Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 32 из 35)

серийная техника – способ сочинения атональной музыки, вкоторой помимо серии из звуков (см. Додекафония) используются серии тембров, динамики, артикуляции и т. п.

СИДЕЛЬНИКОВ Николай Николаевич (1930-1995) – сов. композитор, проф., засл. деят. иск. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР. Учился по классу композиции у Е. О. Месснера (1950-57) в Моск. консерватории и в аспирантуре под рук. Ю. А. Шапорина (1957-61), одноврем. был ассистентом в классах композиции у А. И. Хачатуряна и Ю. А. Шапорина. С 1962 преподаёт в Моск. консерватории (с 1973 доцент). Характерные черты творчества С., проявившиеся уже в его ранних соч., – тяготение к крупным формам, живописная образность, связанная б. ч. с яркой рус. нац. тематикой, программность ("Симфония в 4 портретах", "Русские сказки", "Славянский триптих" и др.), в симф. произв. – красочность оркестра и изобретательность в инструментовке. Среди соч.: оратории "Поднявший меч", "Смерть поэта" (Реквием, сл. М. Лермонтова); кантаты – "Сокровенны разговоры", "Романсеро о любви и смерти", сл. Ф. Гарсиа Лорки (для хора, электрогитары, фп.); симфония-оратория "Гимн природе"; кантата "Сычуаньские элегии"; "Литургия св. Иоанна Златоуста" (1988); лирические поэмы для хора a cap. и др.

СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович (р. 1932) – рус. композитор, музыковед, пианист; канд. искусствоведения, проф. С.-Петербургской консерватории; лауреат Гос. премии России, нар. арт. России. Среди соч.: кантаты "Песни вольницы", "Голос из хора" (сл. А. Блока), "Песнь песней" (на библейск. тексты); хоры из оп. "Виринея" (имеется сюита), "Мария Стюарт", "Видения Иоанна Грозного" (1994). Для хора a cap.: "Вечерняя музыка", "Северные пейзажи" и др.; Четыре стасима из трагедии Софокла "Эдип в Колоне" (1983). Ряд соч. С. написан в нар. духе (преимущ. без цитирования), с использованием совр. средств. Хоры на нар. тексты: "Печальное сердце мое", "Люби жену, да не бей", Четыре русские песни, хор. концерт "Тихий Дон". Соч. С. популярны среди проф., учебных, подвинутых любительских хоров. Музыка С. отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. средствам, своеобразным преломлением рус. муз. фольклора.

СМЕТАНА Бедржих (1824-1884) – чешск. композитор, пианист, дирижер, обществ. деятель; основоположник чешск. муз. классики. Руководил муж. хором "Глагол Пражский", для котор. создал ряд произв. Среди соч.: кантата "Чешская песня" (смеш. хор, орк.; на тот же текст – муж. хор a cap.); муж. хоры: баллада "Три всадника", "Тебе, Родина", "Торжественный хор", "Наша песня" и др., 3 жен. хора, духовн. соч.; хоры из оп. "Далибор", "Либуше", "Тайна" и др.; популярные хоры из оп. "Проданная невеста".

Cпособы хоровой обработки народных песен. Существует четыре основных способа обработок:

- максимальное сохранение своеобразия и характерности фольклорных выразительных средств;

- композиционно-фактурное обновление, основанное на претворении фольклорных выразительных средств, на развитии ладово-интонационных особенностей народной песни;

- вариационное развитие;

- соединение отечественного фольклорного тематизма с западноевропейскими полифоническими приемами изложения, и т. д.

В творчестве русских композиторов-классиков сложились следующие типы хоровой обработки: гармонизация, полифонический тип, смешанный тип и свободная обработка.

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882-1971) – рус. композитор, дирижер (с 1914 жил за границей); один из крупнейших комп. XX в. В так наз. рус. период (1908-нач. 1920 гг.), вершинными произведениями которого являются балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографич. сцены "Свадебка", "Подблюдные песни" (4) на рус. нар. тексты для жен. хора a cap., кантата "Звездоликий" С. проявил особый интерес к древнейшему и совр. ему рус. фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы муз. Эстетики С., связанные с «театром представления», закладываются осн. элементы муз. языка: «попевочный» тематизм, свободный метрорим, остинатность, вариантное развитие и т. д. В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до нач. 1950-х гг.) на смену рус. тематике пришла антич. Мифология, существ. Место заняли библейские тексты. С. обращался к разл. стилевым моделям, осваивая приемы и средства европ. музыки барокко (опера-оратория "Царь Эдип"), технику старинного полифон. ис-ва ("Симфония псалмов"). Начиная с 50-х гг. в соч. преобладает религиозная тематика ("Священное песнопение во славу имени св. Марка", написанное для собора Св. Марка в Венеции; "Трен" ("Плач пророка Иеремии"); "Заупокойные песнопения" и др.). В этих соч. С. пользовался додекафонией, не придерживаясь строго ее правил. С. "создает индивидуально-авторский вариант серийной техники, не имеющий аналогов в музыке XX столетия" (В. В. Гливинский). Среди др. соч. с участием хора: "Отче наш", "Верую", "Богородице Дево, радуйся" (есть редакции с лат. текстом). Отд. произв. С. ("Свадебка", "Царь Эдип", "Симфония псалмов") исполнялись Ленингр. акад. капеллой, Гос. акад. рус. хором Союза ССР, Респ. акад. рус. капеллой и др.

СТРОГИЙ СТИЛЬ – условное назв. стиля, типичного для хор. музыки a cap. эпохи Возрождения (XV-XVI вв.); отличался строгой регламентацией ладовых и ритм. норм. С. с. чужд функционально-гармонич. связей и опирается на диатонич. и мелодич. лады. Музыка С. с., преимущ. церковная, характерна плавностью голосоведения, консонантностью звучания (отсюда желательность ее исп. в так наз. чистом строе), уравновешенностью. Ярчайший представитель С. с. Палестрина.

СТРОЧНО́Е ПЕНИЕ – вид рус. церк. пения, преимущ. на три голоса ("троестрочное"); существовало с XVI до начала XVIII в. Осн. мелодия знаменного распева (путь) велась средн. голосом, его исполнители – "путники" (по колич. певцов превалировали); ост. голоса – "вершники" и "нижники". Голоса могли меняться местами; записывались крюками над текстом в виде неск. строк. Ритм зависел от текста, который объединял вертикаль.

Первонач. двухголосие – гетерофонное, в виде эпизодич. расщепления унисона в секунду, терцию, кварту, квинту. При так наз. ленточном голосоведении осуществляется параллельное движение голосов. В отличие от зап.-европ. органума, здесь отсутствуют постоянные интерв. соотношения, встречаются параллелизмы терций и даже секунд.

В дальнейшем С. п. усложняется приемами рус. нар. многоголосия (варьирование мотивов, втора, подголоски, кварто-квинтовые созвучия). В целом С. п. характерно линеарностью (мелосностью) голосов, отсюда нередки остро диссонантные созвучия (особенно в демественных песнопениях). А. В. Конотоп указывает, что это многоголосие явл. "вертикальной проекцией" знаменной мелодии. Ее многоопорность выразилась в кварто-секундовых и др. звуковых комплексах вертикали. Такие сочетания приближаются к "фоническому прообразу колокольного звона". В строчных партитурах отсутствует четкое выявление гарм. функций; созвучия воспринимаются как колористически-выразит. фактор. С. С. Скребков считал, что при расшифровке строчных партитур следует пользоваться транспонированием отд. участков мелодий, что значительно уменьшает диссонирование.

Во 2-й полов. XVII в. С. п. было вытеснено партесным пением, не успев развиться в законч. систему. Одно время оба стиля сосуществовали.

ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915) – рус. композитор, муз. теоретик, пианист, дирижер, обществ. деятель; проф. Моск. консерватории (1885-1889 директор, руководитель орк. и хор. класса). Хор. соч. составляют значит. часть творчества Т.: ранняя кантата "Я памятник себе воздвиг"; кантаты "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма", хоры в оп. "Орестея"; хоры a cap., в т. ч. цикл из 12 смеш. хоров (соч. 27, 1909) на сл. Я. Полонского в 3-х тетрадях – 4-гол. ("На могиле", "Вечер", "Развалину башни", "Посмотри, какая мгла"), 5-гол., с двумя тенорами ("На корабле", "Молитва", "Из вечности музыка вдруг раздалась", "Прометей" – с тройной фугой), 2-хорные 6-гол., муж. и жен. хор ("Увидал из-за тучи утес", "Звезды") и 2-хорные смеш. 8-гол. ("По горам две хмурых тучи", "В дни, когда над сонным морем"); 16 муж. хоров различн. составов на сл. К. Бальмонта в 4-х тетрадях (соч. 35, 1912-1913), изданы 1-я ("Тишина", "Призраки", "Сфинкс", "Заря") и 3-я – "Морские песни" ("Мертвые корабли", "Звуки прибоя", "Морское дно", "Морская песня"); отд. смеш. хоры ("Восход солнца", "Из края в край", "Альпы" на сл. Ф. Тютчева, "Звезды" на сл. А. Хомякова), муж. хоры ("Вечерняя песня", "Венеция ночью", "Песня короля Регнера"); хор. миниатюры, ранние соч. Т., для смеш. состава ("Серенада", "Сосна", "Венеция ночью"); вок. ансамбли (могут исполняться и неб. хором): 3 терцета – "Ночи", квартеты ("Адели", "Монастырь на Казбеке" и др.). Часть хоров Т. – в рукописях (духовные хоры). В 1999 хором Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та под упр. Е. Тугаринова записан компакт-диск духовн. произв. Т. (Всенощное бдение и др.).