Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса.  (стр. 81 из 84)

<…> В 60–80-х гг. на Западе «Велесову книгу» (далее – ВК) изучали только историки-эмигранты, преимущественно любители: Куренков, Лесной, С. Ляшевский, В. Шаян, Б.А. Ребиндер (Франция), В. Качур (США), П. Соколов (Австралия), В. Штепа (Швеция) и некоторые другие. Особенным энтузиазмом и бескорыстием отличался Борис Александрович Ребиндер. Именно он установил место находки дощечек – усадьбу своих родственников Задонских. Он же за свой счет издавал и присылал советским историкам материалы по ВК.

В СССР ВК получила широкую известность после появления в 1976 г. в «Неделе» (№18) статьи историка В. Скурлатова и юриста Н. Николаева. Долгое время отрывки из книги и выступления в ее защиту появлялись лишь на страницах популярных журналов и газет («Техника – молодежи», «В мире книг», «Литературная Россия» и др.). Принадлежали эти выступления зачастую неспециалистам (поэт Игорь Кобзев и др.). Крупные же историки (В.И. Буганов), археологи (Б.А. Рыбаков, А.Л. Монгайт), филологи (Ф.А. Филин, О.В. Творогов) единодушно считали книгу подделкой Миролюбова (возможно, также Сулакадзева). <…>

Перелом наступил в 1990 г. В академических «Трудах Отдела древнерусской литературы» (т. 43) профессор ИРЛИ РАН О.В. Творогов издал ВК по всем правилам научных публикаций (с указанием разночтений и т.д.). Это издание и поныне остается наиболее полным и совершенным <…> Саму книгу, однако, ученый оценил резко отрицательно – как безграмотную и бездарную подделку Миролюбова, задуманную и изготовленную после 1952 г. (хотя в 1923 г. дощечки уже видели специалисты, а в 1948 г. Миролюбов сообщал о находке). И это были не тенденциозные нападки на «белоэмигрантскую фальшивку», а научно обоснованное заключение, содержащее все серьезные аргументы против подлинности памятника. <…>

Неоднозначную роль в судьбе ВК играют публикации историка-любителя Александра Игоревича Асова (языческий псевдоним – Бус Кресень). Его художественные реконструкции славянских языческих мифов («Русские веды» и Звездная книга Коляды») спорны в научном отношении, но ярки и талантливы в литературном. <…> Неслучайно именно ему доверила Ж. Миролюбова копии многих материалов, связанных с этим памятником. К сожалению, Асов плохо контролирует свое богатое воображение, что сказывается и на его переводах. <…>

А пока ученые спорят о ВК, она живет своей жизнью <…> ВК, кто бы и когда бы ее ни создал, стала органичной частью славянской культуры. Да, подлинность ее не доказана. <…> Да, обманывать людей недостойно, непорядочно (даже во имя высокой идеи). Но позволяет ли это относиться к данной книге как к какой-нибудь фальшивой накладной, интересной только следственным органам? <…>

Почему же из всех подобных памятников именно ВК вызвала наибольший общественный резонанс? Секрет здесь – в искренности чувства и мысли ее автора, в единстве яркой художественной формы и глубокого идейного содержания. Любить Отечество без страха и корысти, отдавать за него жизнь, беречь его единство, помнить историю, обычаи, верования своего народа – вот чему учит эта книга. И это делает ее близкой не только русскому или вообще славянину, но и всякому человеку, сохранившему чувство патриотизма <…> [5, 5–20]. Начало документа

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) – известный русский ученый-мифолог, историк и фольклорист, автор фундаментального исследования «Поэтические воззрения славян на природу», составитель самого известного сборника русских сказок «Народные русские сказки».

Брюкнер Александр (1856–1939)– польский ученый-славист, историк литературы, лингвист.

Буганов В.И. – современный ученый, доктор исторических наук, автор учебников по истории России.

Дудко Дмитрий Михайлович (Дм. Баринов) – автор вступительной статьи и комментариев к изданию «Велесова книга. Славянские веды» (М., 2002), кандидат исторических наук, писатель-фантаст.

Жуковская Лидия Петровна (1920–1994) – историк древнерусского языка, палеограф, доктор филологических наук.

Ибн-Фадлан Ахмед – арабский писатель первой половины Х в., в 921 – 922 гг. посетивший Великие Болгары (столицу Волжской Болгарии) и описавший быт и религиозные обряды русов, хазар, волжских болгар и башкир.

Иларион Митрополит (в миру Огиенко Иван Иванович) (1882–1972) – украинский ученый, политический и церковный деятель. Автор многих научных трудов по украинскому литературоведению, истории церкви, культуры.

Иванов Вячеслав Всеволодович (род. в 1929 г.) – русский, советский и американский лингвист, академик РАН, доктор филологических наук. Сфера научных интересов – историческая и сравнительная лингвистика (прежде всего индоевропейских языков), психолигнвистика, семиотика, литературоведение, антропология и др. Совместно с В.Н. Топоровым написал две монографии и множество статей по семиотике славянсклй культуры.

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – выдающийся русский писатель, историк, автор известного многотомного издания «История государства Российского».

Мартынов Анатолий Иванович (род. в 1933 г.) – доктор исторических наук, профессор, академик отраслевой РАН. Области научных интересов: археология Сибири, археология России, наскальное искусство, Скифо-сибирский мир.

Нидерле Любор – (1865–1944) – чешский археолог, этнограф, историк-славист. Его работа «Славянские древности» – энциклопедия истории и культуры древних славян.

Отец Лев Горошко – религиозный деятель белорусского зарубежья, педагог, культуролог, писатель и публицист.

Повесть временных лет (или «Первоначальная летопись», или «Несторова летопись») – наиболее ранний древнерусских летописных сводов начала ХII века. Важнейший источник сведений по восточнославянской мифологии.

Прокопий – византийский писатель VI века из Кесарии, автор сочинения о войне с готами.

Рыбаков Борис Александрович (1908–2001) – российский археолог и историк, профессор, академик РАН, автор фундаментальных исследований о славянском язычестве («Язычество древних славян» (М., 1981), «Язычество древней Руси» (М., 1987), др.).

Скрипник Г.А. и Курочкин А.В. – известные украинские ученые-этнологи и фольклористы. (Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського).

«Стратегикон» (руководство к военным действиям) – один из редчайших источников по истории южных славян, написан в конце VI века.

Творогов Олег Викторович (род. в 1928 г.) – филолог-медиевист, доктор филологических наук, и.о. заведующего отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Сфера научных интересов: история древнерусской литературы, текстология, археография.

Топоров Владимир Николаевич (1928–2005) – доктор филологических наук, академик РАН.

Шамак Алесь Анатольевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, разработчик курсов «Общая мифология», «Мифология белорусов» для высших учебных заведений, автор ряда научных статей и учебных пособий в области мифологии.

Начало документа

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю.М. Медведева, вступит. cт. Б.П. Кирдана. – М. : Современник, 1983. – 464 с.

2. Brückner, A. Mitologia słowiańska i polska / Wstęp i opracowanie
S. Urbańczyk. – Warszawa : Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1985. – 383 s.

3. Буганов, В.И. Мнимая «древнейшая летопись» / В.И. Буганов,
Л.П. Жуковская, Б.А. Рыбаков // http://knigavelesa.narod.ru/

4. Былины / под общ. ред. проф. В.И. Чичерова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1957. – 515 с.

5. Велесова книга. Славянские Веды. – М. : Изд-во Эксмо, 2002. – 400 с.

6. Гарошка Л. Уводзіны ў беларускую міфалогію // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. – № 3. – С. 73 – 85.

7. Голубиная книга // http://paganism.msk.ru/

8. Левкиевская, Е. Мифы русского народа / Е. Левкиевская. – М. : Астрель: АСТ, 2005. – 526 с.

9. Легенды і паданні / склад. М.Я. Грынблат і А.I. Гурскі; рэд. тома
А.С. Фядосік. – Мінск : Навука і тэхніка, 1983. – 544 с.

10. Іларіон, митрополит. Дохристиянські вірування українського народу : іст.-реліг. моногр. – К. : АТ «Обереги», 1991. – 424 с. / http://hram.kiev.ua/index/.

11. Карамзин, Н.М. О физическом и нравственном характере древних славян / Н.М. Карамзин // Предания веков / сост., вступ. ст.
Г.П. Макогоненко; комм. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. – М. : Правда, 1989. – 768 с.

12. Мартынов, А.И. Археология : учебник / А.И. Мартынов. – М. : Высш. шк., 1996. – 415 с.

13. Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В. И. Вардугин. – Саратов : «Надежда», 1996. –
688 с.

14. Мифы народов мира: в 2-х частях. – 2-е изд. / сост. и введ.
В.Я. Коровиной и В.И. Коровина. – М. : РОСТ, Скрин, МИРОС, 1996. – 224 с. – Ч. 2.

15. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – Т. 2.

16. Морохин, В.Н. Прозаические жанры русского фольклора :
хрестоматия: учеб. пособие для филологических специальностей /
В.Н. Морохин. – 2-е изд., доп. – М. : Высш. шк., 1983. – 303 с.

17. Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент.
С.Н. Азбелева. – М. : Русская книга, 1992. – 608 с.

18. Нидерле, Л. Славянские древности / пер. с чешск. Т. Ковалевой,
М. Хазанова, ред. А.Л. Моонтайга. – 2-е изд. – М. : Алетейя,2001. – 592 с.

19. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года : учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 4-е изд. – М. : Высш. шк., 2007. – 536 с.

20. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.
ХI – начало ХII века / вступит. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общая ред.
Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. – М. : Худож. лит., 1978. – 413 с.