И так два сына пошли на закат солнца и видели там много чудес, и травы злачные. И пришли к отцу, сказали ему, как прекрасен край тот. И многие племена и роды сказали, что хотят пойти по пути тому. И пошли все за Оседнем. И тут сказал Орий-отец сынам своим быть во главе всех родов. И не захотели они, и разделились на тех и этих. Один князь повел людей своих на юг, а Орий повел в края морские. И тут была сушь великая и пески многие, и пришли к горам, и там осели на полвека. И, прежде создав конницу великую, пошли в землю чужую. И там воины стали на пути их, и принудили их биться, и были разбиты. И так пошли дальше, и видели земли теплые, и пренебрегли, потому что многие племена там сидели. И пошли дальше. Это боги вели их как людей. И пришли они к горам великим, и там бились с врагами, и шли дальше.
А в этот раз должны мы вспомнить о том и идти за своими, как и отцы наши. Очиститесь молитвой в бане и мойтесь, молитвы творя о чистой душе своей и теле, как Сварог установил это омовение и Купалич о том указует. И не смеем тем пренебречь. Помоем тело и умоем дух свой чистой водой живой, и пойдем трудиться, всякий день молитвы творя, и суру пить, как прежде делали. И пьем ее пять раз в день, и хвалим богов наших за радости те, что осурится молоко наше на питье наше, и корм идет коровам для нас, и тем живем, и травы злачные варим н молоке, и так едим каждый часть свою, и идем.
То говорю тебе, сын мой, что время жизни не потеряно и не вечно перед нами. А потом увидим мы пращуров своих и матерей, которые трудятся во Сварге, и там стада свои пасут, и снопы свои вяжут, и жизнь у них, как у нас. Там нет ни гуннов, ни эллинов, но Правь княжит над ними. И та Правь истинна, ибо она с Нави снята, но в Яви дана и пребудет во веки веков у Святовита. И вот Заребог идет краем тем и говорит пращурам нашим, как живем мы на земле и как страдаем, ибо зла у нас много. А там зла нет, и травы зеленые встречают их, встречают шелестом своим о воле божьей и счастье людей тех. И так увидим степи райские во Сварге, которая синя, и та синь идет от бога Сварога. И Велес идет править стадами их, и идут на злаки и воды живые. И никто не закабален в краю том, и других рабов там нет, и жертвы иной, кроме хлеба, нет, и виноград, и мед, и зерно дают к молитвам тем.
И так говорим славу богам, которые суть отцы наши, а мы – сыны их, и надлежит нам быть в чистоте тела и души нашей, которая никогда не умирает и не замирает в час смерти тел наших. И павшему на поле боя Перуница дает воды живой испить. И испивши ее, едет он во Сваргу на коне белом, и там Перун его встречает и ведет во благой свой чертог, и там пребудет он в то время, и получит тело новое, и так жить будет в радости присно и во веки веков, о нас молитву творя. < … > [5, 25–125]. Начало документа
КОММЕНТАРИИ к «Велесовой книге»
(Цит. по: Велесова книга. Славянские Веды. – М. : Изд-во Эксмо, 2002. – 400 с.)
(в сокращении)
1. Явь, Правь и Навь – важнейшие философские понятия «Велесовой книги» (далее – В.К.). Явь – земной, материальный мир, Правь – небесный, идеальный мир, управляющий миром Яви. Навь – загробный мир смерти.
2. Миф о Мировом Яйце универсален. Даждьбог-Солнце в славянских текстах не выступает как демиург, но в римском митраизме Митра (иранский бог солнца) рождается из яйца (скалы) и творит мир. < … > В народных верованиях славян земля лежит на спине животного (кита, рыбы, змея, быка и др.) или руке Бога.
3. Ирий – рай, страна, куда улетают перелетные птицы и души умерших.
4. Коло – временной цикл < … >, связанный с понятием судьбы и мирового закона.
5. Ум – здесь: философское понятие, близкое индийскому «Ом (аум)» и греческому «Нус (ум)»: абсолют, идеальное начало бытия.
6. Орий (Орь, Орей), т.е. «Арий» – первопредок славян, отец Кия, Щека и Хорива. Известен только в В.К. < … >
7. Огнищанин – домохозяин, глава семьи. В Древней Руси – княжеский управляющий.
8. Полюдье – ежегодный объезд князем своих владений для сбора дани.
9. Иронцы – вероятно, потомки сарматов (аланов), оставшиеся в лесостепи после гуннского нашествия < … >.
10. Сварга – небо, рай Индры (санскр.). Этому арийскому (индоиранскому) слову родственно имя славянского Сварога – бога неба, культурного героя (первого кузнеца, земледельца и скотовода, учредителя брака), отца Даждьбога – Солнца и Огня. К славянам это слово попало от скифов.
11. Земунь – небесная корова (известна лишь в В.К.) < … >.
12. Сурья – обожествленное солнце < … >.
13. Выведение имени славян от «слава» было популярно среди славянских историков начиная с 15 века. Древнейшая форма этого имени, «словене», означает «знающие слова, говорящие» (в отличие от «немцев» – «немых»).
14. Симаргл – восточнославянское божество иранского (скифо-сарматского) происхождения: крылатый пес, стерегущий древо жизни. В В.К. – бог огня (м.б., от древнерусского «смага» – «огонь, жар»).
15. Сурож – древнерусское название Судака < … >.
16. Перуница – В В.К. богиня войны. Соответствует Царице-Молнии русских сказок, южнославянской Огненной Марии, чешской Летнице (супруге Перуна).
17. Русколань – в В.К. мощная держава (племенной союз) славяно-русов, простиравшаяся от Карпат до Волги. < … > В племенной союз росколанов могли входить и лесостепные славяне. В. К. , однако, не различает в Росколани славян и сарматов.
18. Поляне (на Среднем Днепре), древляне (на восточной Волыни), северяне (в левобережной лесостепи и лесном Подесенье) – восточнославянские племена. Сумь, весь, чудь – финно-язычные племена, предки соответствующих финнов, вепсов и эстонцев. В более широком смысле «чудь» – все финно-угорское население севера Восточной Европы.
19. Венеды – общее название славян в начале н.э. (у Плиния, Тацита и др.). В средние века венедами (как и в В.К.) называли западных, преимущественно полабских и поморских, славян. Святояр – киевский князь IХ в., известный лишь по В.К.
20. Мар (Мор, Морок) и Мара – бог и богиня смерти (по В. К.). Морана (Маржана, Марена и др.) – богиня смерти и весны (типа Персефоны), известная у западных и восточных славян по письменным источникам, весенним и купальским обрядам. В моравских обрядах у нее есть спутник – Маржак. Мара (мора, змора) у славян – привидение, дух, давящий во сне.
21. Дасы (даса) – в Ригведе враждебные ариям аборигены Индии, а также род демонов. В В. К. сближаются с гуннами.
22. Кий, Пащек и Гороват – летописные Кий, Щек и Хорив. Здесь – сыновья Ория, вместе с ним пришедшие с азиатской прародины. Согласно другим текстам В. К., они поселились в Карпатах, позднее же Кий основал Киев, Щек стал родоначальником чехов, а Хорив – хорватов < … >.
23. Паркун (точнее, Перкун, Перкон) – балтский вариант имени бога грома (Перуна).
24. Коляда – праздник зимнего солнцестояния (Рождество). День Ярилы – праздник весеннего солнца. 27 апреля отмечался приход Ярилы, 4 июня – его похороны. Позднее их заменили Юрьев день и Семик (Троица). Русалии – обряды в честь русалок, приуроченные к святкам, дню Ярилы (Троице) и Купале. Красная горка – весенний праздник молодоженов (в христианское время приуроченный к первому воскресенью после Пасхи).
25. Прибалтийские славяне (вагры) справляли суд у священного дуба бога Прове, отождествляемого исследователями с Перуном.
26. Обида – крылатая богиня печали, поражения (в «Слове о полку Игореве» связана с землей Трояновой).
27. Матерь Сва – Слава – божественная огненная птица, воспевающая победы славян и зовущая их к битвам, принесшая людям огонь и способная вызвать катастрофический пожар. Известна лишь в В.К. Близка к Жар-Птице русских сказок и ведическому Матаришвану – богу, принесшему людям небесный огонь.
28. Кравенцы – «Коровичи», потомки коровы Земунь и Даждьбога. Иван Коровий сын восточнославянских сказок, как показали исследования Б.А. Рыбакова, соответствует Даждьбогу.
29. Рыбяне – неизвестный народ. Возможно, ихтиофаги (рыбоеды), обитавшие в совр. Белуджистане. Мимо них мог проходить путь руссов (В.К.) из Индии в Месопотамию.
30. Костобоки, разбитые в конце II в. вандалами, были вскоре ассимилированы славянами.
31. Берегиня – одно из имен Великой Богини восточных славян; богиня земли, воды и урожая, защитница людей. Берегинями назывались также водяные богини типа русалок.
32. Согласно индоевропейскому мифу, восходящему в бронзовому веку, Солнце днем движется по небу в колеснице, запряженной конями, ночью же плывет под землей в ладье. Колесница, запряженная быками, более свойственна богу луны (у иранцев и славян). Мифы о происхождении Млечного пути, изложенные здесь и в д.8(2), противоречат друг другу. Но такое сосуществование логически несовместимых мифов обычно для мифологического мышления.
33. Желя – богиня смерти и плача (в «Слове о полку Игореве»; древнерус. «желя», «желенье» – «плач по мертвым»).
34. Карна – богиня смерти и плача (дрвнерус. «карити» – «оплакивать мертвых»; В «Слове о полку игореве»).
35. Купала – божество праздника летнего солнцеворота. В купальских песнях Купала в. боки, разбитые в конце ть рдить рпуть русов ), обитавшие в совр. Б.А. Рыбакова, соответствует Даждьбогу.
36.ная вызвать катаст– богиня, мать Мораны. Ее изображало дерево, а Морану – чучело. В В.К. Купала (Купалич) – божество мужское, бог омовения, очищения.