7. Нестьев И. В. «Александр Невский» Прокофьева. – М.: Сов. композитор, 1968. – 50 с.
8. Нестьев И. Прокофьев. – М.: Музыка, 1953. – 528 с.
9. Хохловкина А. Советская оратория и кантата. – М.: Музгиз, 1955. – 147 с.
Тема 23. Хоровое творчество Г. Свиридова
Вопросы к теме:
1. Жанровое разнообразие хорового творчества Г. Свиридова.
2. Роль кантаты «Курские песни» в развитии направления «Новая фольклорная волна».
3. Жанр камерной кантаты и кантаты для хора а’ сарреllа в творчестве Г. Свиридова («Гимны Родине», «Ночные облака»).
4. Творчество различных поэтов в хоровых произведениях Г. Свиридова.
Произведения для анализа:
Кантаты «Курские песни», «Гимны Родине», «Ночные облака».
Концерт для хора «Пушкинский венок», «Концерт памяти А. Юрлова».
«Поэма памяти Сергея Есенина» (части № 1, 2, 4, 7, 8, 10).
«Патетическая оратория» (части № 1, 3, 5, 7).
Литература:
Основная:
1. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. – М.: Сов. композитор, 1990. – 224 с.
2. Сохор А. Георгий Свиридов: жизненный и творческий путь. – М.: Сов. композитор, 1972. – 319 с.
3. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.
Дополнительная:
1. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. – М.: Музыка, 1991. – 80 с.
2. Живов В. Л. "Патетическая оратория" Г. Свиридова. – М.: Сов. композитор, 1973. – 70 с.
3. Книга о Свиридове: Размышления, высказывания, статьи, заметки / сост. А. А. Золотов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 261 с.
4. Кручинина А. Древнерусское в искусстве мастера (о творчестве Г. Свиридова) // Советская музыка. – 1981. – № 12. – С. 32-35.
5. Леман А. О стиле и направленности творчества Свиридова // Советская музыка. – 1985. – № 12. – С. 18-24.
6. Полякова Л. Курские песни Г. Свиридова. – М.: Сов. композитор, 1970. – 68 с.
7. Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 10. – М., 1971. – С. 60-100.
Тема 25. Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX в.
Вопросы к теме:
1. Традиции и новаторство оперно-хорового творчества отечественных композиторов XX века.
2. Трагедийные, жанровые и гротескные хоровые сцены в операх отечественных композиторов XX века.
3. Значение хоровых сцен в операх Д. Шостаковича, С. Прокофьева, С. Слонимского.
Произведения для анализа:
Шостакович Д. 9-я картина, хор каторжан «Эх, вы степи необъятные» из оперы «Катерина Измайлова».
Прокофьев С. Эпиграф «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», заключительный хор «За отечество шли мы в смертный бой» из оперы «Война и мир».
Слонимский С. Хоровые антракты «Метель», «Трепак» из оперы «Виринея».
Литература:
Основная:
1. Келдыш Ю. История русской музыки в 10 томах. – Т. 3. – М.: Музгиз, 1954. – 531 с.
2. Назарова В. Т. Зарубежная и отечественная музыка ХХ века: учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 280 с.
3. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.
Дополнительная:
1. Богданова А. Оперы и балеты Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, 1979. – 208 с.
2. Волков А. И. «Война и мир» С. Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы. – М.: Музыка, 1976. – 134 с.
3. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. – М.: Сов. композитор, 1980. – 302 с.
4. Земцовский И. Об опере С. Слонимского «Виринея» // Фольклор и композитор. – М., 1978. – С. 142-145.
5. Нестьев И. В. Прокофьев. – М.: Музыка, 1957. – 528 с.
6. Отечественная музыкальная литература: 1917-1985: учебник для муз. училищ. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1996. – 376 с.
7. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. – М.: Сов. композитор, 1991. – 276 с.
8. Чернышева Т. А. У истоков формирования хорового стиля Д. Шостаковича. Хоры и ансамбли оперы «Нос» // Национальные традиции русского хорового искусства. – Л., 1988. – С. 31-45.
9. Шахов В. «Леди Макбет Мценского уезда» Леского и Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. – СПб.: Композитор, 2000. – С. 243-294.
10. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / пер. Е. Гуляевой. – СПб.: Композитор, 1998. – 559 с.
Задания для самостоятельной работы студентов
Раздел 1. Зарубежная хоровая литература
Тема 1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Жанекен К. «Битва при Мариньяни», «Пение птиц».
Жоскен Депре. «Incarnatus».
Лассо О. «Эхо», «Мой муженек», «Ангелочек».
Палестрина Дж. «В синем небе», «Месса Папы Марчелло».
Монтеверди К. Мадригалы «Кто душу изливает», «О, я хотел бы умереть от любви».
Музыкально-нотная литература:
Лассо О. Эхо; пер. М. Улицкого; перелож. Л. Бартенева // Композиторы-классики для детского хора. – М., 2004. – Вып. 1. – С. 10-12.
Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие для дирижерско-хоров. отд. муз. вузов. – М.: Музыка. – 1964. – Вып. 1 / С. Лаппо, Д. Локшин. – М., 1964. – 223 с.
Хрестоматия для хорового класса: Зарубежная хоровая музыка XVI-XVII вв.. – Вып. 1 / В. Минин, З. Казак. – М.: Музыка, 1974. – 140 с.
Монтеверди К. Мадригалы // Библиотека студента-хормейстера. – М.: Музыка. – 1966. – Вып. 17.
Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века: без сопровожд.; сост. И. Журавленко; пер. М. Павловой. – 1980. – 48 с.
Палестрина Д. Произведения для хора без сопровождения // Хрестоматия по чтению хоровых партитур: в 5 вып.: ср. муз. учеб. заведения / сост.: Д. Д. Семеновский, М. Королева. – М.: Музыка. – 2005. – Вып. 1.
Аудиозаписи:
KD-120. Лассо О. «Добрый день», «Эхо».
KD-340. Лассо О. Мотет, мадригал. Палестрина «Ave Maria».
МК-26. Жанекен К. Пение птиц.
Тезаурус
Возрождение
Нидерландская школа
Венецианская школа
Римская школа
мотет
мадригал
месса
канцона
шансон
вилланелла
фротолла
контрапункт
cantus firmus
Палестрина Д.
Лассо О.
Монтеверди К.
Тема 2. Возникновение оперы. Итальянские оперные школы.
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Монтеверди К. Хоры из оперы «Орфей».
Люлли Ж. Хоры из оперы «Альцеста».
Перселл Г. Хоры из оперы «Дидона и Эней» (песня матросов и финальный хор «Скорбя, поникли два крыла»).
Музыкально-нотная литература:
Монтеверди К. Хор «Славен труд человека» из оперы «Орфей» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 3-8.
Люлли Ж. Хор «Споем, споем» из оперы «Альцеста» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 9-13.
Перселл Г. Хор «Светлый хор облаков» из оперы «Дидона и Эней» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 26-30.
Перселл Г. Хор «Скорбя, поникли два крыла» из оперы «Дидона и Эней» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 31-34.
Аудиозаписи:
KD-340. Монтеверди К. Хор нимф из оперы «Орфей».
KD-341. Монтеверди К. Хор турок.
KD-549. Перселл Г. Опера «Дидона и Эней»
МК-25. Перселл Г. Дидона и Эней: фрагменты; Ария Дидоны (3 д.); Заключительный хор.
Видеозаписи:
DVD-20. Монтеверди К. «Орфей»: сценическая постановка.
Тезаурус
камерата
опера
музыкальная драма
лирическая трагедия
Пери Я.
Монтеверди К.
Люлли Ж.
Перселл Г.
Тема 3. Романтическая миниатюра а’ сарреllа
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Шуберт Ф. «Любовь», «Ночь», «Хоровод», «Тишина».
Мендельсон Ф. «Лес», «Охотничья песня».
Шуман Р. «Привет весне», «Ночная тишина», «Доброй ночи».
Брамс И. «В ночной тиши», «О, погоди», «Лесная ночь», «Розмарин».
Музыкально-нотная литература:
Шуберт Ф. «Любовь» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 41-42.
Шуберт Ф. «Ночь» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. М., 1963. – С. 141-142.
Шуберт Ф. «Хоровод» // Детский хор. – Вып. 8. – М., 1989. – С. 31-32.
Шуберт Ф. «Тишина» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 140.
Мендельсон Ф. «Лес» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 199.
Мендельсон Ф. «Охотничья песня» // Хоры зарубежных композиторов. – М., 1974. – С. 18-26.
Шуман Р. «Вечерняя звезда» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 177.
Шуман Р. «Привет весне» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 75-76.
Шуман Р. Доброй ночи // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. Красотина. – Вып. 2.
Шуман Р. «Ночная тишина» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 194.
Брамс Й. «В ночной тиши» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 12.
Брамс Й. «О, погоди» // Хоровая миниатюра. – Вып. 4. – М., 1979. – С. 24-25.
Брамс Й. «Лесная ночь» // Произведения для смешанного хора / сост. В. Куликов. – М., 1965. – С. 23-24.
Брамс Й. «Розмарин» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 39-40.
Аудиозаписи:
KD-120. Шуман Р. «Вечерняя звезда». Брамс Й. «В ночной тиши».
КD-682. Брамс Й. Хоровые произведения: «Лесная песня», «Колыбельная», «Горбатый уличный скрипач», «Розмарин», «Прощай»;
КD-682. Шуман Р. Хоровые произведения: «В лесу», «Грезы», «Вечерняя звезда», «На Боденском озере», «Ночная тишина».
Тезаурус
романтизм
хоровая миниатюра а’ сарреllа