Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 (стр. 5 из 35)

лидертафель

Шуберт Ф.

Мендельсон Ф.

Шуман Р.

Брамс И.

Тема 4. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XIX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Бах И. С. «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 47, 72, 78); «Страсти по Иоанну» (№ 1, 21), Магнификат (№ 1, 10, 11, 12); духовные кантаты (№ 4, 6, 21, 106); светские кантаты: «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»), «Умиротворенный Эол» (хоровые номера).

Гендель Г. Ф. Оратория «Мессия» (хоры № 12, 22, 42).

Перголези Дж. «Stabat Mater» (№ 1, 11, 12, 13).

Гайдн Й. «Времена года» (№ 1, 2, 19).

Моцарт В. А. Месса с-moll, Реквием (№ 1, 2, 6).

Бетховен Л. Девятая симфония (Финал – Ода к радости). Торжественная месса (Kyrie).

Брамс Й. «Немецкий реквием» (№ 2).

Верди Дж. Реквием (№2).

Музыкально-нотная литература:

Бах И. С. Магнификат. – Лейпциг, б.г. – 52 с.

Бах И. С. Месса си минор. – Лейпциг, б.г. – 163 с.

Бах И. С. «Страсти по Матфею». – Лейпциг, б.г. – 175 с.

Бах И. С. «Страсти по Иоанну». – Лейпциг: Бреткогф, 1971. – 129 с.

Бах И. С. Кантата № 4 «Христос лежал в оковах смерти». – Лейпциг, б.г. – 35 с.

Бах И. С. Кантата № 6. – Лейпциг, б.г. – 27 с.

Бах И. С. Кантата № 21 «Я много познал страданий». – Лейпциг, б.г. – 86 с.

Бах И. С. Кантата № 106 «Божье время – лучшее время». – Лейпциг, б.г. – 32 с.

Бах И. С. Кантата «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»). – Лейпциг, б.г. – 62 с.

Гендель Г. Оратория «Мессия». – Лейпциг, б.г. – 204 с.

Перголези Дж. «Stabat Mater». – Б.м. – Б.г. – 35 с.

Гайдн Й. Оратория «Времена года». – Лейпциг, б.г. – 203 с.

Моцарт В. Реквием для солистов, хора и оркестра / перелож. для пения с ф-но. – М.: Фонд молодежи за Россию, 1993. – 80 с.

Бетховен Л. Симфония № 9. Заключительный хор из оды Шиллера «К радости». – Лейпциг: Брейткопф. – 276 с.

Бетховен Л. «Kyrie» и «Agnus Dei» из «Торжественной мессы» // Локшин Д. Л. Зарубежная хоровая литература. – Вып. 2. – М., 1965. – С. 201-240.

Брамс И. «Немецкий реквием»: для солистов, хора и оркестра / перелож. для пения и ф-но. – Лейпциг, б.г. – 95 с.

Верди Дж. Реквием. – Лейпциг, б.г. – 144 с.

Аудиозаписи:

CD-110. Бах И. С. Магнификат. Месса. Пассионы.

CD-114. Бах И. С. Кантата № 4, 11, 106

KD-344, СD-138. Бах И. С. Месса си минор

KD-105. Бах И. С. «Страсти по Матфею».

KD-343. Гендель Г. Оратория «Мессия» (фрагменты).

CD-17, КD-341. Перголези Дж. Stabat mater.

KD-347. Гайдн Й. Оратория «Времена года» (фрагменты).

KD-50, 280. Моцарт В. Реквием.

КD-352. Бетховен Л. Симфония № 9.

KD-106-107. Верди Дж. Реквием.

CD-146. Брамс И. Немецкий реквием.

Тезаурус

барокко

контрапункт

полифония

фуга

магнификат

месса

реквием

пассион

кантата

оратория

протестантский хорал

Гендель Г. Ф.

Бах И. С.

Перголези Д.

Гайдн Й.

Моцарт В. А.

Бетховен Л.

Брамс И.

Верди Дж.

Тема 5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVIII-XIX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Глюк Х. Вступительный хор из оперы «Орфей».

Моцарт В. «Хор спит безмятежно море», «Спасайтесь, скрывайтесь» из 2 действия оперы «Идоменей»; «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; заключительный хор «Только храбрым слава!» из 2-го действия оперы «Волшебная флейта».

Россини Д. Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль».

Вебер К. Хор охотников из оперы «Вольный стрелок».

Вагнер Р. Хор прях, хор «Слава искусству» из оперы «Тангейзер»; Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Верди Дж. Хор иудеев из оперы «Набукко»; финал II действия из оперы «Аида»; Интродукция, кипрский хор из оперы «Отелло».

Гуно Ш. Сцена вальса с хором. Хор солдат из оперы «Фауст».

Бизе Ж. Хор табачниц, хор контрабандистов из оперы «Кармен».

Сметана Б. Хоры «Как же нам не веселиться», «Кто пиво с нами пьет» из оперы «Проданная невеста».

Музыкально-нотная литература:

Глюк Х. «Орфей и Эвридика»: опера в 3-х действиях. – Лейпциг: Брейткопф, 1974. – 139 с.

Моцарт В. Хоры из опер / сост. А. Александров. – М.: Музыка, 1981. – 63 с.

Моцарт В. «Свадьба Фигаро»: комическая опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1981. – 383 с.

Моцарт В. «Волшебная флейта»: опера в 2-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1971. – 224 с.

Моцарт В. «Идоменей»: опера в 3-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка. 1989. – 422 с.

Россини Д. Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль» // Оперные хоры. – Киев, 1984. – С. 45-47 // Окно в природу. – М, 1997. – С. 30-33.

Вебер К. «Вольный стрелок»: опера. – Б.м., б.г. – 194 с.

Вагнер Р. Хоры из опер. – М.: Музыка, 1988. – 64 с.

Верди Дж. «Риголетто»: опера в 3-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музгиз, 1934. – 317 с.

Верди Дж. «Трубадур»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1966. – 252 с.

Гуно Ш. «Фауст»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1976. – 399 с.

Бизе Ж. «Кармен»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1981. – 407 с.

Сметана Б. Избранные хоры. – М.: Музгиз, 1960. – 62 с.

Аудиозаписи:

СD-39. Глюк Х. «Орфей и Эвридика».

СD-380. Глюк Х. «Орфей и Эвридика»; Бетховен Л. «Фиделио».

KD-343. Глюк Х. «Орфей и Эвридика» (фрагменты).

KD-542. Глюк Х. Фрагменты из опер.

СD-8. Моцарт В. Оперы.

СD-116. Моцарт В. Оперы «Идоменей», «Волшебная флейта».

СD-120-121. Моцарт В. Хоры из оперы «Волшебная флейта».

СD-116. Моцарт В. «Идоменей» (фрагменты), «Свадьба Фигаро» (фрагменты).

KD-350. Моцарт В. «Дон-Жуан». Заключительная сцена. «Свадьба Фигаро».

KD-509/1-2. Вебер К. М. «Волшебный стрелок»: романтическая опера.

KD-58. Вагнер Р. Хор пилигримов из оперы «Тангейзер».

KD-690. Вагнер Р. Фрагменты из опер.

КD-705. Верди Дж. Фрагменты из опер.

КD-677. Верди Дж. Хоры и увертюры.

СD-30. Верди Дж. Оперы: «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Сила судьбы».

СD-255. Верди Дж. Оперы: «Навуходоносор», «Макбет», «Корсар».

СD-256. Верди Дж. Оперы: «Дон Карлос», «Аида», «Фальстаф».

KD-58. Верди Дж. Хор цыган из оперы «Трубадур».

СD-376. Гуно Ш. «Фауст».

KD-362. Бизе Ж. «Кармен» (фрагменты).

KD-58. Сметана Б. Хор из 1-го действия оперы «Проданная невеста».

Видеозаписи:

DVD-21. Глюк К. «Орфей и Эвридика»: фильм-опера.

DVD-23. Моцарт В. «Свадьба Фигаро»: фильм-опера.

DVD-96. Вагнер Р. Оперы: «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан и Изольда».

ВD-366. Верди Дж. «Отелло»: экранизация.

ВD-372. Верди Дж. «Аида», «Риголетто»: фильм-опера.

ВD-353. Верди Дж. «Травиата»: фильм-опера.

ВD-361. Гуно Ш. «Фауст»: фильм-опера.

ВD-368. Бизе Ж. «Моя Кармен»: фильм-опера.

Тезаурус

опера

оперные реформаторы

классицизм

опера buffa

опера seria

зингшпиль

немецкая романтическая опера

французская лирическая опера

драматургические функции хора

бельканто

Глюк Х.

Моцарт В.

Россини Д.

Вебер К.

Вагнер Р.

Верди Дж.

Гуно Ш.

Бизе Ж.

Сметана Б.

Тема 6. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов ХХ в.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Пуленк Ф. «Грусть», «Белый снег», «Мари».

Барток Б. «Словацкие народные песни», «Тоска», «Эй, скрипач, играй», «Беглец», «Узник», «Деревенские сцены».

Кодаи 3. «К Листу», «Вечерняя песня», «Ел цыган соленый сыр», «Ночью в горах».

Дворжак Б. Цикл «О природе».

Музыкально-нотная литература:

Пуленк Ф. Хоры: для смешан. голосов без сопровожд. / сл. Г. Аполлинера, П. Элюара. – М.: Музыка, 1968.– 36 с.

Барток Б. «Свадьба» из «Трех деревенских сцен» // Библиотека хормейстера. – Вып. 21. – М., 1991. – С. 36-46; Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Птица. – Вып. 2. – М., 1973. – С. 155.

Барток Б. «Словацкие народные песни» // Библиотека хормейстера. – Вып. 12. – М., 1965. – С. 29-39.

Барток Б. «Тоска» // Хоровая миниатюра. – Вып. 9. – М., 1984. – С. 22-23; Хоры композиторов Венгрии. – М., 1975. – С. 9-10.

Барток Б. «Эй, скрипач, играй» // Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. – М., 1988. – С. 162-166.

Барток Б. Смотрины девушек // Метрические трудности в хоровой литературе. – М., 1998. – С. 50-52.

Барток Б. Хоры // Куликов Б. И. Хрестоматия по дирижированию. – Вып. 7: Сложно-несимметричные и переменные размеры в сочинениях композиторов ХХ века: для хора без сопровожд. – М.: Музыка, 2004. – 76 с.; Шелков Н. В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур: начальный курс. – Л.: Учпедгиз, 1963. – 446 с.

Кодаи 3. «Ночью в горах» // Библиотека хормейстера. – Вып. 20. – М., 1966. – С. 25-26.

Кодаи З. «Вечерняя песня» // Русская и зарубежная хоровая миниатюра. – Л., 1974. – С. 9-11; Хрестоматия по дирижированию хором. – Вып. 2 / сост. Е. Красотина. – М., 1980. – С. 63 // Библиотека хормейстера. – Вып. 9. – М., 1969. – С. 28.

Кодаи З. «Ел цыган соленый сыр» // Вперед, заре навстречу / сост. Т. Овчинникова. – М., 1971. – С. 37-39.

Кодаи З. Птичий хор / сл. К. Алемасовой // Каноны для детского хора. – СПб., 1998. – С. 27.

Дворжак Б. Цикл «О природе»: хоры без сопроводж. на слова В. Галека. – М.: Музыка, 1985. – 23 с.

Аудиозаписи:

KD-564. Пуленк Ф. Семь песен на ст. Аполлинера и Элюара. Восемь французских песен на народные тексты для смешанного хора. Застольные песни для мужского хора.

KD-120. Кодаи З. «Ел цыган соленый сыр»

Тезаурус

французская «Шестерка»

фольклоризм

хор а' капелла

Пуленк Ф.

Барток Б.

Кодаи 3.

Дворжак Б.

Тема 7. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов ХХ в.