2. Содержание понятия «информационная культура» трактуется по разному, через соотнесение с различными вышестоящими понятиями: общечеловеческая культура, образовательная деятельность, информационная деятельность; свод правил поведения человека в информационном обществе; либо вышестоящее понятие не указывается вовсе.
Отсутствие единства в понимании и трактовке понятия «информационная культура» препятствует созданию целенаправленной системы формирования информационной культуры личности в условиях взаимодействия как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, не позволяет осуществлять диагностику уровня информационной культуры личности. Все это обусловило необходимость разработки целостной концептуальной платформы в целях дальнейшего развертывания системы информационного образования.
1.3. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности.
Если исходить из накопленного опыта формирования информационной культуры, то ее компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность.
Изучение истории вопроса свидетельствует, что формирование у детей, подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.
Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что уже в 16 веке в первых рукописных и печатных книгах для детей обращается внимание на необходимость формирования у детей умений понимать прочитанное. Так, Лаврентий Зизания включает в свою книгу "Наука ку читаню и разуменю письма словенского" толковый словарь "Лексис". Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включается элемент, направленный на содействие углубленному самостоятельному изучению и практическому освоению учебного материала. Следует отметить, что именно справочные и энциклопедические издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения доминируют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству.
В трудах выдающихся писателей, общественных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспитания у детей стремления к самостоятельному, сознательному чтению. В частности, известный отечественный педагог К. Д. Ушинский утверждая, что книга для ребенка - основа умственного развития, подчеркивал необходимость воспитания у него с раннего детства умений и навыков самостоятельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработке у учащихся потребности приобретать новые знания, как необходимого атрибута личности ребенка уже в первые годы его учения. Так, в статье «Воскресные школы» К. Д. Ушинский писал: "Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит "(Собр.соч.,т.2.М.-Л., 1948. -
С.300).
В последующий период идея формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда изданий, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во 2-й половине 19 века создаются первые библиографические указатели, адресованные детям (Ф.Г. Толль, В. И. Водовозов); беседы для детей о книге (В. И. Водовозов); беседы о чтении, о библиотеке (Н.В. Чехов). В 1908 году вышла книга "Спутник самообразования" Н. В. Чехова, где впервые было уделено внимание специальным умениям и навыкам, которые необходимы юному читателю при выборе книг в библиотеке.
Организационные вопросы, связанные с решением проблемы специальной подготовки
читателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.),
на первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914 г.), на
Московском городском съезде по народному образованию (1912 г.). На
государственном уровне эта проблема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации неграмотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приобщение детей к книге и библиотеке рассматривалось в единстве с обучением грамоте, со становлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов.
Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной работы с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки. Следует отметить, что обучение носило не обязательный характер и проводилось главным образом среди членов кружка "Друзья книги". Проводимые же библиотекарями библиотечные уроки предназначалась скорее библиотекарям-профессионалам, нежели пользователям библиотек. Они были перенасыщены специальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотечных умений и навыков (изучение порядка ведения библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания читателей в читальном зале и на абонементе и т. п.). Таким образом, библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
В конце 30-х годов появляются первые самостоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими справочниками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.
В 40 - 50-е годы программы обучения по- прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.
Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране" (1959 г.). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.
Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно-обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем, и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности, обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.
В 90-е годы с увеличением в составе библиотечных фондов новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий в структуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний усиливается внимание к обучению работе с информацией на нетрадиционных носителях. Активное внедрение в жизнь Интернет заставило библиотеки вести обучение пользователей навыкам поиска информации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.
Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;
- экскурсии по библиотеке;
- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы;
- игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»)— это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.