Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса.  (стр. 68 из 84)

Крестовыи-то братьица названый,

А молодой Михаила Потык сын Иванович,

Молодой Добрынюшка Микитинич.

А едь-ко ты, Добрыня, за сине море,

Кори-тко ты языки там неверныи,

Прибавляй земельки святорусскии.

А ты-то едь еще, Михайлушка,

Ко тыи ко корбы ко темныи,

Ко тыи ко грязи ко черныи,

Кори ты там языки все неверныи,

Прибавляй земельки святорусскии.

А я-то ведь старик да постарше вас,

Поеду я во далечо еще во чисто поле,

Корить-то я языки там неверныи,

Стану прибавлять земельки святорусскии».

Как тут-то молодцы да поразъехались.

Добрынюшка уехал за сине море,

Михаила он уехал ко коробы но темныи,

А ко тыи ко грязи ко черныи,

К царю он к Вахрамею к Вахрамееву.

Ильюшенька уехал во чисто поле,

Корить-то там языки все неверныи

А прибавлять земельки святорусскии.

Приехал тут Михаила сын Иванов-он

А на тoe на далече на чисто поле,

Раздернул тут Михайлушко свой бел шатер,

А бел шатер еще белополотняный.

Тут-то он Михайлушка раздумался:

«Не честь-то мне хвала молодецкая

Ехать молодцу мне-ка томному,

А томному молодцу мне голодному;

А лучше молодец я поем попью».

Как тут-то ведь Михайла сын Иванович

Поел, попил Михайлушка, покушал он,

Сам он молодец тут да спать-то лег.

Как у того царя Вахрамея Вахрамеева

А была-жила там да любезна дочь,

А тая эта Марья лебедь белая.

Взимала она трубоньку подзорную,

Выходит что на выходы высокие

А смотрит как во трубоньку подзорную

Во далече она во чисто поле;

Углядела-усмотрела во чистом поле:

Стоит-то там шатер белополотняный,

Стоит там шатер, еще смахнется,

Стоит шатер там, еще размахнется,

Стоит шатер, еще ведь уж сойдется,

Стоит шатер, там еще разойдется.

Как смотрит эта Марья лебедь белая,

А смотрит что она, еще думу думает:

«А это есте здесь да русский богатырь же».

Как бросила тут трубоньку подзорную,

Приходит тут ко родному ко батюшку:

«Да ай же ты да мой родной батюшко,

А царь ты Вахрамей Вахрамеевич!

А дал ты мне прощенья-благословленьица

Летать-то мне по тихиим заводям,

А по тым по зеленыим по затресьям.

А, белой лебедью три году.

А там я налеталась, нагулялась,

Еще ведь я наволевалася

По тыим по тихиим по заводям,

А по тым по зеленыим по затресьям.

А ныньче ведь ты да позволь-ка мне

А друго ты мне-ка три году

Ходить гулять-то во далечем мне во чистом поле,

А красной мне гулять еще девушкой».

Как он опять на то ей ответ держит:

«Да ах же ты да Марья лебедь белая,

Ай же ты да дочка-та царская мудреная!

Когда плавала по тихиим по заводям,

По тым по зеленыим по затресьям,

А белой ты лебедушкой три году,

Ходи же ты гуляй красной девушкой

А друго-то еще три да три году,

А тожно тут я тебя замуж отдам».

Как тут она еще поворотилася,

Батюшку она да поклонилася. <…>

Как этая тут Марья лебедь белая,

Выходит она ко белу шатру.

Как у того шатра белополотняна

Стоит-то тут увидел ю добрый конь,

Как начал ржать да еще копьем-то мять

Во матушку-ту во сыру землю,

А стала мать землюшка продрагивать.

Как ото сну богатырь пробуждается,

На улицу он сам пометается,

Выскакал он в тонкиих белых чулочиках

без чоботов,

В тонкии белыи рубашке без пояса.

Смотрит тут Михайла на все стороны,

А никого он не наглядел тут был.

Как говорит коню таково слово:

«Да эй ты волчья сыть, травяной мешок!

А что же ржешь, ты да копьем-то мнешь

А во тую во матушку сыру землю,

Тревожишь ты российского богатыря?»

Как взглянет на другую шатра еще другу сторону.

Ажно там-то ведь стоит красна девушка.

Как-тут-то он Михайлушка подскакивал,

А хочет целовать, миловать-то

Как тут она ему воспроговорит:

«Ай же ты удалый добрый молодец!

Не знаю я тебе ни имени,

Не знаю я тебе ни изотчины.

А царь ли ты есте, ли царевич был,

Король ли ты, королевич есть?

Только знаю, да ты русский-то богатырь здесь.

А не целуй меня, красной девушки:

А у меня уста были поганыя,

А есть-то ведь уж веры я не вашия,

Не вашей-то ведь веры есть, поганая.

А лучше-то возьми ты меня к себе еще,

Ты возьми, сади на добра коня,

А ты вези меня да во Киев град,

А проведи во веру во крещеную,

А тожно ты возьми-ко меня за себя замуж»,

Как тут-то ведь Михайла сын Иванов был;

Садил он-то к себе на добра коня,

Повез-то ведь уж ю тут во Киев град.

А привозил Михайлушка во Киев град

А проводил во веру крещеную,

А приняли они тут златы венцы.

Как клали они заповедь великую:

Который-то у их да наперед умрет,

Тому итти во матушку сыру землю на три года

С тыим со телом со мертвыим.

Ино они ведь стали жить-то быть,

Жить-то быть да семью сводить,

Как стали-то они детей наживать. <…>

На ту пору было на то времячко

А налетел тут голубь на окошечко,

Садился-то тут голубь со голубкою,

Начал по окошечку похаживать,

А начал он за тем выговаривать

А тем а тем языком человеческим:

«Молодой Михайла Потык сын Инанович!

Ты играешь, молодец, прохлаждаешься,

А над собой невзгодушки не ведаешь:

Твоя-то есть ведь молода жена,

А тая-то ведь Марья лебедь белая, представилась». <…>

Пришел он, прискакал ведь уж в три часа.

Расседлывал коня тут, разуздывал,

А насыпал пшены белояровой,

А скоро сам бежал он на выходы высокие,

Закричал Михайла во всю голову;

«Да ай же мои братьица крестовые,

Крестовые вы братьица, названые?

Аи старый казак ты Илья Муромец,

А молодой Добрынюшка Микитинич!

А подьте-тко вы к брату крестовому

А на тую па думушку великую».

Как тут-то ведь уж братьица справлялися.

Тут-то они удалы снаряжалися,

Приходят они к брату крестовому,

К молоду Михайле да к Потыку:

«Ай же брат крестовый, наш названый!

А ты чего же кричишь, нас тревожишь ты,

Российских могучих нас богатырей?»

Как он на то ведь им ответ держит:

«Да аи же мои братьица крестовые,

Крестовые вы братьица, названые!

Стройте вы колоду белодубову:

Идти-то мне по матушку но сыру землю

А со тыим со телом со мертвыим,

Идти-то мне туда да на три года, –

Чтобы можно класть-то хлеба соли воды

да туда-ка-ва,

Чтобы было там мне на три года запасу-то». <…>

Спустили их [Михайлу и его жену. – Л.С.]во матушку во сыру землю,

Зарыли-то их в желты пески.

Как там была змея подземельная,

Ходила там змея по подземелью.

Приходит ко той колоде белодубовой;

Как раз она змея тут да дернула,

А обручи на колоде тут лопнули;

Другой-то раз еще она й дернула,

А ряд-то она тесу тут сдернула

А со тыи колоды белодубовой.

Как тут-то ведь Михайле не дойдет сидеть,

А скоро как скочил он тут на ноги,

Хватил-то он тут клещи железные.

Как этая змея тут подземельная

Третий еще раз она дернула,

Остатний-то ряд она сдернула.

Как тут Михайла с женой показалися,

Да тут тая змея зрадовалася:

«А буду-то я ныньче сытая,

Сытая змея не голодная!

Одно есте тело да мертвое,

Друга жива головка человеческа».

Как скоро тут Михайло сын Иванович

Захватил змею ю во клещи то,

Хватил он тут-то прутья железные,

А почал бить поганую <…>

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

А принесу я ти живу воду да в три года».

Как бьет-то змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михаила Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

А я принесу я-то живу воду да в два года».

«Да нет мне, окаянна, все так долго ждать».

Как бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михаила Потык сын Иванович!

Не бей-ка ты змеи, не кровавь меня,

Принесу-то я тебе живу воду в один-то год».

А расхлыстал он прутья-то железные

О тую змею о проклятую,

Хватил он тут-то прутья оловянные,

А бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

Принесу тебе живу воду я в пол-года».

«А нет мне, окаянна, все так долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

А принесу живу воду в три месяца».

«А нет-то мне, поганая, все долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михаила Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

А принесу живу воду в два месяца».

«А нет-то мне, поганая, все долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

А расхлыстал он прутья оловянные,

Хватил-то он прутья да медные,

А бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

А принесу я те живу воду а в месяц-то».

«А нет мне, окаянная, все так долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Как молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Не бей-ко ты змеи, не кровавь меня,

Принесу я те живу воду в неделю-то».

«А нет мне, окаянная, все так долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Молится змея тут, поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

А принесу я те живу воду в три-то дня»,

«А нет, мне, окаянная, все так долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Молится змея тут поклоняется:

«Молодой Михайла Потык сын Иванович!

Принесу я те живу воду в два-то дня».

«А нет мне, окаянная, все так долго ждать».

А бьет-то он змею в одноконечную.

Молится змея тут, поклоняется:

И говорит змея да таково слово:

«А принесу живу воду в один-то день».

«А нет, мне, окаянная, все так долго ждать».

Как бьет-то он змею в однокопечную.