Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Бриттен Б. Хоры из опер «Питер Граймс», «Поворот винта», «Блудный сын».
Барток Б. Хоры из оперы «Замок герцога Синяя Борода».
Кодаи 3. Хоры из оперы «Хари Янош».
Гершвин Д. Хоры из оперы «Порги и Бесс» («Как тут усидеть»).
Музыкально-нотная литература:
Бриттен Б. Хор рыбаков из оперы «Питер Граймс» // Библиотека хормейстера. – Вып. 11. – М., 1974. – С. 14.
Гершвин Дж. «Как тут усидеть?»: хор из 2 действия оперы «Порги и Бесс» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур в сопровожд. / сост. Л. Андреева, В. Попова. – Вып. 2. – М., 1972. – С. 77-86.
Гершвин Дж. Фрагмент из 1 действия оперы «Порги и Бесс» / перелож. для женского хора Л. Кузьминой // Репертуар хорового класса : учеб. пособие для студентов специализации 053005 "Академический хор"; сост. Л. А. Кузьмина. – Пермь: РИО ПГИИК, 2001. – С. 76-88.
Хоры на бис. Американская тетрадь №1: в сопровожд. фортепиано и без сопровожд. / сост. и вступ. ст. А. Алексеевой. – СПб.: Нота, 2004. – 59 с.
Аудиозаписи:
KD-32. Гершвин Дж. «Порги и Бесс» (фрагменты).
МК-124. Гершвин Дж. «Порги и Бесс» (фрагменты).
KD-565. Пуленк Ф. «Груди Терезии»: опера-буфф в 2-х д.
Тезаурус
опера
французская «Шестерка»
неофольклоризм
английская камерная опера
американская национальная опера
Бриттен Б.
Барток Б.
Кодаи 3.
Гершвин Д.
Тема 8. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Орф К. Сценическая кантата «Кармина Бурана» (№ 1, 2, 5, 14)
Пуленк Ф. Кантата «Лик человеческий» («Страшна мне ночь»)
Бриттен Б. «Военный реквием» (№ 2)
Онеггер А. Оратория «Жанна д’ Арк на костре»
Музыкально-нотная литература:
Орф К. «Кармина Бурана»: Мирские песнопения: для певцов. хора, оркестра и для представления на сцене. – М.: Музыка, 1977. – 104 с.
Пуленк Ф. «Опустевшая деревня» из кантаты «Засуха» // Хоры композиторов Франции. – Вып. 3. – М., 1970. – С. 48-55; Хрестоматия по ЧХП в сопровождении. – Вып. 2 / сост. Л. Андреева, В. Попов. – Вып. 2. – М., 1972. – С. 107-117.
Пуленк Ф. Месса: соль мажор: для смешан. хора без сопровожд. – Б.м., 1937. – 24 с.
Бриттен Б. Военный реквием: для солистов, смешанного хора, хора мальчиков, симфонического и камерного оркестров: клавир. – М.: Музыка, 1971. – 232 с.
Онеггер А. Финал оратории «Жанна д’ Арк на костре» // Хрестоматия по дирижированию. – Вып. 2 / сост. К. Птица, В. Куликов. – М., 1973. – С. 3.
Аудиозаписи:
KD-255. Орф К. «Кармина Бурана».
KD-121. Пуленк Ф. Четыре рождественских мотета. Четыре покаянных мотета.
KD-563. Пуленк Ф. Лик человеческий: кантата для двойного смешанного хора.
KD-564. Пуленк Ф. Избранные произведения для хора а' капелла.
МК-117. Пуленк Ф. Stabat Mater.
Видеозаписи:
DVD-24. Орф К. «Кармина Бурана»: сценическая кантата.
Тезаурус
кантата
оратория
реквием
Орф К.
Пуленк Ф.
Бриттен Б.
Онеггер А.
Раздел 2. Русская хоровая литература
Тема 9. Развитие русского певческого искусства до XVIII в.
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Древнерусский распев (2-3 образца по выбору)
Канты: «Радуйся, Росско земле», «Буря море раздымает», «Орле Российский», «Начну на флейте», «Весна катит».
Неизвестный автор. «Похвала хозяину»
Дилецкий Н. Торжественное песнопение
Музыкально-нотная литература:
Хрестоматия по русской хоровой литературы. Для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано / сост. Э. Леонов. – М.: Музыка, 1975. – 240 с.
Канты времени Петра Великого и начальной поры Петербурга. Из «Русских кантов от Петра Великого до Елизаветы Петровны». – СПб.: Композитор, 2002. – 19 с.
Неизвестный автор XVIII века «Похвала хозяину» // Хрестоматия по русской хоровой литературе / сост. Э. Леонов. – М., 1975. – С. 5.
Дилецкий Н. Роспев // Хоровая миниатюра. – Вып. 7. – М., 1982. – С. 38-39.
Аудиозаписи:
KD-302. Канты на Полтавскую победу: Орле Российский, Виват.
К-1. Дилецкий Н. «Радуйся, дево», «Уже тя лишаюся».
КD-300. Дилецкий Н. «Херувимская».
Тезаурус
знаменный распев
крюки
псалмодия
антифон
строчное пение
партесное пение
концерт партесный
кант лирический
кант панегирический
Дилецкий Н.
Титов В.
Тема 10. Хоровая музыка эпохи Просвещения
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Матинский М. – Пашкевич В. Женские хоры их оперы «Санкт-Петербургский гостиный двор».
Пашкевич В. Женские хоры из оперы «Начальное управление Олега».
Фомин Е. Хор «Высоко сокол» из оперы «Ямщики на подставе».
Березовский М. Хоровой концерт d-moll «Не отвержи мене во время старости».
Бортнянский Д. Хоровые концерты № 3, 24, 32.
Музыкально-нотная литература:
Хрестоматия по русской хоровой литературы. Для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано / сост. Э. Леонов. – М.: Музыка, 1975. – 240 с.
Бортнянский Д. 35 концертов для смеш. Хора без сопровожд. / ред. П. Чайковского. – М.: Музыка, 1995. – 399 с.
Бортнянский Д. Концерт № 3 // Библиотека хормейстера. – Вып. 3. – Муз. Украина, 1979. – С. 4-17.
Аудиозаписи:
KD-57. Титов В. «Многолетие».
KD-300. Дилецкий Н. «Херувимская».
KD-79. Березовский М. «Достойно есть».
KD-301. Березовский М. Концерт для 4х-голосного хора «Не отвержи мене во время старости».
KD-57. Бортнянский Д. «Ныне силы небесные с нами».
KD-301. Бортнянский Д. Концерт для хора №16 «Вознесу тя, Боже мой».
KD-551. Бортнянский Д. «Достойно есть».
KD-93. Бортнянский Д. «Се ныне благословите Господа».
KD-302. Фомин Е. Фрагменты из оперы «Ямщики на подставе».
K 1. Пашкевич В. Сюита из оперы «Февей».
Тезаурус
русская комическая опера
хоровой концерт
обработки народных песен
Фомин Е.
Матинский М.
Пашкевич В.
Березовский М.
Бортнянский Д.
Тема 11. Русская оперно-хоровая классика 1-й половины XIX в.
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Глинка М. Интродукция (хор воинов «Слава», женский хор «На зов своей родной страны»), хор гребцов «Хороша у нас река» из 1-го действия, Свадебный хор «Разгулялися, разливалися» из 3-го действия, хор «Славься» из Эпилога оперы «Иван Сусанин».
Глинка М. Интродукция (хоры-величания «светлому князю и здравье и сила», «Да здравствует чета младая»), «Лель таинственный» из 1-го действия, Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной» из 3-го действия, хоры «Погибнет, погибнет», «Ах ты, свет Людмила», «Не проснется птичка» из 5-го действия оперы «Руслан и Людмила».
Даргомыжский А. Хоровая сюита из 1 действия, Финал 1 действия, «Как во горнице», «Заздравный», «Сватушка» из 2-го действия, хоры русалок из 3-го действия оперы «Русалка».
Музыкально-нотная литература:
Глинка М. Иван Сусанин: опера в 4 д. с прологом: перелож. Для пения с фортепиано / текст С. Городецкого. – М.: Музыка, 1978, 1980. – 392 с.
Глинка М. Руслан и Людмила: опера в 5 действиях: по поэме А. С. Пушкина; ред. Балакирев М., Ляпунов С. – М.; Л.: Музгиз, 1947. – 357 с.
Русская хоровая литература: хрестоматия: учебно-пед. репертуар для муз. уч-щ / сост. С. Попов. – М.: Музгиз. – Вып. 2: оперные хоры М. Глинки, А. Даргомыжского и др. – М., 1959. – 259 с.
Аудиозаписи:
KD-303-304, 84, 55, 541. Глинка М. Хоры из оперы «Иван Сусанин» (фрагменты).
KD-305. Глинка М. Хоры из оперы «Руслан и Людмила».
KD-306. Даргомыжский А. Хоры из оперы «Русалка».
CD-128. Глинка М. Оперы.
Видеозаписи:
DVD-9, ВD-362. Глинка М. И. Руслан и Людмила: фильм-опера.
DVD-7, ВD-358. Глинка М. И. «Иван Сусанин»: фильм-опера.
Тезаурус
эпическая музыкальная драматургия
лирико-драматическая опера
образная полифония
хор кантатного типа
Глинка М.
Даргомыжский А.
Тема 12. Пути развития русской хоровой музыки во второй половине XIX в.
Прослушать и сделать анализ следующих произведений:
Лядов А. « Ты река ли, моя реченька».
Римский-Корсаков Н. «Ай, во поле липенька», «Заплетися, плетень», «Из-за лесу, лесу темного».
Никольский А. «Звонили звоны».
Алябьев А. Произведения на выбор.
Варламов А. Произведения на выбор.
Гурилев А. Произведения на выбор.
Верстовский А. Оперы «Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова могила».
Музыкально-нотная литература:
Лядов А. Русские народные песни: обработки для хора без сопровожд. – М.: Музыка, 1980. – 32 с.
Римский-Корсаков Н. А. Русские народные песни для женского, мужского и смешанных хоров без сопровожд. – М.: Музыка, 1990. – 35 с.
Никольский А. «Звонили звоны»: обработка русской народной песни // Сборник произведений для хора. – Вып. 1. – М.-Л., 1950. – С. 41-45.
Алябьев А. Песни для хора без сопровожд. – М.: Музыка, 1982. – 21 с.
Варламов А. «Не будите меня молоду» // Песни русских композиторов. – М., 1952. – С. 33-35.
Варламов А. «Не одна во поле дороженька» // Песни русских композиторов. – М., 1952. – С. 22-33.
Варламов А. «Ты не пой, соловей»// Библиотека хормейстера. – Вып. 9. – М., 1969. – С. 13.
Гурилев А. «Внутренняя музыка» // Произведения для смешанного, женского и мужского хора / сост И. Лицвенко. – М., 1965. – С. 8-10.
Гурилев А. «Вьется ласточка сизокрылая» // Библиотека хормейстера. – Вып. 15. – М., 1966. – С. 22-24.
Гурилев А. «Домик крошечка» // Библиотека хормейстера. – Вып. 13. – М., 1966. – С. 22-25.
Верстовский А. Хоры из опер без сопровожд. и в сопровожд. – М.: Музыка, 1986. – 79 с.