Смекни!
smekni.com

Литературно музыкальная гостиная (стр. 7 из 9)

Милые березовые рощи!..

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В перекличке образов, поэтических тропов проявляется не только устойчивость эстетической системы Есенина. За всем этим стоит главное – единство нравственно-эстетических ценностей.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую картину «родины любимой» во всем многообразии деталей и оттенков. Это и является высшим идеалом поэта («Чувство родины-основное в моем творчестве», - подчеркивал Есенин).

Такая целостность поэзии Есенина проистекает из ее народной основы: в фольклоре тоже единая система ценностей. И, конечно же, это - одна из главнейших черт русской классической литературы, в которой не могло быть оправдания «второй», «другой жизни», как не могло быть оправдания оборотню в народной поэзии; в которой двойственность и конформизм всегда получали недвусмысленную оценку. В этом проявляется народность русской литературы, ее связь с народной философией жизни, выраженной в фольклоре, с ориентацией на народное мировосприятие.

В качестве самого высокого идеала в поэзии Есенина выступает родина. В ее зримых земных проявлениях чуткое сердце поэта улавливает душу, облаченную в плоть, как об этом сказано в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…». Даже «на земле угрюмой» поэт «счастлив», потому что «дышал и жил» на родине любимой «с братьями меньшими» и братьями-людьми, которые дороги уже потому, «что живут со мною на земле».

Через все стихотворение проходит тема «той страны»: «не цветут там чащи, // Не звенит лебяжьей шеей рожь…», «… в той стране не будет // Этих нив, златящихся во мгле…». И хотя поэтически здесь используется миф о загробном мире, главное не в нем, а в том, что «той стране» противопоставлены конкретные и характерные приметы «этой» страны – России.

В произведениях народного творчества герой, попадая в иное царство, в волшебную страну, на небеса, в райские кущи, всегда в конце концов возвращается на родную землю, стремится к ней из самого дальнего далека, потому что только на родной земле он может «дышать и жить».

Своеобразным возвращением Есенина к родной земле, к своим человеческим истокам стала поэма «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с судьбой народной.

Инсценирование: «Поэт и Анна» (3 глава поэмы).

Ведущий:

—Подобно А.С.Пушкину, который, по словам Ф.М.Достоевского, сроднился с народом за правду, Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел к такому пониманию искусства, которое определяется верностью художника «простоте, добру, правде» (излюбленной триаде Льва Толстого). Эти ориентиры выразились в языке поэмы – во всем богатстве разговорной народной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. В поэме Есенина персонажи «самопроизводятся» через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые черты живого лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что хорошо помнятся и возница, и мельник, и старуха, и Анна, и даже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но определяется в ней, и Прон, и Лабутя, и, конечно же, сам главный герой. Именно здесь проявилась неподдельная народность, которая нашла свое высшее воплощение у великих предшественников Есенина – Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова…

Центральным, организующим началом поэмы является речь самого Есенина. Голос автора и – шире – личность автора, его

соотношение к миру пронизывает буквально все, скрепляя воедино. Однако автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру героям – он только «объединяет» их в поэме. Сама же поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Это, пожалуй, и составляет «эпическую основу» поэмы.

Поэма Есенина – лиро-эпическая. Главная ее тема – личная. Сила поэмы как раз в том, что «эпические» события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что имя героини звучит как-то особенно и многозначно. Анна Снегина – удивительная полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: « девушка в белом», «тонкая березка», «снежная» черемуха («Сыплет черемуха снегом»), напоминающая метель, стихию, « Как метель, черемуха «//Машет рукавом»). Но все знакомое переплавлено в образ главной героини, в единство образного строя поэмы.

Печально, что в некоторых работах прошлых лет образ Анны рассматривался слишком «приземлено» и получал порой вульгарно – социологическое толкование. Так, один из авторов даже называет ее «женой белогвардейца», хотя, как явствует из самой поэмы, муж Анны погиб на фронте еще до Октябрьской революции. С другой стороны, хочется предостеречь и от чрезмерного увлечения поисками прототипов героев, сведения всего богатства произведения какой-то конкретной биографической ситуации. Конечно, в поэме Есенина не могли не отразиться моменты его биографии, но надо помнить, что прототип и художественный образ всегда богаче; герой произведения живет и развивается по законам данного произведения, т.е. по законам искусства, которые тождественны жизни, отвечают жизненной правде, а не правде узкобиографической. К примеру, прототипом Анны Снегиной называют помещицу Л.И.Кашину - молодую, интересную, образованную женщину, которая после революции ни в какие заграницы не уезжала, а работала в 1937году в Москве переводчицей и стенографисткой. Судьба распорядилась так, что Л.И. Кашина была похоронена в 1937 году на одном кладбище с Есениным.

Но вернемся к поэме. То, что Анна Снегина оказалась вдали от России - это, конечно же, печальная закономерность, трагедия многих

русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

Но и это не самое главное, если говорить о том, что поэт и Анна расстались, как мы понимаем, навсегда. Надо вновь обратиться к многозначности образа главной героини и понять, что разлука с Анной Снегиной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда – как память , как «живая жизнь», как свет далекой звезды, указывающей путь в ночи:

Далекие, милые были!…

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Этот эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь это все помогало ему жить, бороться в себе со своим «черным человеком». Эпилог этот означает еще и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны; он как бы соединяет времена, подчеркивая их неделимость и неотделимость от судеб родной земли, ощущаемой в конкретных и зримых образах «малой родины», где прошли ранние годы жизни поэта и его героини.

Тема родины и тема времени в поэме тесно связаны. В узко хронологическом смысле эпическая основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) – это Рязанская земля 1917 года; в пятой главе – эскизный набросок усадьбы, одного из уголков большой деревенской Руси. Разумеется, за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа, но все это дано эскизно, хотя и с довольно четким утверждением «силы» Руси советской («теперь там достигли силы»). Особый интерес представляет не само изображение «эпических событий», а отношение к ним поэта: ведь поэма – то в первую очередь лирическая. Есенин в поэме высказывает, если так можно выразиться, концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события , на то, что остается неизменным и вечным.

Думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

Поэт жив, он рядом с нами, ведь не случайно мы с удовольствием слушаем романсы и песни на его слова. Вашему


вниманию предлагаются произведения поэта в музыке: «Письмо матери» (Е.Кемеровский), «Клен ты мой опавший» (Н.Бабкина), «Вижу сон» (Н.Караченцев), «Отговорила роща золотая» (М.Покровский), «Я московский городской гуляка» (С.Сарычев)

Ведущий:

—Любителям поэзии – тест «С.А.Есенин».

(Группа ребят – на сцену, победители получают призы.)

Тест С.А. Есенин

1.Место рождения С.А. Есенина:

А) Москва

В) Петербург

С) Рязань

Д) Спас-Клепики

Е) Константиново

2.Кружок имени кого посещал поэт:

А) Сурикова

В) Шанявского

С) Петрашевского

Д) Тютчева

Е) Блока

3.Назовите цикл стихотворений С.А. Есенина:

А) «Лебединый стан»

В) «Час души»

С) «Радуница»

Д) «Марине»

Е) «Сыну»

4. К какому литературному течению был близок С.А. Есенин:

А) К символизму

В) К акмеизму

С) К имажинизму

Д) К футуризму

Е) К кубофутуризму

5. С. А. Есенин использует художественный прием антитезы в своем в обращении к теме Родины. Антитеза – это …

А) Сравнение

В) Противопоставление

С) Преувеличение

Д) Преуменьшение

Е) Звукопись

6. Какую тему раскрывает С. А. Есенин в стихотворении «Песнь о собаке»?

А) Тему любви ко всему живому

В) Тему Родины

С) Тему природы

Д) Тему материнства

Е) Тему народа

7. Какой образ для поэта является обобщающим?

А) Образ луны

В) Образ солнца

С) Образ земли

Д) Образ времени

Е) Образ дороги (пути)

8. После Октябрьской революции с каким крестьянским поэтом С.А. Есенин разошелся во взглядах?

А) С Клюевым

В) С Блоком

С) С Городецким