Смекни!
smekni.com

Литературно музыкальная гостиная (стр. 6 из 9)

Послушайте некоторые из них (С.Прокофьев – Э.Андреева – «Настоящую нежность не спутаешь»; А.Вертинский – А.Вертинский – «Сероглазый король», «Темнеет дорога приморского сада»).

Это говорит о том, что просто душа А.А. Ахматовой – живет.

А сейчас пресс-конференция. Победители будут награждены. Вопросы о жизни и творчестве поэтов Серебряного века.

(Литературно-музыкальная гостиная «Час души» о жизни и творчестве М. Цветаевой была проведена. Поэтессы А. Ахматова и М. Цветаева были знакомы).

Задания для исследователей творчества поэтов

1. Можно ли считать цветаевские строки не только самохарактеристикой, но и писательским кредо? Объясните их. «Одна за всех – за всех – противу всех».

2. Какова судьба близких М. Цветаевой: дочерей, сына, сестры, мужа?

3. Кто создал воспоминания о М. Цветаевой?

4. На какие 4 периода раскололась жизнь М. Цветаевой?

5. Какие бы вы книги о М.Цветаевой порекомендовали?

Вопросы для зрителей

1. Где родилась М.И. Цветаева?

2. Ее первые сборники?

3. Где первый сборник был напечатан?

4. Во сколько лет М. Цветаева стала печататься?

5. Можно ли ставить знак равенства между лирической героиней М.Цветаевой и ею?

Вопросы для исследователей

1. Можно ли сказать, что А.Ахматова начала свой путь как поэтесса, а закончила как поэт?

2. Что дало повод Блоку высказать «жестокое слово о первой Ахматовой»?

3. Какие награды получила А. Ахматова?

4. Чем памятны 46-й , 35-й, 38-й, 49-й годы в жизни Ахматовой?

5. Отличие стихотворений поэтессы?

Вопросы для зрителей

1. Какое место занимало в жизни А. Ахматовой Царское Село?

2. Какова судьба «Реквиема»?

3. Какие циклы стихотворений А. Ахматовой вам известны?

4. Почему ее слово – «царственное»?

5. Где похоронена А. Ахматова?

Подведение итогов пресс конференции

Вручение призов

1.4 С.А.Есенин – это вечное

(К 110-летию со дня рождения поэта)

Оборудование: портрет, выставка книг по теме, кассета с записями песен в исполнении современных авторов, костюмы того времени.

Прелюдия: «Не жалею, не зову, не плачу» (С.Сарычев)

Ведущий:

-Есенин Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах:

«Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В сборнике «Русь советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Историческая тема поднимается в драматической поэме «Пугачев» (1921).

Поэта не стало, когда он был в состоянии депрессии.

С.А.Есенин (из автобиографии).

-Родился я в 1895 году 4-го октября. Сын крестьянина Рязанской губернии, Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей. Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтоб крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В Бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали четыре копейки на просфору, которую я должен был нести в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре три надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 копейки клал в карман и шел играть на кладбище с мальчишками (играть в бабки). Один раз дед догадался. Был скандал, и я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтобы я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и убежал домой за 100 с лишком верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно. После школы с 16-ти до 17-ти жил в селе. 17-ти лет уехал в Москву и поступил в университет имени Шанявского.

19-ти лет попал в Петербург проездом в Ревель. Зашел к Блоку. Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я – талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь

хулигана» и «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».

Ведущий:

—Первый сборник стихов Есенина – «Радуница» (1916) – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов») складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна – становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция...

С.А.Есенин:

—Солнце златого печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью – для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действительность и ее героев, пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925. Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа (трактат «ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» - имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

С.А.Есенин:

—Из стихотворения «Москва кабацкая»

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Райх), пьяной удали, сменяющиеся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнаружило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

С.А.Есенин (стихи последних лет):

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далеких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки стихотворений: «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь советская» - «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь советская», «Страна советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.