновению новых песен.
Хоровые обработки Р. н. п. впервые появились в оп. Е. Фомина "Ямщики на подставе" (1787), В. Пашкевича "Как поживешь, так и прослывешь" (1792), А. Титова "Девичник" (1809). В назв. операх отражены отд. черты нар. исполнения. Рус. нар. тема полифонич. разрабатывается в хоре-интродукции ("Не бушуйте, ветры") оп. "Иван Сусанин" К. Кавоса (1815). Ранний этап хор. обработки Р. н. п. отмечен сб-ками И. Рупина (1831-1833, 3-голосие a cap.), Д. Кашина (1833-1834, 4-голосие, сопр. фп., начало развитой обр. нар. песни), С. Зайцева (1865), Н. Афанасьева (1866, хоры на 3, 4, 6 гол. a cap.), П. Воротникова (2-я полов. XIX в., хор с солистами, сопр. фп. или струнные; имеются развитые, приближающиеся к своб. обработке), В. Соколова (1877). Эти авторы использовали городскую песню или крестьянскую в городск. интерпретации. Отсюда – гармонич. стиль обработок, гарм. минор, куплетность; встречаются лишь отд. черты нар. многоголосия.
Новый этап в обработке Р. н. п. (подготовленный исследованиями В. Одоевского, А. Серова, записями нар. многоголосия, сделанными Мельгуновым, Пальчиковым) – обр. классиков: М. Балакирева, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова; в них использованы, гл. обр., старинные крестьянск. песни, воплощены нац. особенности нар. песенного стиля, в сочетании с приемами общеевропейск. техники. Римский-Корсаков вариациями "Татарский полон" и "Старая песня" положил начало свободной обр., приближающейся к соч. на нар. тему. В дальнейшем эту линию продолжили А. Глазунов, А. Гречанинов, А. Никольский, П. Чесноков и др.
Конец XIX – нач. XX в. ознаменовались стремлением композиторов приблизиться к нар. манере исполнения: таковы обр. В. М. Орлова и особенно А. Кастальского. Благодаря применению фонографа (Е. Линевой, А. Листопадовым и др.) появилась возможность более точно записывать и изучать нар. многоголосие.
Сов. композиторы, развивая традиции классиков, делали различные обр. Р. н. п. для акад. хора, от простых (В. Калинников, Г. Лобачев, М. Красев) до развитых концертных обр. (С. Василенко, А. Александров, Д. Васильев-Буглай, А. Новиков, Ф. Рубцов, А. Сапожников, В. Соколов, С. Попов и др.) и виртуозных, с элементами инструментализма, соч. на нар. тему (А. Пащенко, А. Егоров). Позднее появились обр. Д. Шостаковича, С. Слонимского, Г. Белова, В. Гаврилина, О. Коловского, А. Михайлова, И. Ельчевой, Р. Бойко, В. Агафонникова, В. Калистратова и др. Наряду с крестьянск. песнями используется и городск. фольклор (обр. А. Свешникова, А. Копосова). Обр. Р. н. п. составляют обязат. часть репертуара профес., самодеят., учебных хоров.
Сantus firmus (кантус фирмус, лат. – прочный напев) – ведущая мелодия, выполняющая функцию композиционной основы в полифонических сочинениях XIII – 1-й пол. XVIII вв. Обычно заимствованная мелодия из репертуара григорианского пения, с XV в. использовались и светские источники, с XVII в. протестанский хорал. Обычно помещался в теноре в ведущих жанрах своего времени, в т. ч. в мессе, мотете, в XVII- 1-й пол. XVIII вв. в органных хоральных обработках.
САЛМАНОВ Вадим Николаевич (1912-1978) – рус. композитор, проф. Ленингр. консерватории; нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР. Среди соч.: оратория-поэма "Двенадцать" (по Блоку), кантаты "Ода Ленину" (1970) для баритона, смеш. хора, орк., "Скифы"; хор. циклы a cap. – "Но бьется сердце" (1959) на сл. Н. Хикмета ("Тишина", "Лев в железной клетке", "21.1.1924", "Пятнадцать ран", "Издалека", "В бою мой стих"); "Восьмистишия" (1962) на сл. Р. Гамзатова ("Книга жизни", "Ты хочешь знать", "Старый друг мой", "Как живете-можете", "Куда?", "Вершина"); хор. концерт на рус. нар. тексты "Лебедушка" (1967, Гос. премия 1970, первый образец фольклорного типа в этом жанре); хоры на сл. Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева, "Русь" – семь лирич. хоров на сл. рус. поэтов для дет. (жен.) хора; хор. концерт для солиста, муж. хора и инструм. "Добрый молодец"; для хора с органом кантата "К молодым". Хоры С. отличаются свежестью муз. средств; часто они сложны интонационно из-за стремления композитора полнее передать образность текста, оригинальность стихов (Н. Хикмета, Р. Гамзатова). Хор. письму С. свойственны полифоничность, индивидуализация голосов (неск. инструм. характер), мелодич. речитативы, переклички, солирующие партии на фоне других; в кульминациях применяются удвоения. Гармония возникает в результате мелодич. движения, кроме обычных трезвучий в качестве устоев встречаются незаполненные ("пустые") квинты и аккорды, где терция заменена квартой, секундой. Композитор пользуется различными ладовыми оборотами: пентатоникой, фригийским, дорийским и др., ладовой переменностью, взаимопроникновением одноим. мажора и минора. Голоса, как правило, расположены удобно (в отн. диапазона, тесситуры); в отд. хорах имеются элементы сонористики: аккомпанемент в виде декламации, шепота; одновр. звучание отрезка хроматич. гаммы – имитация воя ветра ("Лебедушка"). Многие хоры С. исполняются профес., учебными, подвинутыми любительск. коллективами.
СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (1915-1998) – рус. композитор, пианист, обществ. деятель, лауреат Гос. премий СССР, нар. арт. СССР, Герой Соц. Труда. Вок. жанры составляют важнейшую часть его тв-ва, в т. ч. соч. с участием хора: поэма "Памяти Сергея Есенина" на сл. поэта (1955); "Патетическая оратория" на сл. В. Маяковского (Ленинская премия, 1960); кантаты – "Курские песни", "Деревянная Русь" на сл. С. Есенина, "Снег идет" на сл. Б. Пастернака, "Весенняя кантата" на сл. Н. Некрасова, "Ночные облака" на сл. А. Блока; хор. поэмы – "Ладога" (сл. А. Прокофьева); "Лапотный мужик" (сл. П. Орешина); 5 хоров a cap. (1958) – "Об утраченной юности" (сл. Н. Гоголя); "Вечером синим" (сл. С. Есенина), "Повстречался сын с отцом" (2 ред.; сл. А. Прокофьева); "Как песня родилась" (сл. С. Орлова); "Табун" (сл. С. Есенина); "Метель", "Клен ты мой опавший", "Ты запой мне ту песню" (жен.), "Душа грустит о небесах" (муж.) — все на сл. С. Есенина; Три хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", Хоровой концерт памяти А. Юрлова (без текста); "Пушкинский венок" (10 хоров на сл. А. Пушкина); цикл "Песни безвременья" (сл. А. Блока); "Гимны Родине" (сл. Ф. Сологуба); Четыре песни (сл. А. Прокофьева); "Хоровод" (сл. А. Блока); "Лебяжья канавка" (сл. Н. Брауна); "Песнопения и молитвы" (Гос. премия России, 1995) и др. Хор. соч. С. прочно связаны с рус. традициями, отмечены яркими чертами современности, нац. колоритом, лаконизмом и точностью средств выражения; им свойственны значительность содержания, мелодичность, красочность гармонии. Основа муз. языка С. – ладовая диатоника и народно-песенное голосоведение; часто взаимопроникновение одноим. и параллельн. ладов (мажора и минора), подголосочность при гармонич. изложении (переменность хор. фактуры, ее насыщенности и числа голосов, органные пункты). Умело используются хор. тембры при создании муз. образов и как фактор формообразования (варьирование, контраст). Большое внимание композитор уделяет тексту (его выбор, тесная связь с музыкой), заботе о его доходчивости (верность декламации; как правило – одновременность произнесения). В вок.-симф. соч. в партии хора нередко применяет октавные унисоны и удвоения голосов. Произв. С. пользуются большой популярностью среди проф. (дирижеры Свешников, Юрлов, Минин, В. Чернушенко, Е. Растворова и др.), учебных и любительск. хоров. Композитор активно сотрудничал с исполнителями своих сочинений, присутствуя на репетициях.