Слушай, потомок, ту славу, и держи сердце свое с Pусью, которая есть и пребудет нашей землей. Ее должны мы оборонять от врагов и умирать за нее, как день умирает без солнца – Сурьи12, потому что приходит тьма, которой имя вечер, а умирает вечер – приходит ночь. Ночью Велес идет во Сварге по молоку небесному, и идет в чертоги свои, а на заре выходит к вратам. Там мы ждем, чтобы песнь свою начать и Велеса славить из век в век храмину его, которая блестит огнями многими и становится ягницей чистой. Это Велес учил праотцев наши землю пахать, и злаки сеять, венки свивая в полях странных, и ставить сноп к очагу, и чтить его как отца божественного. Отцам нашим и матерям слава, которые нас учили о богах наших и водили за руку по стезе пpaвой! Так идем и не будем хлебоедами, но славянами-русами, которые богам славу поют и потому суть славяне13. < … >
С утра до утра видим, как иное зло делается на Руси и ждем, когда будет к добру. А того не будет иначе, ее ли не сплотим свои силы и не возьмем одну цель в мысли наши. Это говорит вам голос праотцев, и того послушайте, чтобы другого не делать. Идем в степи наши и будем бороться за жизнь нашу, как герои, а не скоты бессловесные, что не ведают ничего! < … >
3 А
Молим Велеса, отца нашего, чтобы повел в небе коней Сурьевых, чтобы пришла к нам Сурья вешать золотые колеса вертящиеся. Ибо это солнце наше, которое светит на дома наши. И бледен пред ним лик очагов домашних. Этого бога Огника Симаргла14 просим показаться, и восстать на небе, и светить до голубого рассвета. Назовем его именем Огнебога и идем трудиться. Всякий день, сотворив моленье и укрепив тело едой, идем на поля наши работать, как боги велели всякому мужу, которому назначено трудиться ради хлеба своего. Даждьбожьи внуки вы, любимцы божьи, и боги уже рала ваши десницей держат. < … > Начало документа
8(3)
(продолжение д.3)
Когда наши пращуры Сурож15 создавать начали, греки приходили гостями на торжища наши, чтобы высматривать. И, увидев землю нашу, послали в нее много юношества, и дома строили, и города для обмена и торговли. А однажды узрели мы воинов их с мечами и оружием, и скоро они землю нашу прибрали к рукам своим, и устроили игрища иные, чем мы. И видим, что греки тут праздны, а славяне рабами трудятся на них. И так земля, что четыре века была нашей, стала греческой, и мы там – словно псы. Скоро нас камнями погонят вон оттуда. И та земля отречена ныне. Должны мы добыть ее и кровью нашей полить, чтобы стала плодороднее и жирнее.
Летит во Сварге Перуница16 и несет рог славы нам. Выпьем его до дна! И поля наши должны мы добыть у врагов наших. А та Перуница говорит: «Как же, русичи, проспали вы пашню свою? Должны вы бороться с этого дня». А Сурья говорит: «Идите, русичи, и делайте то. Куда же пойдете от края своего?» Ударим в стену ту, и проделаем дыру для нас и для наших, и будему себя сегодня, а кому судит Перун, тот будет в раю есть пищу вечную. В Сварге восстанут погибшие ныне, и не имеем других ворот, чтобы туда идти живыми. Ибо лучше мертвым быть, чем живым рабски трудиться на чужих. Ведь никогда не живет раб лучше господина, который захватил его. Должны мы наших князей слушаться и воевать за землю нашу, как они говорят нам. < … >
Станьте, как львы, один за одного, держитесь князей своих, и Перун будет возле вас, и победу даст вам. < … >
4 а
(д. 4 – связка из 2 дощечек: А–Б, В–Г)
Настала жизнь трудная. Был в степи боярин Скотень. Он не подчинился хазарам. < … > Те же русичи, которые не хотели под хазар, шли к Скотеню. Так Русь собралась возле него. < … >
А тут хазары уловили время для рати и напали на нас. Тогда русичи ринулись в бой, как львы, и сказали: «Пропадем, если Перун о нас не позаботится!» И тот им помог. Готы были поражены, а хазары впервые попробовали праха, впервые были разбиты. А Русь вздохнула им вслед и сказала: «Что-то еще будет?» Хазары ушли к Волге, Дону и Донцу. Там, посрамленные, разбежались воины их, бросили наземь мечи свои и удрали в тот раз куда глаза глядят. Готы сместились и отошли на север, и там исчезли, уйдя дальше, ибо Русь устроилась в этой земле, взятой в русские руки, и руки свои утерла и сказала: «Пришел ведь час милости божьей! Хвалим Даждьбога нашего и Перуна златоусого, который был с нами!». И так впервые воспели славу богам на земле чужой и сказали: «Эта земля – Русколань17, там потрудились много, чтобы создаться земле нашей». Хазары, и боях до земли побитые возле Киева и Волги, Русколани боясь, утвердились на Донце после готов. Начало документа
4 Б
Многие пленники шли с нами, и так же потрудились, и от того стали вольными и равными пращурам. Ибо Велес научил их землю пахать и зерно сеять, так ведь хотели те пращуры – огнищанами стать и быть земледельцами. < … >
И нужно скот свой водить в полях злачных и избирать князей из своих старейшин из рода в род, так собой управляя. За десять веков забыли это роды и зажили особыми племенами. Зовутся поляне, северяне и древляне, но то все – русичи из Русколани, а не отдельные народы, как сумь, весь и чудь18. Отсюда пришла на Русь усобица. За вторую тысячу лет подверглись разделу, и потеряли свободу, и стали неволей работать на чужих – во-первых, на готов, что крепко их обдирали, во-вторых, на хазар, как те объявились с каганом. И то – по нерадению нашему: поначалу гостями приходили на Русь, были велеречивы, а потом стали злы и русичей угнетать принялись. И сказали те: «Куда уйдем от них, где жизнь вольную найдем? Великие мы сироты, рука божья от нас отвратилась!» И так за двадцать тысяч лет не могли создать Русь, а потом пришли варяги и взяли ее.
Были те сыны великие. Русь творилась на севере, поскольку не было иной возможности. В лесах ильмерских она создалась и там есть. Киеву же дана часть малая: там уселись варяги, которые суть хищники, после венеда Святояра19. < … >
4 Г
< … > Идем туда, где увидели землю горную и лукоморье, и то все благодаря богам узреем, как весь Свет, который мы зовем Перуном, Даждьбогом, Хорсом, Ярилой и иными именами. Так поем славу богам и живем милостью божьей, пока живы. Мы утратили Сурож, там враги наши, которые в темной яме ползают и грозят нам болезнями, Маром, Марой20 и концом жизни всяческим. Явится бог сильный, ударит мечом-молнией, и те издохнут.
Сурья светит на нас и к нам, и видим все. Первая слава – Сурье, светлому Деду, который изгоняет зло. Из той тьмы вышло злое племя дасов21, и то злое племя на пращуров наших набрело и напало, и были многие убиты и замучены. И тот Орий-старейшина сказал: «Пойдем из этой земли, где гунны наших братьев убивают, словно кровавые хвостатые звери, скот наш крадут и детей истребляют». Так сказал старец, и пошли все в иную землю, которая течет медом и молоком22, и есть та земля... И шли все сыны Ория – Кий, Пащек и Гороват, от которых три славных племени произошли. Те сыны были храбрыми вождями дружин, и так сели на коней, и двинулись. За ними – дружина младшая, скот, коровы, бычьи упряжки и овцы. Шли дети, старцы, матери, жены, также и больные люди. И так двигались на юг, к морю, мечами разя врагов. Шли в горы великие и в долины травные, где было злаков много. Там освоился Кий, который построил Киев, и тот стал столицей русской.
Многой крови стоил тот исход славянам... Анты пренебрегли злом и шли, куда сказал Орий. Ибо кровь свята – и кровь наша. О том говорил он, что все мы – русичи. И не слушайте врагов, что говорят, будто вы – не добры. От отца Ория происходим, и... < … > Начало документа
5 А
С подробностями начнем мы то, о чем говорим. Итак, < … > шли прадеды наши в горы Карпатские, и там осели, и жили ладно. Роды управлялись отцами-родичами, и старейшиной рода был Щек родом от ариев. Паркун23 нам благоволил, ибо мы его почитали. И так прожили пятьсот лет, а потом двинулись к восходу солнца и шли к Днепру. Эта река к морю течет. И там на севере осели на ней. И именовался Днепр Припятью, как отцы называли. И там осев, пятьсот лет вечем управлялись, богами хранимые от многих, звавшихся языгами. Илиров было много, осевших там огнищанами. И так водили скот в степи, и там могли себя охранить силой богов. И, как сказано, отдохнули, и накопили много золота, и богато жили. < … >
7 А
(д.7 –связка из 6 дощечек: А–Б, В–Г, Д–Е, Э–Ж,З)
Слава богам нашим! Имеем истинную веру, которая не требует человеческой жертвы. А ту творят варяги, которые всегда ее приносили, называя Перуна Паркуном и служа ему. Мы же даем полевую жертву – от трудов наших просо, молоко, и подкрепляем ее на Коляду24ягненком, и на русалии в день Ярилы, также на Красную горку. Ее мы справляем в память гор Карпатских. В это время именовался наш род карпами. Когда мы жили в лесах, то назывались древлянами, а в поле жили – именовались полянами. Всякое такое греки наговаривают на нас, будто мы людоеды. А это ложь, ибо нет такого воистину, а мы имеем иные обычаи. Тот же, кто хочет навредить другому, говорит злое, а глупый с тем не борется. Так и есть, и другие говорят так же.
Долго мы управлялись родами, и старейшины венедского рода шли судить родичей у Перунова дерева25, а также были в тот день игрища перед очами старцев. Силу молодую показывая, юноши ходили быстро, пели и плясали. В тот день огнищане ходили на охоту и приносили десятину старейшинам, которые делили ее между прочими людьми. И волхвы жертву творя, богам хвалу и славу изрекали. Во времена же готов и прихода варягов отцы избирали князей, и те юношей вели в сечу суровую. Римляне же поглядывали на нас, и замышляли злое, и пришли с возами своими и в железной броне, и ударили на нас. И потому оборонялись мы долго от них, и отогнали… Начало документа