И.В. Бернгардт
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
Учебно-методическое пособие (сборник) для учащихся колледжей всех специальностей на базе 9 классов
Павлодар
Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Павлодарский государственный университет
им. С. Торайгырова
И.В. Бернгардт
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
Учебно-методическое пособие (сборник)
для учащихся колледжей всех специальностей
на базе 9 классов
Павлодар
УДК 82 (07)
УДК 82 (07)
Б 83.3.(2Рос) я7
Δ 64
Рекомендовано Учёным советом ПГУ им. С. Торайгырова
Резензенты:
Шаймарданова С.К. - кандидат педагогических наук, профессор
Δ 64 Бернгардт И.В.
Литературно-музыкальная гостиная: учебно-методическое
пособие (сборник) для учащихся колледжей всех специальностей
на базе 9 классов. – Павлодар, 2007. – 48с.
В настоящее учебно-методическое пособие включены сведения об известных русских писателях и поэтах – Ф.Тютчеве, М.Цветаевой, А.Ахматовой, С.Есенине и Павле Васильеве, носящие характер историко-биографического обзора жизни и творчества названных художников слова.
Материал пособия преподнесен не в общепринятом, традиционном виде, а в весьма оригинальной форме – соответственно его названию – в виде сценария литературно-музыкальных гостиных и может быть использован в качестве дополнительной литературы на уроках по русской литературе в старших классах средней общеобразовательной школе, в колледже, а также на специальных факультативах, внеклассных мероприятиях.
УДК 82(07)
Б 83.3(2Рос=Рус)я7
© Бернгардт И.В., 2007
© Павлодарский государственный университет
им. С. Торайгырова, 2007
Содержание
Введение ……………………………………………………………3
1 Банк идей ………………………………………………………… 5
1.1 Ф.И.Тютчев и его поэзия……………………………………… ...5
1.2 Час души.Жизнь и творчество М.И. Цветаевой………………...12
1.3 Царственное слово А.А Ахматовой, или Просто –
душа живет ………………………………………………………...20
1.4 С.А. Есенин – это вечное…………………………………………29
1.5 П.Н. Васильев, каким его не знали………………………………41
Литература…………………………………………………………48
Введение
Жизнь и творчество поэтов: Ф. Тютчева, М. Цветаевой,
А. Ахматовой, С.Есенина, П. Васильева
Пришло время, настал черёд стихов, утверждающий ценность души человека.
Все, кто работает с молодёжью, кто нашёл время и силы войти в прекрасный мир литературы и повести за собой учеников, знают, как живо откликаются учащиеся на забытые строки поэтов. Одних властно захватывает М.Цветаева, других А.Ахматова, третьих П.Васильев. Число их страстных поклонников увеличивается. Социологам и психологам ещё предстоит исследовать этот феномен «бездуховного» времени!
Сегодня время коллективного методического поиска. Обмен живым опытом, распространение новаций необходимы.
Новое рождается в непосредственной практике.
Потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;
- формировали бы не просто умения, а компетенцию;
- были бы нацелены на развитие познавательного интереса ребят;
-развивали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, основоположником которого считается Д.Дьюи, американский философ, психолог и педагог, а продолжателем – профессор США Коллингс. Коллингс предложил классификацию проектов:
- «проектные игры»;
- «экскурсионные проекты»;
- «повествовательные проекты»;
- «конструктивные проекты».
Метод проектов хорошо использовать при подготовке и проведении Литературно-музыкальных гостиных на выбранные темы. После выбора темы выдвигается гипотеза решения, идёт работа в группах над поиском аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, затем – защита проекта.
Учащиеся не только работают с имеющимся материалом, они посещают музеи, отбирают материал для сценария, работают над ним, затем – показательное выступление.
Проекты по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- информационный;
- творческий;
- ролевой –
все пять целевых направлений деятельности учащихся можно наблюдать при работе над созданием Литературно-музыкальной гостиной.
Цели проведения Литературно-музыкальных гостиных:
- расширять и углублять представления учащихся о жизни и творчестве поэтов, повышать духовную культуру, формировать активную жизненную позицию, компетенцию;
- развивать память, мышление, внимание, речь, воображение, учебно-познавательный интерес;
-совершенствовать исполнительское мастерство;
- воспитывать любовь к поэзии, патриотизм, нравственность, поликультурную личность.
1.1 Ф.И. Тютчев и его поэзия
Оборудование: портрет поэта, стенд с иллюстрациями по теме, выставка книг о жизни и творчестве Ф. Тютчева, кассеты с музыкой П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Черепнина, А. Москвина.
Прелюдия: звучит музыка Чайковского («Времена года»).
Эссе выступающих о жизни и поэзии Тютчева (при этом студенты читают любимые стихотворения поэта о природе и любви)
Поэзия автора в музыке…
Федор Иванович Тютчев.
Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической краткостью стихотворений написал этот замечательный поэт. Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала.
Ф.И. Тютчев считал главным делом жизни дипломатическую службу, писал же - для души. Впоследствии оказалось, что дипломатом он был неплохим, но всемирную известность ему принесли стихотворения.
А.А. Фетом сказано: «Но Муза, правду соблюдая, глядит,
а на весах у ней - вот эта книжка небольшая,
томов премногих тяжелей».
Послушайте о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева…
Федор Иванович Тютчев родился в родовой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии в 1803 году. В 1810 г. семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт – переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы, С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас произведений «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет. Уже в 12 он свободно переводил Горация. А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату» – первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года. За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это
помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен , по-видимому, весной 1823 года, Тютчев влюбился в совсем еще юную Амалию Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис.
Королевская дочь, блистательная красавица, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И ей это удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюденером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе, но легко представить его тогдашнюю боль и отчаяние. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались полвека, хотя он был женат на другой.
Вскоре, 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше его. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижений, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Тютчев служил. Продвижение по службе шло медленно, жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.
«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» - пишет о нем А.И. Георгиевский. Можно представить себе в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах политической деятельности, служебной карьере, в домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.
В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель, знакомит его со своей сестрой, двадцатидвухлетней красавицей Эрнестиной и ее уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина красива и искусно танцует.
Она произвола сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: муж, почувствовав нездоровье, покинул бал, сказав на прощание Тютчеву : «Поручаю вам свою жену», а через пару дней скончался.