и формационного подходов изучения общества
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Формационный подход | - позволяет увидеть общее в развитии разных народов; - представляет историю человечества как единый процесс; - позволяет выделить закономерности исторического развития общества; - определяет периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран (Античность, средневековье, Новое время и Новейшее время) | - многие народы не проходят все формации (история России не знала рабовладельческого строя); - процессы духовного и политического характера не могут без искажений объяснятся с чисто экономических позиций; - на задний план отодвигает роль человеческого фактора; - уделяет мало внимания своеобразию и неповторимости развития отдельных народов и стран |
Цивилизационный подход | - глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии; - изучает те стороны жизни, которые выпадают у сторонников формационного подхода (национальные особенности, духовная жизнь, менталитет); - центр исследования – человеческая деятельность | - невозможен взгляд на всемирную историю как единый процесс человеческого развития в целом (т.е. отрицание единства истории человечества), изоляция целых народов; - малое внимание исследованию экономики; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
Необходимо сочетать достижения обоих подходов |
Тема 2
Восточные славяне
Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV–VIII вв. («Великое переселение народов»), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы. Античные авторы I–IV вв. упоминают антов и венедов. Отец истории Геродот в V в. до н.э. упоминает скифов-пахарей, возможно, это предки славян.
В современной науке существуют две точки зрения на происхождение славян:
1. Согласно первой точке зрения славяне являются коренным (автохтонным) населением Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2. Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточно-Европейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда – на Днепр, где появились в VI–VII вв. Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода). Таким образом, в VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания – Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке.
В настоящее время вторая точка зрения более распространена в науке.
Расселяясь по территории Русской равнины в VII–VIII вв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов-Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию («из варяг в греки»). В IX–X вв. здесь жили племена: на Днепре – поляне, к северу от них – северяне, к северо-западу – древляне, на р. Припять – дреговичи (от «дрягва» – болото), на р. Сож – радимичи, в районе Смоленска и севернее – кривичи, на Ильмень-озере и р. Волхов – ильменские словене, на северо-востоке (район Владимира и Москвы) – вятичи, на юго-западе (Зап. Украина) – уличи, тиверцы, волыняне.
Соседями восточных славян были: на западе – балтийские племена (ливы, литва, ятвиги), западные славяне (поляки (ляхи), словаки, чехи), угры (венгры); на северо-востоке – угро-финские племена, такие как карелы, мордва, мари, удмурты; на нижней Волге – хазары; на востоке – волжские булгары.
В процессе расселения восточные славяне закреплялись на новых территориях, вытесняли соседей или ассимилировались с ними.
Занятия древних славян
Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).
Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель, поэтому было развито не пашенное земледелие, а перелог и подсечно-огневая форма. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25–30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, земля удобрялась полученной золой, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще – через 6–8 лет.
Славяне занимались животноводством, но оно имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством – собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.
В VII–VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева – Ладожское оз. – Волхов – Ильмень-озеро – р. Ловать – волоком до притоков Днепра – Днепр – Черное море.
Общественный строй восточных славян
До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. В родовой общине все ее члены являются родственниками – членами одного рода. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Они вели хозяйство сообща и совместно владели имуществом. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI–VIII вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания.
Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских (вервь, мир). Не случайно, поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.
Союзы соседских общин объединялись в племена, а иногда и в более крупные общности – межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собственности в пределах общины создавало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь племенной знати) способствовали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деятельность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала свою власть над соплеменниками.