Смекни!
smekni.com

Литературно музыкальная гостиная (стр. 3 из 9)

Тютчева принято называть «певцом природы». Автор «Весенней природы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихотворениях нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея тождества природы и человека пронизывает собой лирику Тютчева, определяя некоторые особенности его поэзии. Для него природа – такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа…»

Послушайте любимые студентами стихотворения Тютчева:

- «Умом Россию не понять»;

- «Есть в осени первоначальной»;

- «Зима недаром злится»;

- «Еще земли печален вид»;

- «Лебедь»;

- «Безумие»;

- «Бессонница»;

- «Она сидела на полу»;

- «О, как убийственно мы любим»;

- «Я очи знал, о, эти очи»;

- «Чему молилась ты с любовью».

Умер поэт 13 июля 1873 года. Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем мы можем гордиться.

Сегодня у нас в гостях Муза. Она представляет нам поэзию Ф.И. Тютчева в музыке. Звучат романсы Тютчева: «Весенние воды» (С.Рахманинов – С.Лемешев), «Последняя любовь» (Н.Черепнин – А.Орфенов), «Я встретил Вас» (А.Москвин – И.Козловский).

1.2 Час души. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой

Оборудование:

стенд с иллюстрациями, выставка книг о жизни и творчестве поэтессы, кассеты с музыкой Л. Бетховена, с песнями и романсами М.И. Цветаевой на музыку М. Таривердиева, М. Минкова, А. Петрова, костюмы времени тех лет для задействованных в инсценировке учащихся, икебаны.

Прелюдия (сонет Л. Бетховена)

Ведущий:

—Мы рады видеть вас! Тема вечера: "Час души". Речь пойдет о жизни и творчестве М.И. Цветаевой.

Чтец:

—Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Она родилась.

Спорили сотни колоколов -

День был субботний,

Иоанн Богослов…

Чтец:

—Есть час Души, как час Луны,

Совы - час, мглы – час, тьмы – час…

Час Души – как час струны Давидовой сквозь сны

Сауловы…В тот час дрожи,

Тщета, румяна смой!

Есть час Души, как час грозы,

Дитя, и час сей – мой …

Ведущий:

Её… Марины Цветаевой…

Среди самых замечательных имен в русской поэзии 20 века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 в Москве. Отец её выходец из Владимирской губернии, самостоятельно, благодаря личным способностям и великому трудолюбию, достиг известности как филолог-профессор Московского университета и как искусствовед – основатель Музея изящных искусств, ныне Музей имени А.С. Пушкина в Москве. Цветаев был также директором Румянцевского музея. Мать Марины была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна.

Атмосфера профессорской семьи, атмосфера искусства, высокая культура, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за

границу, слушание в Сорбонне курса истории старо-французской литературы – все это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Цветаевой. Культура 20 века вошла в её сознание как нечто неустойчивое, дисгармоничное, переменчивое.

Марина очень рано начала писать. В один из московских осенних дней 1910 года близ Патриарших прудов проходила невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у неё была внушительная стопка стихов, в душе - дерзость и нерешительность. Знаменательный день - Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери Русской литературы.

Немало печали уже увидела в жизни эта гимназистка. Её отец, будучи уже немолодым человеком, похоронил горячо любимую жену, от которой остались сын и дочь, женился вторично, продолжая любить ушедшую. Этого не знали, но чувствовали, а потом поняли его дочери от второго брака – Марина и Анастасия. Впрочем, отец был нежно привязан к их матери – Марии Александровне Мейн, женщине романтической, расставшейся с юности с любимым человеком, одаренной и самоотверженной.

Счастливая, невозвратимая пора детства была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами, рассказами матери; летние "золотые деньки" протекали в старинном городке Тарусе на Оке.

Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине исполнилось 10 лет. Мария Александровна заболела чахоткой, лечилась в Италии, Швейцарии, Германии, умерла в 1906 году в Тарусе.

Осенью Марина по собственной воле пошла в интернат при Московской гимназии, предпочитая год жить среди чужих людей, но не в стенах осиротевшего дома.

В минуту жизни юная Марина была диковата, дерзка, застенчива и конфликтна. Замкнутая в себе, она жаждала узнать мир, в первую очередь литературный, куда она мечтала войти со своим миром.

Первый сборник "Вечерний альбом" вышел в 1910 году (500 экземпляров). На книгу последовали отклики Н. Гумилева, М. Волошина. Автор "Вечернего альбома" приглашала в страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного.

Здесь – крайнее проявление той романтической "диалектики души", что не покинет Цветаеву до конца дней. Жизнь и смерть, их постоянное сосуществование. «В этой жизни - ничего нельзя»,- скажет Цветаева, но ее энергия будет постоянно бороться с этим ощущением, пока она будет жить, будет любить жизнь, людей, природу, свое "ремесло". Послушайте одно из чудных стихотворений о конце лета – начале осени - "Август".

Чтец:

—Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины,

Ржавый – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце.

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных -

Август! – Месяц

Ливней звездных!

Ведущий:

—В 1911 году Марина едет в Крым, там познакомится с Сергеем Эфроном, выйдет замуж.

В 1912 году выходит 2 ой сборник её стихов - "Волшебный фонарь". Этот сборник повторял и перепевал старые мотивы.

В то время в русской поэзии соперничали символисты, акмеисты, футуристы, но Цветаева не примкнула ни к одному из этих литературных направлений. Свой звездный час она предвидела в будущем времени.

Чтец:

— Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ведущий:

—Её стих становится упругим, плотным.

В сентябре 1912 года у Марины Ивановны родилась дочь Ариадна, в 1913 году умер отец, в апреле 1917 года появилась вторая дочь Ирина.

Муж Цветаевой был сыном революционных деятелей, сам стал белым офицером, отбыл в армию Корнилова, в связи с чем между Мариной и Сергеем разлука – надолго.

Осенью 1919 года Цветаева отдает девочек в московский приют, где Ирина умирает от голода.

С 1917 по 1920 год Цветаева издает около 300 стихотворений, поэму – сказку "Царь-девица". Появляются стихи, которые говорят о долге поэта.

Чтец:

—В черном небе – слова начертаны,

И ослепли глаза прекрасные…

И не страшно нам ложе смертное.

И не сладко нам ложе страстное,

В поте – пишущий, в поте – пашущий!

Нам знакомо иное рвение:

Легкий огонь, над кудрями пляшущий –

Дуновение – вдохновения!

Инсценирование.

Ведущий:

—В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном Политехническом музее проходил "Вечер поэтесс". Одна за другой появились представительницы богемы, публика скучала. Как вдруг, словно из темноты ночи явилась женщина в черном, она была олицетворением протеста, так как революцию не приняла, жила отчужденно, литературная Москва стала её забывать… Она прочла стихи. Перенесемся в то время.

Поэтесса:

—Я расскажу тебе про великий обман:

Я расскажу тебе, как ниспадает туман

На молодые деревья, на старые пни,

Я расскажу тебе, как погасают огни

В низких долинах, как – пришелец египетских стран –

В узкую дудку под деревом дует цыган.

Я расскажу тебе – про великую ложь:

Я расскажу тебе, как зажимается нож

В узкой руке, как вздымаются ветром веков

Кудри у юных и бороды у стариков:

Рокот веков.

Топот подков

. Ведущий:

—Её мысли при возвращении домой.

М. Цветаева:

"Я отродясь, как вся наша семья – была избавлена от этих двух понятий: слава и деньги. (Добрая слава с простой славой – незнакома. Слава, чтобы обо мне не говорили - плохого. Добрая слава: один из видов нашей скромности и вся наша честность)

Деньги? Да плевать мне на них, я чувствую только когда их нет... Ведь я могла бы зарабатывать вдвое больше. Ну и? Ну, вдвое больше бумажек в конверте. Но у меня то, что останется? Ведь нужно быть мертвым, чтоб предпочесть деньги"…

Ведущий:

Событие, перевернувшее всю дальнейшую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 года. В этот день она получила "благую весть" – первое за 4 с половиной года письмо от мужа. Он находился после разгрома Белой армии и бегства за границу в Чехословакии и учился в Пражском университете. Разыскивал его по просьбе Марины Эренбург, писатель. Без мужа она не мыслила своего существования. Увлечений в её жизни было много, любовь – одна.

Расставание с Родиной запечатлено в поэме - сказки "Переулочки" – о чародейке, которая завораживает доброго молодца и уносит его в заоблачную высь, и в стихотворном цикле "Сугробы", посвященному Эренбургу, но всеми помыслами обращенному к далекому любимому.

До отъезда за границу написано стихотворение "Орфей".

Чтец:

—Так плыли: голова и лира,

Вниз, в отступающую даль.

И лира повторяла: - мира!

А губы повторяли: - жаль!

Кроваво – серебряный, серебро –

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра –

Брат нежный мой! Сестра моя!

Порой в толпе неутомимой,

Ход замедлялся головы,

Но лира уверяла: - мимо!