Все народы истории Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:
1) позитивные творцы истории, создавшие великие культурно-исторические типы;
2) негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие цивилизации, но способствовавшие гибели дряхлых цивилизаций (Рим – варвары);
3) народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, используемые творческими народами для обогащения своих цивилизаций.
Теория локальных цивилизаций А. Тойнби (1889–1975)
Концепцию локальных цивилизаций А. Тойнби также отличает отрицание линейного развития истории. Он не противопоставлял цивилизацию культуре. Тойнби исходил из идеи существования 23 локальных цивилизаций. Каждая цивилизация в своем развитии проходит 5 стадий: 1) рождение; 2) рост; 3) надлом; 4) разложение; 5) гибель.
1. В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:
- присутствие в обществе творческого меньшинства – элиты (пассионарии у Л.Н. Гумилева);
- благоприятное окружение.
Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов – ответ». История (окружение) постоянно бросает обществу вызовы, препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный ответ на данный вызов, возникшую проблему. Поиск нужного решения (ответ) осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» – та сила, которая заставляет цивилизацию изменяться, прогрессировать или регрессировать.
Примеры рождения цивилизаций:
- Египетская цивилизация. Много тысяч лет назад сильное потепление в Северной Африке, в афразийской саванне привело к иссушению земель, появилась пустыня Сахара. Общины охотников и собирателей афразийской саванны, не изменив ответ на вызов ни своим местопребыванием, ни сменой образа жизни, погибли. Но были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни. Они переселились в гибельные болота вокруг реки Нил и превратили их в благодатные земли Египта. Строптивость природы была покорена трудом человека. Болота были ограждены дамбами и превращены в поля.
- Древняя Греция. Некогда древние греки, жившие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а угодья истощились, народ перешел от животноводства к возделыванию оливковых плантаций. Это дерево способно не только выжить на голом камне, но и обильно плодоносить. Однако одним маслом жив не будешь, и афиняне стали менять его на скифское зерно. Масло наливалось в глиняные кувшины и транспортировалось по морю, и это стимулировало гончарное производство и развивало искусство мореплавания. Греки начали разрабатывать золотые и серебряные рудники, потому что торговля требовала денег.
- Россия. Часто вызов приходит и от общества. Например, в конце XVI в. Польша и Швеция нанесли России мощные удары. Поляки в 1582 г. оккупировали Смоленск, а с 1610 по 1612 г. удерживали Москву. По договору 1617 г. Россия лишалась доступа к Балтийскому морю. Все это, согласно Тойнби, глубоко травмировало русских, и этот внутренний шок подтолкнул их к практическим действиям, что выразилось в новой агрессивной политике Петра I, в его модернизации страны, что привело к новым завоеванием (выход к Балтийскому морю).
2. Рост цивилизации – это не расширение территорий, не технический прогресс, а процесс внутреннего самоопределения, самовыражения: в античности – эстетика; в иудаизме – религия; для западно-европейской цивилизации – научно-технический прогресс.
Цивилизация развивается, если творческое меньшинство успешно находит ответы на новые вызовы среды и истории, обеспечивает добровольное следование большинства за творческим меньшинством, единство растущей цивилизации, отсутствие братоубийственной войны, социального размежевания, солидарность общества.
3. Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с вызовом. Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, и это приводит к надлому общества. Для стадии надлома характерно:
- недостаток созидательной силы у творческого меньшинства;
- отказ большинства следовать за меньшинством;
- распад социального единства, усиление беспорядков, войн.
4. Далее следует разложение, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации.
Примеры надлома и распада цивилизаций:
- Все проходит в истории: слава, богатство и известность. Афины после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенно начали клониться к упадку. В IV в. Афины не смогли противостоять македонской военной силе, они не вмешивались, глядя, как Рим разоряет их соседей, не смогли выстоять в борьбе с самим Римом. В 86 г. римский полководец Сулла взял Афины штурмом, и это было финалом афинской политической истории.
- В конце XII в. в Леванте, в Восточном Средиземноморье, считались непобедимыми, как некогда римляне, турки-мамлюки. Но, как и римляне, они предпочли почивать на лаврах, не замечая признаков своей растущей уязвимости. В 1789 г. французский экспедиционный корпус Наполеона нанес мамлюкам сокрушительное поражение. Мамлюки давно перестали развивать тактику и воинское снаряжение, но теперь встретились с Западом, имевшим подготовленную пехоту с огнестрельным оружием.
- Политбюро ЦК КПСС в конце 1970-х состояло из старых лидеров, которым было за 70 лет. Мало того, они не желали замечать существенных изменений в мире, не отвечали на вызов Запада, бурно развивавшего новые технологии, электронику, и упорно продолжали выпускать танки и атомные подводные лодки. В конце концов это привело сперва к экономическому, а потом и политическому краху СССР.
Таким образом, можно выделить общие черты цивилизационного подхода:
- глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии: национальные особенности, особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
- центр исследования – человек как творец истории;
- каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития.
Теория культур О. Шпенглера. «Закат Европы»
Концептуальные положения О. Шпенглера отличает сходность с теорией Данилевского, а именно: отрицание линейного развития истории, общности этапов мировой истории, утверждение идеи о полицикличности исторического процесса.
В мировой истории существуют культуры как живые организмы. О. Шпенглер отмечал наличие восьми Великих культур: Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Греко-римская, Арабская, Мексиканская, Западная (фаустовская, рассудочная). Он отмечает возможность появления великой русской культуры. Каждой культуре присущ свой определенный отрезок времени, культура изолирована и самостоятельна. Стадии развития культур аналогичны стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость, старость.
Каждая культура имеет свою душу – некое первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Душа уникальна. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Реализация душой своих возможностей происходит в форме народов, языков, учений, искусства, государств, после чего она умирает и возвращается в первоначальное состояние. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры не проницаемы. После достижения целей культура переходит в последнюю завершающую стадию цивилизации, которая характеризуется упадком культуры, ее окостенением, потерей творческих сил, когда от героических деяний переходят к механической работе. Это переход от творчества к бесплодию. Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся прежде всего в религии, вместо нее широкое распространение получает атеизм.
О. Шпенглер выделил следующие признаки цивилизации:
- развитие индустрии и техники;
- космополитизм вместо отечества;
- города-гиганты и скопление людей, безликая масса вместо народа;
- деньги вместо плодородия земли;
- отрицание традиционных ценностей;
- деградация искусства и литературы.
Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это ее закат. По мнению О. Шпенглера, на данной стадии находился западный мир. Таким образом, культура – это естественное состояние общества (организм), а цивилизация – искусственное (механизм).
Между двумя подходами к пониманию общественного развития имеется ряд существенных отличий, которые наглядно демонстрируют следующие таблицы.
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер, прокладывают путь через сознательную деятельность людей, которые освобождены от исторической случайности. Не воспринимает историю отдельного народа. | Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Главное – деятельность человека и ее результаты. Общественно-историческое познание человека через формы и результаты его трудовой, социальной и политической деятельности. |
Роль факторов общественного развития | Экономический фактор является определяющим, он определяет социально-политическое развитие, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис и надстройку. Экономический детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. | Все факторы признаются равнозначными. Духовные ценности, по М. Веберу, определяют материальные основы жизни, ценностные установки иногда имеют определяющее значение. Существуют два типа цивилизации с одинаковыми экономическими отношениями, но разными ценностями (Запад и Восток). |
Соотношение материальной и духовной сфер жизни | Материальным факторам (производство и распределение) принадлежит решающая роль в развитии общества. | Ценностные установки, мировоззрение играют не меньшую роль в развитии общества, а в ряде случаев могут стать определяющими. |
Направленность исторического развития | Общество движется к более высокой ступени развития от более низкой. Линейность, поступательность в развитии. | Линейность неприемлема. Каждая цивилизация неповторима и несет в себе индивидуальные особенности развития. |
Трактовка понятия «прогресс» | Прогресс определяется материальным производством. Главные критерии прогресса – степень развития производительных сил, экономического строя. Прогресс оказывает влияние на развитие науки, культуры. Абсолютизация прогресса. | Прогресс – совокупность духовных общечеловеческих ценностей. Критерий прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Прогресс относителен. |
Характеристика современного этапа общественного развития | Современность – переходная эпоха от капитализма к более совершенному социализму. | 1. Современный мир представлен западной (индустриальной) и традиционной цивилизациями. 2. Современный мир – это множество локальных цивилизаций. |
Сильные и слабые стороны цивилизационного