Не обладая возможностью создать свою партию – выразительницу интересов среднего класса, ее представители, оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, должны сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей их интересы[24]. В то же время практически все политические партии заявляют о своей поддержке среднего класса, некоторые из них включают данное положение в свои программные документы, а социал-демократическая партия даже провозгласила себя партией, выражающей идеологию среднего класса.
Собственная специфика средних слоев состоит в повышенной склонности к соединению различных социально- политических идей.
Не имея сегодня серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы, нельзя средние слои относить к «классу для себя». Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Вместе с тем средний класс нельзя причислять и к «классу в себе», поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют стереотипы массового социокультурного поведения и устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий[25].
Некоторые исследования показали специфическую для российских условий особенность, которая ставит под сомнение наличие у части среднего класса, ориентированного в значительной мере на западные экономические модели и рыночные профессии, политического потенциала и перспективы социального влияния[26]. Эта социальная группа психологически самодостаточна и существует без прочной связи с остальным обществом. Экономический индивидуализм оттормаживает у нее не только способность ставить и обсуждать проблему общего блага (без чего невозможно участие в политике), но даже и сам интерес к политической деятельности. Респонденты с противоположной ориентацией, напротив, проявляют широкий интерес к социально-политической проблематике и показывают способность обсуждать различные вопросы общественной жизни России и других стран.
Дуализм средних слоев российского общества, о котором говорилось выше (ориентация на экономический рыночный успех, высокий доход, с одной стороны, и ориентация не преобладание коллективизма над индивидуализмом, на «личное достоинство» с достаточно стесненным материальным положением), приводит нас к выводу, что вряд ли можно рассчитывать на приобретение российским средним классом даже приблизительно той роли в политической жизни, какую он имеет в условиях западной демократии[27]. Двойственность российского среднего класса как таковая задана не нынешними реформаторами; последние лишь определяют ту конкретную форму, в которой двойственность российского социума проявляется сегодня.
В-пятых, Отсутствие в полной мере сформированной системы духовных ценностей, укрепившихся идеалов прав человека, свободы, индивидуализма, частной собственности, религии.
Говоря о духовных, нравственных характеристиках представителей среднего класса, отечественного или западного, следует иметь в виду, что оторвать, обособить их от системы духовных ценностей всего общества, в котором они существуют, невозможно. Разумеется, среди представителей высшего, среднего и низшего классов имеются некоторые особенности, свои определенные «отличительные» черты, но, в общем, они остаются носителями единых национальных, государственных, духовно-нравственных ценностей своего сообщества.
Духовность общества имеет огромное значение в жизни любого государства и отдельного человека. Она складывалась на заре человеческой культуры стихийно. Уже в далекие времена духовное единство нашло свое выражение в религии.
На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и исторической судьбе народов и стран коренятся, прежде всего, в области религиозной, духовной. Жертвенность и самоотвержение стали основополагающими заповедями христианской нравственности. В полном соответствии с нею русское самосознание всегда воспринимало свое избранничество как обязанность послужить ближним своим.
Результаты опроса, проведенного Институтом Социологии РАН в декабре 1998 года, подтверждают существенное снижение моральных факторов и мотиваций в жизнедеятельности людей. Респондентам предлагалось оценить степень значимости некоторых условий успешного продвижения человека в обществе в 1988 году и десятилетие спустя; выборочные данные представлены ниже (см. таблицу 6).
Исследователи фиксируют снижение чувства гражданственности, сопричастности к делам страны[28].
В ходе проведения социологических исследований россияне излагают свое понимание демократии. Важнее всего для них правовая форма государственности (действительное равенство граждан перед законом и независимость суда). На второе место они поставили группу вопросов, связанных с возможностью политического самовыражения и высказыванием мнений (свобода печати, возможность пропагандировать свои взгляды, свобода выбора). Вместе с тем, личные свободы, политические процедуры (порядок выбора президента), права частной собственности и др., играющие столь важную роль в западных концепциях демократии, оказались для них существенно менее значимыми. В частности, демократические свободы, которые имеются сегодня в России, остаются вне списка общенациональных ценностей: ими гордятся около 7%.самых молодых граждан (от 16 до 24 лет) и всего 2,5% пожилых (55-65 лет)[29].
Таблица 6
Мнение россиян об условиях достижения успеха
(отдельные позиции, 1988-1998 г.г.)[30]
1988 | 1998 | |
Трудолюбие: | ||
– очень важно | 40,2 | 34,0 |
– важно | 31,5 | 27,5 |
– не важно* | 8,2 | 17,3 |
Честность: | ||
– очень важно | 29,5 | 12,9 |
– важно | 28,3 | 14,5 |
– не важно* | 19,6 | 48,9 |
Законопослушность: | ||
– очень важно | 29,4 | 11,9 |
– важно | 33,7 | 14,1 |
– не важно* | 14,7 | 47,6 |
* Сумма двух рубрик: «не важно» и «совсем не важно»
Отношение россиян к выборам – одному их главных символов государственной демократии - иллюстрируют результаты другого социологического исследования[31]. Только 6,2% опрошенных уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Скорее согласны с этим еще 19,95% граждан. Тех, кто скорее не согласен, больше - 31,3%. И еще 21,3% россиян считают, что ни свободных, ни честных выборов в России нет. На основании опроса можно говорить о том, что более половины россиян в той или иной степени не уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Под сомнение, таким образом, ставится один их важнейших демократических институтов. Всеобщее прямое избирательной право в нашей стране превратилось в аморальное и разрушительное явление, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах. На протяжении последних лет избирательные кампании проходят с применением большого количества «грязных» технологий, с привлечением мощного административного ресурса, что неизбежно ставит под сомнение, как процедуру проведения, так и сами результаты выборов. Несомненно, в этой ситуации то, что негативное восприятие выборов россиянами наносит ущерб и политическому имиджу России в целом, и восприятию демократии, в частности.
На вопрос, считают ли респонденты Россию демократическим государством, только 6,5% опрошенных ответили утвердительно, еще 21,3% респондентов скорее согласны с этим, полностью не согласны с данной точкой зрения 12,6% участников опроса, скорее не согласны - 24,8%. Затруднились с ответом 34,8% граждан. Таким образом, только чуть более четверти россиян склонны в той или иной степени считать Россию демократическим государством.
Проблема законопослушания для государства была, есть и будет одной из важнейших проблем, решение которой важно для стабилизации общества. Собственно, сама идея создания массового среднего класса преследует цель воспитать законопослушных граждан.