Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 (стр. 5 из 32)

Таким образом, такие факторы, как разложение родового строя, выделение племенной верхушки, появление хорошо вооруженной силы, которая могла защитить ее собственность и привилегированное положение, свидетельствуют о складывании основных предпосылок формирования государства.

Тема 3

Образование Древнерусского государства

Возникновение государства у восточных славян относится к эпохе раннего средневековья. В летописи XII в. («Повесть временных лет»), сообщающей о начале государственной жизни нашей страны, указывалось на варяжское происхождение правящей династии, а название державы связывалось с названием варяжского племени. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в 862 г. в Новгород Рюрика и его братьев – норманнов по происхождению, выходцев из Скандинавии – с тех пор кочевали из летописи в летопись.

Отряды северных германских племен, названные норманнами, в VIII–X вв. воевали, торговали и разбойничали на морях и реках Западной Европы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму и Константинополю. Вполне вероятно, что славянские племена приглашали на условиях договора предводителей варяжских дружин (Рюрика, Аскольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда удовлетворялись этой ролью и захватывали власть над местным славянским населением. Славяне и скандинавы в VIII–IX вв. находились на одном уровне развития. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности, зато одностадийность развития способствовала быстрой ассимиляции пришельцев.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения:

1) земли полян с центром в Киеве;

2) земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде.

Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство – Киевская Русь. Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной исторической науке многовековой спор:

1) норманнисты доказывают организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян;

2) антинорманнисты защищают теорию естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса;

3) неонорманнская трактовка. Современные историки признают норманнское происхождение династии, но принести государство извне в общество, которое не имеет соответствующих предпосылок, невозможно. Восточные славяне находились на той стадии развития, которая предполагала образование государства.

Тема 4

Социально-политический строй

Древнерусского государства

В истории Киевской Руси выделяется три периода:

1. Период становления (IX – конец X в.), связан с деятельностью киевских князей – Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

В данный период почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи.

Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками. Существует следующая точка зрения: Древняя Русь – феодальное общество, первоначально государство базировалось на феодализме, но не на частном, как в Западной Европе, а государственном. Государственный феодализм предполагает существование и феодала, и слоя зависимого от него населения, а значит, и определенную форму эксплуатации. В роли феодала выступали не отдельные землевладельцы, а государство в целом – великий князь и его дружина («коллективный феодал»). В роли зависимого от государства населения выступали свободные землевладельцы-общинники, называвшие себя «люди». Формой эксплуатации стало полюдье – натуральный налог в пользу государства, собираемый великокняжеской дружиной во время объезда подчиненных Киеву союзов племен осенью-зимой каждого года.

Начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора. В этом состояла суть налоговой реформы Ольги, проведенной ею в 945 г. после восстания древлян против великого князя Игоря, который впоследствии был ими убит. Его супруга великая княгиня Ольга наказала древлян (по летописи очень сурово). В результате фискальной реформы:

1) были установлены строго определенные размеры полюдья;

2) были проведены мероприятия, укрепляющие великокняжескую власть на местах: становища – места, куда в условленное время свозилось полюдье, стали превращаться в погосты – места постоянного проживания представителей великокняжеской власти. Для содержания погостов к ним приписывались близлежащие земли с живущими на них земледельцами. Так появляются княжеские вотчины – частные феодальные владения. Позднее появляются боярские и церковно-монастырские вотчины.

В Киевскую Русь проникает христианство.

Вопрос о возможности применения понятия «феодализм» к характеристике социально-экономического строя Древней Руси спорен в отечественной истории. Проблема в том, что крупные феодальные хозяйства на Руси (вотчины) появились достаточно поздно – не ранее середины Х в., а государство уже сложилось к концу IX в.

2. Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X – начало XI в.) связан с княжением Владимира Святого (980–1015) и Ярослава Мудрого (1019–1054). Содержание этого периода:

- окончательное завершение объединения восточнославянских земель в рамках единого государства;

- решение проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; расширение территории государства;

- дальнейшая феодализация (этот процесс шел медленнее, чем в Европе. Некоторые ученые полагают, что он начался только в XI в.). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения);

- закабаления ранее свободных крестьян, хотя основную массу сельского населения продолжали составлять свободные крестьяне – общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

Вотчина (от слова «отец») есть безусловное частное владение феодала, которое он получает по наследству – «от отца» – и пользуется им без всяких условий. Появление вотчин сопровождалось выделением в обществе новых категорий зависимого населения:

– смерды;

– закупы (от слова «купа» – долг);

– рядовичи (договор).

В вотчинах использовался и труд холопов (рабов).

Преимущественной формой эксплуатации в вотчинах был натуральный оброк.

Существование феодализма в двух формах – государственный и частный – продолжалось до середины XIX в.

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.

В стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю). Ближайшей опорой киевского великого князя являлась дружина, ее функции:

1) военные;

2) старшая часть дружины, наиболее приближенная великому князю, играла роль совещательного органа – бояре;

3) младшие дружинники занимались судебными и фискальными делами – отроки и детские.

Местная власть в Древней Руси претерпела изменения.

Первоначально она принадлежала князьям, которые были выходцами из местных сообществ, и слабо подчинялась великому князю. Именно поэтому в первый век своего существования территория Древней Руси постоянно изменялась – то сокращалась, то расширялась. Каждый новый великий князь начинал свое правление с того, что силой подчинял соседние союзы племен, которые после его смерти вновь стремились обрести самостоятельность. Иногда столкновение центральной и местной власти заканчивалось трагично, как это было, например, в 945 г.

Владимир I (980–1015) попытался укрепить зависимость мест от центра – он отдал власть на местах своим сыновьям. Таким образом, отношения власти сливаются в кровно-родственные. Этот шаг позволил снять противоречия между центром и местными органами власти, но сформировал новую проблему – наследование власти. В Киеве действовал принцип передачи власти от отца старшему сыну, от него следующему брату. Но сыновья выступали не только в роли членов одной семьи, но и правителями разных областей и представляли их интересы, поэтому были случаи притязаний на великокняжеский престол со стороны младших сыновей великого князя, которые управляли сильными и влиятельными областями. Так получилось после смерти Владимира I, когда в борьбе за власть столкнулись старший сын Святополк и Ярослав – князь новгородский.