Ведущая:
—Васильев продолжает традиции Есенина. Но у него свой стиль, свой почерк. Послушайте в сравнении 2 стихотворения, положенных на музыку: С. Есенин, П. Васильев («Письмо к женщине», «Снегири взлетают красногруды»).
Ведущая:
—Со своей первой женой Галиной Васильев встретился в 1928 году. С ней он пишет:
Вся ситцевая, летняя, приснись,
И, может быть, покажется мне снова,
Что ты опять попала ко мне в плен,
И, как тогда, всё будет бестолково –
Весёлый зной загара золотого,
Пушок у губ и юбка до колен.
Ей - 17 лет, Павлу – 18,5.
Некоторое время она живёт в Омске, учится в художественном техникуме, после его окончания едет к мужу в Москву. Постепенно в семью входит разлад. Васильев напишет:
Я боюсь, чтобы ты мне чужой не стала,
Дай мне руку, а я поцелую её,
Ой, да как бы из рук дорогих не упало
Домотканное счастье твоё!
Галина собирается стать матерью. Решает на время уехать в Омск к родителям. А настроение поэта этого времени лучше всего отражает стихотворение:
Не добраться к тебе!
На чужом берегу
Я останусь один,
Чтобы песня окрепла,
Всё равно в этом гибком пропащем снегу
Я тебя дорисую хоть дымом, хоть пеплом.
Литературный талант Васильева расцветает.
Он чрезвычайно популярный поэт. Послушайте некоторые из его стихотворений: «Бухта», «По Иртышу», «Переселенцы», «Павлодар», «Сердце», «Конь».
Туманский:
— Идеолог партии Бухарин критиковал творчество Есенина. Бухарина тревожило, что после смерти Есенина появились кружки хулиганов. В защиту Есенина подал голос П. Васильев.
П.Васильев выступил и против А.М.Горького, имя которого хотели присвоить рабфаку, детищу Луначарского, на конкурс произведений поэт написал рассказ «Как расстреливали царскую семью в Екатеринбурге» (по рассказу чекиста), где осудил представителей Советской власти. Васильева посчитали тем, кто очерняет чекистов и новую власть, он был объявлен врагом народа, отчислен из вольнослушателей рабфака.
Вторая жена Васильева – Елена Вялова. Я решил летом зайти к своему другу. Стучу в дверь. Жена Лена её открывает не сразу (Сценка).
Лена:
–Слава Богу! Это Вы! Я думала, что приехали за Пашей. (Ставит цветы в вазу).
Васильев (выходит):
– Меня зачислили во враги народа. Читал? (Подаёт газету). Это «Литературная газета». Статья «Подвиги Васильева». Я обвиняюсь в злостном хулиганском поведении, в проведении гнилой безыдейности, пошлости. Это статья М. Горького (Бросает газету на пол. Злится). А вот Пастернак этого не напишет. И Прокофьев – тоже. А Безыменский на 1 съезде Союза писателей осудил Клычкова – поэта апологии идиотизма деревенской жизни. Из-за этой клеветы Клюев сослан в Нарымский край.
(Берёт за локоть Туманского).
Жень, статья в газете – роковая чета. Меня скоро заберут.
(Стучат в дверь).
Входят из милиции (2):
–Вы арестованы.
Васильев:
–Я вам прочту стихи.
Мы живём, под собой не чуя страны,
Наши речи за десять шагов слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца,
Толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища…
(Стихи Мандельштама).
Следователь:
–Прекратить. (Уводят Павла).
Ведущая:
–Шло страшное время, насыщенное страхами, безысходностью. В Москве начался процесс троцкистско-зиновьевского террористического центра. Зиновьев, Каменев и 14 других подсудимых были расстреляны.
23 января 1937 года начался процесс Пятакова…..
Васильев был посажен в 1937 году в Бутырскую тюрьму Москвы, а 16 июля 1937 года – расстрелян, на расстрел его несли на руках, позвоночник был сломан, один глаз вытек (по рассказам очевидцев).
Итак, имя поэта будет жить.
Вспомним: насильственной смертью умерли Пушкин, Грибоедов, 26-летний Лермонтов. Однако они навечно остались в памяти. Останется в памяти читателей и погибший 26-летний Васильев, который каждой своей строчкой рвался к людям, их сердцам и душам.
Единственная дочь Васильева Наталья Фурман живёт в Рязани, регулярно бывает на Васильевских чтениях в Павлодаре.
( Звучит органная музыка И.Баха, побуждающая задуматься о смысле жизни).
Литература
1 Белкина М. О. Скрещение судеб: попытка Цветаевой двух последних лет её жизни. – М. : «Книга», 1988.– 210 с.
2 Волков А.А. Художественные искания Есенина. – М. : «Просвещение», 1976.– 156 с.
3 Виноградов В.В. О позиции А.Ахматовой. – М. : «Педагогика», 1989.– 252 с.
4 Гаспаров М.А. О русской поэзии. – М. : «Азбука»,2001.– 155 с.
5 Гинзбург Л.В. О старом и новом. – М. : «Правда», 1987.– 230 с.
6 Жирмунский В.М. А.Ахматова. Стихотворения и поэмы «Библиотека поэта». – М. : «Советский писатель»,1977.– 150 с.
Казымова Т.П. русские поэты19 века: вторая половина. – М. : «Просвещение», 1994.– 205 с.
7 Коркин В.А. Час другим. – М. : «ЭКСМО - ПРЕСС», 1999.– 435 с.
8 Кошечкин С.С. С.Есенин. Раздумья о поэте. – М. : «Просвещение», 1977.– 203 с.
9 Кралин М.Л. Времена Ахматовой. – М. : «Цитадель», 1987.– 156 с.
10 Лукиницкая В.В. Из двух тысяч встреч. – М. : «Правда», 1987.– 156 с.
11 Марченко А.В. Поэтический мир Есенина. – М. : «Просвещение», 1972.–76 с.
12 Никулина М.И. Под большим шабром голубых небес. – Екатеринбург: «Средне- Уральское книжное издательство», 1992.–236 с.
13 Наумов Е.А. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. – Ленинград: «Просвещение», 1973.– 166 с.
14 Прокушаев Ю.А. С.Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М. : «Просвещение», 1979.–200 с.
15 Тютчев Ф,И, Стихотворения. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.– 159 с.
16 Туманский Е.С. Васильев, каким его не знали. – Самара: «Самарское книжное издательство», 1992.– 95 с. 17 Цветаева М.И. Сочинения в двух томах. – Минск: «Народная А.Света», 1988.– 350 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие «Литературно-музыкальная гостиная» (сборник) Бернгардт Ирины Вячеславовны, преподавателя колледжа ПГУ им.С.Торайгырова
В настоящий сборник включены собранные усилиями Бернгардт И.В. сведения об известных русских писателях и поэтах – Ф.Тютчеве, М.Цветаевой, А.Ахматовой, С.Есенине и Павле Васильеве, носящие характер историко- биографического обзора жизни и творчества названных художников слова.
Составитель включил в сборник материал о писателях, жизнь и творческая деятельность которых отличалась необычностью и драматичностью.
Примечательно то, что материал сборника преподнесен не в общепринятом, традиционном виде, а в весьма оригинальной форме – соответственно его названию – в виде сценария литературно-музыкальных гостиных. Информация воспринимается свежо, вызывает несомненный интерес слушающих (зрителей), каждый как будто непосредственно соприкасается с творчеством, с личностью самого писателя, с его судьбой.
В изложении материала соблюдена логическая последовательность, каждая часть сборника структурно и содержательно выдержана. Приведены иллюстрации из произведений каждого автора и краткие комментарии.
Материал сборника может быть использован в качестве дополнительной литературы на уроках по русской литературе в старших классах средней общеобразовательной школе, в колледже, а также на специальных факультативах, внеклассных мероприятиях.
На основании вышеизложенного, считаю возможным рекомендовать учебно-методическое пособие «Литературно-музыкальная гостиная»как сборник Бернгардт И.В. к опубликованию.
РЕЦЕНЗЕНТ - Шаймарданова С.К., кандидат филологических наук, профессор ПГУ им. С.Торайгырова __________