Ч. – автор кантат для солистов, хора и орк. “К радости”, “Москва”, кантаты “В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого” (к открытию Политехнической выставки), Хора к юбилею О. А. Петрова; хоров из музыки к весенней сказке А. Островского “Снегурочка”, Хора цветов и насекомых к предполагавшейся оп. “Мандрагора”. Ему принадлежит 12 соч. для хора a cap.: “Соловушко”, на собств. текст (посв. хору СПб. оперы); “Не кукушечка во сыром бору”, жен. хор “Без поры да без времени” (оба на сл. Н. Цыганова), “Что смолкнул веселия глас” (муж. хор на сл. Пушкина) – все 3 хора посв. Бесплатному хоровому классу И. Мельникова, “Ночевала тучка”, на сл. М. Лермонтова, “На сон грядущий”, на сл. Н. Огарева (раннее соч. Ч.; имеется вариант для хора с орк.); “Привет А. Рубинштейну”, на сл. Я. Полонского (большой хор типа славильной кантаты); Гимн в честь Кирилла и Мефодия, “Правоведческая песнь” (оба на сл. Ч.); муж. хоры: “Блажен, кто улыбается”, на сл. К. Р., “Вечер”; “Легенда” – авторск. перелож. для смеш. хора детской песни на сл. А. Плещеева.
Духовн. соч.: “Литургия св. Иоанна Златоуста” (1878, из-за несоответствия церк. традициям подвергавшаяся запрету); “Всенощное бдение” (1881, гармонизация древних распевов); Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-1885) – 3 Херувимских, “Тебе поем”, “Достойно есть”, “Отче наш”, “Блажени яже избрал” (причастный стих на заупокойной литургии), “Да исправится” (жен. трио с хором), “Ныне Силы Небесныя”, а также “Ангел вопияше” (1887, написано для Русского хорового об-ва). Своей Литургией Ч. начал новый этап в рус. церк. музыке – свободного комп. тв-ва (до этого разрешались лишь сочинения сотрудников Придв. певч. капеллы).
Ч. обладал собственным, ярко выраженным хор. стилем. В его соч. четко различается два вида фактуры: гомофонно-гармонич., свойственная преимущ. экспозиц. частям формы, и полифонич., гл. обр. в виде имитац. полифонии, в средних, разработочн. частях. Но и гомофония у Ч. всегда связана с мелодизацией голосов. У Ч. нередко имитируются хор. группы; в ранних кантатах имеются большие развитые фуги; часто применяется фугато. Структуре соч. Ч. свойственна повторяемость мотивов, фраз, гарм. оборотов (что создает трудности их интонирования). В то же время композитор, объединяя детали, создает построения “широкого дыхания”, пользуясь секвенциями, слабыми окончаниями (паузой на первой доле), опережающим вступлением одного или неск. голосов, несоверш. кадансами, раскрытыми периодами на гранях формы, гармонич. планом, включающим побочные ступени и т. д. Наряду с выдержанным четырехголосием (в хорах a cap.) и использованием чистых тембров, Ч. нередко применяет В. С. Орлов и И. Я. Тернов. Лучшие из хор. сочинений Ч., наравне с его симфониями, операми, камерными произведениями, составляют ценнейшую часть рус. классич. музыки. В критич. статьях и письмах Ч. имеются высказывания о хор. произв. и исполнителях, о важности хор. пения для муз. воспитания народа.
ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (1877-1944) – рус. хор. дирижер, композитор, проф. Моск. консерватории (с 1921). Оконч. Синод. уч-ще и Моск. консерваторию (кл. композиции). До революции – видный регент, учитель школьн. пения; дирижировал концертами Рус. хор. об-ва (1916-1917), исп. произв. С. Танеева и др. Руководил “Вторым гос. хором” (1917-1922), “Моск. акад. капеллой” (1922-1928), капеллой Моск. филармонии (1932-1933), самод. хором. Хоры под упр. Ч. отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения; осмысленность, расчет соединялись с искренностью, вкусом, глубоким проникновением в авторск. замысел. Ч. был сторонником дирижеров-гастролеров и неоднократно готовил (за неб. число репетиций) хор. концерты с различн. коллективами. Один из первых педагогов хор. отделения Моск. консерватории, где создал курс хороведения. Книга Ч. “Хор и управление им” (1940), обобщившая исполнительск. и педагогич. опыт автора, – первый научный труд в рус. и сов. метод. литературе; несмотря на некотор. недостатки (указанные редакторами в последующих изд.), остается одним из наиболее значит. в этой области (в частности, замечательны приводимые Ч. “Советы молодым дирижерам”).
Ч. написал свыше 60 смеш. хоров (светских) a cap. Обычно содержанием его произв. явл. благодушно-созерцательное восприятие природы (“Теплится зорька”, “Август”, “Ночь”, “Зимой”, “Альпы”). Неск. другого характера “Дубинушка”, но и здесь Ч. смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева. Некотор. хоры написаны в нар. духе: “Лес” (сл. А. Кольцова), “За рекою за быстрой”, “Не цветочек в поле вянет” (сл. А. Островского); в “Дубинушке” используется в виде фона подлинная нар. песня. Ч. сделал ряд сложных, концертного типа обработок рус. нар. песен (“Эй, ухнем”, “Во поле березонька стояла”, “Ах ты, береза” и др.), в них нередко участвуют солисты (“Ах вы, сени”, “Канава”, “Ходила младешенька”, “Лучинушка и дубинушка” и др.). В связи с пед. работой в жен. пансионах Ч. написал более 20 жен. хоров с развернутым сопр. фп. (“Зеленый шум”, “Листья”, “Несжатая полоса”, “Крестьянская пирушка” и др.). Неск. муж. хоров Ч. – перелож. тех же произв. для смеш. состава. Ч. создал св. 400 духовн. хоров (почти все – до 1917 г.), разных жанров (“Литургия”, “Всенощная”, концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; перелож. знаменных распевов, перелож. для муж. хора и др.). Эти соч. были оч. популярны (хотя автор не избежал упреков в “романсовости”). Характерным для соч. Ч. явл. мастерство хор. письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустич. благозвучию. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарным ритмом. Хоры Ч. доступны, как правило, высококвалифициров. коллективам; лучшие соч. Ч. распространены в пед. практике. Духовн. соч. Ч. стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время. Уч-ки: И. Лицвенко, Г. Лузенин, А. Петровский, А. Покровский, С. Попов, А. Хазанов и др.
Шаинский Владимир Яковлевич (р. 1925) – сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). В 1949 окончил Моск. консерваторию у Л. М. Цейтлина (скрипка), в 1965 – Азерб. консерваторию" у К. А. Караева (композиция). В 1949-1951 скрипач Гос. эстр. оркестра РСФСР под упр. Л. О. Утёсова, в 1957-1963 муз. консультант самодеят. коллективов Центр. дома культуры железнодорожников (Москва). В 1952- 1954 преподавал игру на Скрипке в муз. школе. Осн. область творчества Ш. – песня; широко известны его песни "Дрозды", "Не плачь, девчонка", "Травы, травы", "На дальней станции сойду" и др. Особую популярность, приобрели его песни для детей, в числе к-рых – "Улыбка", "Голубой вагон", "Песня крокодила Гены", "Вместе-весело шагать". 2-я пр. на Междунар. конкурсе песен солидарности (Берлин, 1972, за песню "Люди-человеки", cл. М. С. Пляцковского). Пр. иск-в Общества дружбы ГДР – СССР (Берлин, 1976, за песни, поcв. интернац. теме). Пр. Ленинского комсомола СССР (1980). Гос. пр. СССР (1981).
Шансон – французская народная многоголосная песня XV-XVI вв., в наши дни – эстрадная. Крупнейшие мастера – Г. Дюфаи, Я. Обрехт, Й. Окегем, Ж. Беншуа, Жоскен Депре, К. Жанекен и др. Полифонические шансон многообразны по содержанию, в текстах применялись народные стихи. Относится к жанру профессионального вокального творчества.
ШАПОРИН Юрий Александрович (1887-1966) – сов. композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954). В своих лучших произведениях Ш. развивал традиции русской музыкальной классики. Значительные события исторического прошлого и современности нашли отражение в его крупных сочинениях, отличающихся широким эпическим размахом, в опере «Декабристы» (1953), симфонии-кантате «На поле Куликовом» (1939, слова А. А. Блока, с дополнениями М. Л. Лозинского, Государственная премия СССР, 1941), ораториях «Сказание о битве за русскую землю» (1944, слова разных авторов, Государственная премия СССР, 1946), «Доколе коршуну кружить» (1963). Эти произведения отмечены высоким патриотическим пафосом, масштабностью художественных решений, реалистическим подходом к интерпретации литературных первоисточников. С революционными событиями связан образно-тематический материал симфонии (1932); в основу сюиты «Блоха» (1926) легла музыка композитора к пьесе по повести Н. С. Лескова «Левша». Ш. – мастер вокального письма, последовательно развивавший линию романсового творчества П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова – циклы на стихи А. С. Пушкина (1937), Блока («Далёкая юность», 1939), Ф. И. Тютчева («Память сердца», 1958) и др. Особенную известность завоевали романсы «Заклинание», «Под небом голубым», «Осенний праздник», «Под вечер примолкла война», обработки народных песен «Ничто в полюшке не колышется», «Бурлацкая песня» (Государственная премия СССР, 1952). В числе сочинений Ш. также вокально-симфонические баллады на слова И. А. Бунина, А. А. Блока, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, 2 сонаты для фортепьяно, хоры a cap. (сл. Лермонтова, Некрасова), 4 песни для муж. хора (“Соловей-соловушка” и др.), музыка к драматическим спектаклям и фильмам. Автор статей о музыке. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич (1902-1963) – рус. композитор, проф. и ректор Моск. консерватории, обществ. деятель; д-р искусствоведения, нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премий СССР. Среди соч.: драматич. симфония для чтеца, солистов, хора и орк. “Ленин”; кантаты “Москва”, “Синий май”; хоры a cap. – 27 для смеш. состава, 11 дет. для 3-х голосов, хоры с сопр. фп., обр. нар. песен. Хоры Ш. отмечены чутким претворением поэтич. текстов, мастерством хор. инструментовки. При ведущей роли гармонии – хор. партии мелодически развиты; нередко применяются запевы, солирующие партии на фоне хора, хор. унисоны; кадансы гармонич. насыщены. В гармонии – диатонизм, плагальность, часто – ладовая переменность, взаимопроникновение одноим. натур. ладов, что придает хорам Ш. особую свежесть. Голоса, как правило, используются удобно. Лучшие хоры Ш. (“Зимняя дорога”, “Стрекотунья-белобока” на сл. Пушкина, “Утес” на сл. Лермонтова, “Мать послала к сыну думы”, “Казак гнал коня”, “Березе” на сл. М. Танка и др.) популярны среди профес. и любительск. коллективов и в пед. практике.