Чтец:
—«Читая Гамлета»
У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она 100 веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Я люблю тебя, как 40
Ласковых сестер.
Ведущий:—Стихотворение адресовано, по-видимому, Н. Гумилеву. Опознавательные знаки этой адресации – определение героя как «принца», брата, а также содержание прямой речи героя.
Как и шекспировские герои (Гамлет и Офелия), Он и Она в предверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия. Включение реплик в текст делает его более зримым.
Все это можно представить себе в виде фрагмента из немого кино. Сценарий выглядел бы так.
Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение; горечь, обида, тень улыбки. Переход от длинных строк в 1-ой части к коротким во 2-ой создают иллюзию счастья, но недоговоренность, обозначенная многоточием свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира («кладбище», «река», «пустырь») отвлеченным, зыбким деталям («принцы», «100 веков подряд», «тень улыбки»).
Чтец:
— «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только 3!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже умру с тобой».
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Ведущий:
— Стихотворение названо песней, но в нем больше от новеллы. По уровню драматизма в нем есть что-то бунинское. Это – женский вариант драмы. Есть сюжет и ощущение трагедии. Один отвлеченный образ – «шепот осенний», обманутый злой судьбой, - захватывает и увлекает за собой. Куда? В небытие. Там спасение. Мы видим равнодушие и молчание мира живых людей и диалог с миром природы.
Время действия конкретно – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия, что помогает подчеркнуть цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).
Ведущий:
- Поэтесса рано осознала трагическую истину: человек – гость на Земле. Это пророческий дар, почему Ахматова осознает свое бремя: быть «трагическим голосом эпохи».
Слово М. Баженову, его информация – биохроника.
М. Баженов:
- Апрель и май 1925 года она провела в санатории в Царском Селе в связи с обострением туберкулеза.
Начала изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру Петербурга.
В этот период поэтесса знакомится с литераторами М. Волошиным, М. Булгаковым, Л. Мануйловым, Э. Герштейн.
27 октября 1935 года арест Н. Пунина и Л. Гумилева, мужа и сына Ахматовой. 30 октября М. Булгаков помогал Ахматовой составить письмо Сталину об облегчении участи двух близких ей людей. 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены.
10 марта 1938 г. – второй арест сына за участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, затем, после пересмотра дела, - к 5.
В конце 1940 года А.Ахматова вступает в Союз писателей СССР.
В июне 1941 года – знакомство в Москве с М.Цветаевой.
В конце сентября 1941 года Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из Ленинграда в Москву.
Во время войны до 15 мая 1944 года жила в Ташкенте.
1 июля 1944 года вернулась в Ленинград.
В 1944-1945 годах выступает в Ленинграде в Доме писателей, в Доме ученых, в Доме кино.
4 сентября 1946 года президиум правления Союза писателей СССР постановил исключить М. Зощенко, А. Ахматову из данной организации, т.к. они не стоят на платформе советской власти и не участвуют в социалистическом строительстве.
26 августа 1949 года арестованы Н. Пунин, Л. Гумилев, осуждены на 10 лет лагерей.
В мае 1951 года – у Ахматовой – инфаркт.
21 августа 1953 года в воркутинском лагере умер Н. Пунин.
В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР.
В мае 1955 года Ленинградский литфонд выделил А. Ахматовой дачу в Комарово, которая известна под названием «Будка».
15 мая 1956 года вернулся из лагерей Лев Гумилев (сын).
Ведущий:
- В жизни и поэзии странницы А. Ахматовой был Дом, который служил ей прибежищем.
Этот Дом – Родина. Поэтесса идет от женских стихов к новой теме - глубокие раздумья над разными эпохами русской истории, т.е. разрабатывает жанр исторической лирики.
В 40-ые годы Ахматова рассматривает идеи Смерти, Памяти.
Смерть близких, конец своей жизни…
Память – спасение от террора (он варварство), культура.
Сейчас вы услышите стихотворение, которое стало поэтическим кредо поэтессы.
Чтец :
—Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку. Богом в самом деле,
Кто был убит – и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди.
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы–старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес,-
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Ведущий:
- Прокуратор Рима – Понтий Пилат (20-30-ые годы н.э.), при котором был казнен Иисус Христос, сын Бога был не понят людьми.
Ключевые слова: люди, Бог, орудье пытки, смерть, прочили, ржавеет, печаль, слово.
Бог – спаситель людей, тот, кто искупил своими страданиями грехи мира.
Бог назван не прямо, а через ссылки: един, «свидетели Христовы», «солдаты», «сплетницы-старухи», «прокуратор Иудеи», так как мысль о спасителе Боге очевидна, отсутствием имени Бога поэтесса подчеркивает вину людей.
Конфликт таков: Бог, слово и сердце поэта – люди и их слово.
Перечень однородных придаточных создает ощущение монотонности – как бы чувствуешь ощущение времени.
Поэтесса подчеркивает: вечен Бог с его заповедями о добре, а слово настоящих поэтов – «я» Бога. Поэт обязан выражать Божьи истины, в награду – рождение царственного Слова (не суетного) – его ждет трагическая судьба избранного Богом.
Далее – слово А. Ахматовой.
А. Ахматова:
- В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Чтец:
- «Посвящение»
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Чтец:
- И упало каменное слово
На мою еще живую грудь
Ничего, ведь я была готова
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дел:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то…Горячий шелест лета
Словно праздник под моим окном
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Ведущий:
- «Реквием» создавался с 1935 по 1940 год, а напечатан был в 1987 году.
Разворачивается он как драма, мы слышим разные голоса: бабы, поэтессы, Марии. Поэтесса показала трагедию свою и народа.
Почти 2 тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. Слова «Реквиема» обращены к тем, кто сажал, сидел, погиб.
Три голоса – матери, поэта, историка – в конце поэмы сливаются с голосами целого поколения.
Из биохроники М. Баженова.
М. Баженов:
–1 января 1957 г. – встреча на даче у Б. Пастернака с А. Эфрон, писательницей-переводчицей, литературоведом, дочерью М. Цветаевой.
1958 г. – «Стихотворения» - цикл тиражом 25 тыс. экземпляров.
1967 г. – «Стихотворения» - цикл тиражом 50 тыс. экземпляров.
30 мая 1964 г. в музее В. Маяковского состоялся литературный вечер, посвященный 75-летию А. Ахматовой, на который она не смогла прийти.
12 декабря в замке Урсино (г. Катания, Италия) Анне Ахматовой вручена Международная литературная премия «Этна-Таормина» - «За 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов».
15 декабря Оксфордский университет (Англия) принял постановление о присвоении Ахматовой почетной степени доктора литературы, 5 июня 1965 года степень доктора литературы присуждена.
С 17 по 21 июня А. Ахматова находилась в Париже.
5 марта 1966 года после длительного лечения (от 4-ого инфаркта) поэтесса скончалась.
Ведущий:
- Представляем стихотворения последних лет.
Чтец:
–«Последняя роза»
Мне с Морозового класть поклоны,
С падчерицею Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
Чтец:
— «А как музыка зазвучала»…
А как музыка зазвучала,
Я очнулась – вокруг зима,
Стало ясно, что у причала
Государыня–смерть сама.
Ведущий:
— А. Ахматова предчувствовала уход из этого мира, что Государыня-смерть неумолима, но хотела, чтобы ее царственное слово жило после смерти. Личное восходит к общему, сливаясь с ним – к небу. И так всегда в стихах Ахматовой. Многие ее стихотворения положены на музыку, звучат как песни, романсы.