Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 35 из 35)

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – рус. композитор, пианист, обществ. деятель, проф., д-р искусствоведения, нар. арт. СССР, лауреат Ленинской премии, Гос. премий СССР и РСФСР, Междунар. премии мира, Герой Соц. Труда; один из крупнейших совр. композиторов. Среди соч. оратории “Песнь о лесах”, “Родная Отчизна”; кантата “Над Родиной нашей солнце сияет”, “Поэма о Родине”, поэма “Казнь Степана Разина” (солист бас, хор, орк.); соч. a cap. “Десять поэм на сл. рус. революц. поэтов”; “Верность” (8 баллад для муж. хора на сл. Е. Долматовского), “Родина слышит”; обр. рус. нар. песен – “Венули ветры”, “Как меня, младу” и др.; хор. песни с фп. (“Песня о встречном”, “Шагай, шагай”, “Черное море”, “Песня мира” и др.); хоры из оп. “Леди Макбет Мценского уезда” (“Катерина Измайлова”), среди них замечательный финальный хор каторжан. Хор участвует во 2-й симфонии (“Посвящение Октябрю”), в 3-й (“Первомайской”) и в 13-й (на сл. Е. Евтушенко) – для солиста баса, хора басов и орк.

В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углублённость, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Индивидуальность Ш. ярко проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах. Основываясь на ладовых системах, распространённых в русской музыкальной классике, Ш. модифицировал их, создал уникальные лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифоническими приёмами как средством тематического развития

ШУБЕРТ Франц Петер (1797-1828) – австр. композитор, первый великий представитель муз. романтизма; автор многих (более 1000) произв. различн. жанров. Щедрый мелодизм Ш. коренится в нац. венском фольклоре (австр., а также венгерск., слав.). Среди соч. с участием хора (с орк., фп., a cap.) – 6 месс (7-я представлена фрагментами), Немецкая месса, Немецкий реквием, гимны, псалмы, кантаты (“Победная песнь Мириам” для соло сопрано, хора, фп., написана в генделевском духе); Stabat Mater (лат. и нем., на сл. Клопштока); хоры из муз. к “Розамунде”; хоры и вок. ансамбли.

Ранние 4 мессы (1814-1816; самая популярная 2-я, соль мажор) невелики по объему, отличаются характерной для Ш. песенностью. Поздние мессы (ля-бемоль мажор – 1822 и нередко исполняемая ми-бемоль мажор – 1828) монументальны, с большими фугами; содержат трагич. интонации, свойственные нек. последним песням Ш.

Произв. для хора – муж. (46), жен. (6), смеш. (19), a cap. и с фп., – написаны на сл. Гёте, Шиллера и др. современников Ш. По тематике и выразит. средствам они близки сольным песням Ш., в них та же тесная связь музыки и текста. Содержанием ранних, более простых, хоров явл. любовн. лирика, воспевание красоты природы (связь с традициями муж. ансамблевого пения; см. Лидертафель). В поздних хорах проявляются раздумье, философск. размышление, они – объемнее (иногда приближаются к кантатному жанру), сложнее по муз. языку.

Для хоров Ш. характерна контрастность: богатство мелодики, наличие в пьесе неск. тем; красочность гармонии (взаимопроникновение мажора и минора, терцовые соотношения, порой сопоставления далеких тональностей), разнообразие фактуры, размеров, динамики. Состав хоров и ансамблей – от 2-3 до 6 голосов. Партии ритмически подвижны; в муж. хорах верхний голос нередко изложен в высокой тесситуре. Формы разнообразны, от куплетно-строфич. до сквозной. В ранних хорах наблюдается гомофонно-гармонич. изложение при подвижном верхнем голосе; в поздних применяется имитац. полифония. Сопровождение фп., по больш. части, развито, выразительно.

Имеются хор. перелож. (разных авторов) песен Ш. (“Лесной царь”, “Приют”, “Баркарола”, “Утренняя серенада” и др.).

ШУМАН Роберт (1810-1856) – нем. композитор, муз. писатель, критик, дирижер. В 40-х гг. руководил дрезденским лидертафелем и смеш. хором, с котор. исп. “Страсти по Иоанну” Баха, “Иевфай” Генделя, соч. Палестрины, Гайдна, Моцарта, собств. произв. Среди соч. для хора, солистов, орк. оратория “Рай и Пери”, “Странствие розы”; “Реквием по Миньоне”; музыка к сценам из “Фауста” Гёте, к “Манфреду” Байрона, баллады “Проклятье певца”, “О паже и принцессе” и др.; для хора с орк. месса, реквием, “Ночная песня”, “Новогодняя песня” и др.; хоры a cap. муж. (16), смеш. (ок. 30, в т. ч. Романсы и баллады, в 4-х тетрадях), 4 2-хорн. песни, хоры с сопр. (фп., орган, орк. и др.). Содержанием хоров Ш. явл. любовная лирика, образы природы, иногда философск. раздумье, юмор. В них, как и в романсах, композитор следует за интонацией и ритмом стиха, передает особенности поэтич. текстов (Гёте, Бёрнса, нем. романтиков). Больш. частью это хор. миниатюры гомофонно-гарм. склада (изредка имитации), с выразит. мелодией и разнообразн. ритмикой, простой, нередко куплетной (купл.-вариац.) формы. Голоса используются удобно, иногда применяется пение солистов, анс., чередующихся с тутти, a cap. (разн. авторов) фп. пьесы “Грезы” из “Альбома для юношества”, “Вечерняя звезда” из “Альбома песен для юношества” (перелож. неизв. автора, с присочиненным продолжением). В “Жизненных правилах для музыкантов” Ш. подчеркивает значение пения в хоре для муз. развития.

ЩЕДРИН Родион Константинович (р. 1932) – рус. композитор, пианист, обществ. деятель, нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии СССР. Первонач. муз. образование получил в Моск. хоровом уч-ще. Среди соч. для солистов, смеш. хора, орк. оратория “Ленин в сердце народном” (Гос. премия СССР, 1972), “Поэтория” (сл. А. Вознесенского), кантата “Бюрократиада”, поэма “Казнь Пугачева”, хоры из оп. “Не только любовь” (имеется сюита), “Мертвые души”, хоры a cap. “Ива-ивушка” (фуга-вокализ), 4 хора на сл. А. Твардовского (“Как дорог друг”, “Прошла война”, “Я убит подо Ржевом”, “К вам, павшие”), 4 хора на сл. А. Вознесенского (“Тбилисские базары”, “Первый лед”, “Горный родничок”, “Песня вечерняя”), виртуозное “Концертино (вокализ); строфы из “Евгения Онегина” (шесть хоров a cap. на сл. А. С. Пушкина), “Запечатленный ангел” (по Н. С. Лескову – музыка для смеш. хора, солиста и свирели). Уже в ранних хорах обнаружились яркость и оригинальность дарования композитора, интерес к рус. нар. творчеству, в т. ч. к частушке. С сер. 60-х гг. Щ., продолжая разработку разл. пластов рус. фольклора, синтезирует их с совр. приёмами композиторского письма – алеаторикой, сонористикой, элементами конкретной музыки. Новаторским подходом к трактовке вок.-симф. жанра отмечена "Поэтория" на стихи А. А. Вознесенского (концерт для поэта в сопровождении жен. голоса, смеш. хора и симф. оркестра). Важным вкладом в сов. муз. Лениниану стала оратория "Ленин в сердце народном" (на нар. слова и документальные тексты, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1969; Гос. пр. СССР, 1972), где используется, в частности, нар. манера пения. Популярность завоевали также хоры Щ. на стихи А. С. Пушкина, А. Т. Твардовского, А. А. Вознесенского. Ярко выраженный нац. характер носят концерты для оркестра. В "Озорных частушках" (1963) композитор продолжил разработку частушечного материала, а в концерте "Звоны" (1968, по заказу к 125-летию оркестра Нью-Йоркской филармонии) обратился к старинной рус. традиции колокольных звучаний. Соч. Щ. исполняются профес., учебн., подвинутыми самод. хорами.

эпическая музыкальная драматургия – особая роль хора, воплощающего образ народа. Ораториальное начало подчеркивает общность в трактовке темы народа. Хоры заключают в себе центральные идеи оперы, ведущие музыкальные темы. Особенности эпической драматургии: преобладание завершенных оперных форм; большая роль массовых народных сцен; создание ярких музыкальных характеристик-портретов действующих лиц; опора на широкую кантиленную мелодику; соотношение динамического сквозного развития действия и фресковой статичности отдельных эпизодов.

содержание

Введение……………………………..…………………………………………….3

Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………..4

Тематический план курса………………………………………………………...5

Методические указания для студентов………………………………….............8

Темы семинарских и практических занятий………………………….................9

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………24

Вопросы для подготовки к зачету (7 семестр)....................................................72

Вопросы для подготовки к зачету (8 семестр)....................................................73

Вопросы для подготовки к экзамену (9 семестр)...............................................74

Список литературы………………………………………………………………77

Методическое обеспечение дисциплины……………………………................78

1. Справочно-библиографическая литература………………………….....78

2. Учебно-методические пособия…………………………………………..78

3. Монографии, статьи………………………………………………………80

4. Словарь основных терминов……………………………………………...87

Содержание……………………………………………………..........................206