Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 (стр. 2 из 32)

Структура общественно-экономической формации

Надстройка – совокупность идеологических, политических, правовых отношений, связанных с ними взглядов, теорий, концепций, органов власти и управления, морали, искусство, социальные отношения общества. Тип надстройки определяется характером базиса. Надстройка зависит от базиса

Политика и право

Духовная жизнь

Религия

Образование

Производственные отношения – экономический базис; носит первичный характер, фундамент всех остальных общественных отношений

Согласно формационному подходу все народы должны пройти в своем развитии пять общественно-экономических формаций (см. рис. 1).

Способ производства


Производственные отношения (экономический базис общества) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, отношение собственности на средства производства между антагонистическими классами: - рабами и рабовладельцами; - феодалами и крестьянами; - рабочим пролетариатом и буржуазией Производительные силы:

1) люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и опытом;

2) средства производства: орудия, предметы, средства труда, оборудование, земля

производственные отношения статичны и косны, не меняются веками производительные силы динамичны, находятся в постоянном развитии

Рис. 1. Общественно-экономические формации

В рамках одной формации на определенном этапе возникает конфликт между производственными силами и производственными отношениями. Он разрешается в ходе социальной революции, слома старого экономического базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Движущей силой развития антагонистического общества признавалась классовая борьба.

Итогом исторического развития должен стать приход всех народов к коммунизму – светлому будущему, где не должно быть эксплуатации, нищеты, угнетателей и угнетаемых, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности человека. Представлялось, что люди будут управлять машинами, в свободное время заниматься самосовершенствованием, писать стихи, читать книги. Коммунизм – торжество разума и свободы, общество всеобщего равенства, в котором должен соблюдаться принцип: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественную смену общественно-экономических формаций.

Постулаты формационного подхода:

1. Представление об истории как о закономерном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом процессе. Отрицание национальной специфики и своеобразия отдельного государства, акцент на общее, характерное для всех обществ.

2. Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.

3. Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

4. В истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы, – неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Развитие общества есть естественно-исторический процесс.

5. На задний план отодвигается роль человеческого фактора в истории.

Цивилизационный подход к изучению общества

Многообразие трактовок понятия цивилизации:

- Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью.

- Любая цивилизация характеризуется не производственным базисом, а специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способом взаимосвязи с окружающим миром.

- Состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы (цивилизационное общество).

- Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация).

- Совокупность проявлений культуры как таковой (античная культура – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры).

Культураисторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культурасовокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

В современной теории цивилизации распространены два направления:

- линейно-стадиальные концепции;

- концепция локальных цивилизаций.

Линейно-стадиальные концепции изучения общества

В рамках данного подхода под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизационным» обществам. Мировой исторический процесс – постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, основанной на этих ценностях. Человечество развивается по пути прогресса. Источником прогресса выступает разум. Таким образом, история согласно данному подходу, выступает как поступательный процесс перехода от менее совершенного к более совершенному.

Концепция Л. Моргана

История есть прямая линия, проходящая через определенные стадии. Цивилизация имеет одну исходную точку – IV–V вв. до н.э., первые очаги цивилизации. Главные базовые характеристики цивилизации – формирование государственности, рост городов, появление письменности, развитие ремесла, которое отделилось от сельского хозяйства. Таким образом, цивилизация – это высшая универсальная ступень развития. Она противопоставляется «нецивилизационным» обществам. Данный подход дает схему линейного развития истории передовых и отсталых народов:

Цивилизация

Варварство

Дикость

Концепции локальных цивилизаций

Другое понимание цивилизации отражено в концепции локальных цивилизаций, связанной в первую очередь с именами Н.Я. Данилевского и А. Тойнби:

– отрицание линейного развития цивилизации;

– развитие цивилизации является процессом циклическим и повторяющимся.

Локальная цивилизациябольшая, исторически сложившаяся общность, которая занимает определенную территорию, имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития (китайская цивилизация, западно-европейская цивилизация). Локальные цивилизации – сложные системы, выражают культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, группы стран, этносов.

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского (1822–1885)

Н.Я. Данилевский выделял отдельные самостоятельные цивилизации – «культурно-исторические типы» (цивилизации). Он отрицал линейность в развитии истории. Н.Я. Данилевского отличал взгляд на историю как на изолированные во времени и пространстве, обособленные, уникальные, неповторимые культурно-исторические типы, находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Культурно-исторические типы – разные миры, чуждые по отношению друг к другу. Поэтому по данной концепции мировая история и мировая культура отсутствуют, так как человечество – это совокупность отдельных народов, которые имеют свою судьбу, свое предназначение и свою непохожую на других историю. Культурно-исторические типы имеют замкнутый и индивидуальный характер. Ход истории – смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

Периоды развития культурно-исторических типов:

1) этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения способности к самобытной деятельности;

2) политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;

3) цивилизационный обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве. Осуществив свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.

По мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях: греческая цивилизация – в эстетической области и философии; еврейская – в области религии (иудаизм); римская – в области права и политической организации; индийская – в сфере воображения и фантазии, мистики.