Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар (стр. 11 из 39)

Адильбаева А. С. в кандидатской диссертации «Социально-экономическое развитие Восточного Казахстана в послевоенный период (1946–1959 гг.)» (2001) наряду с экологическими последствиями, выделила проблему обострения региональных противоречий в территориально-экономическом развитии Казахстана, ущемление в социально-экономическом развитии других регионов [103, с. 14-15].

Мусырман А. Ш. в статье «Политическое, социально-экономическое развитие Казахстана в 1953–1962 гг.» (2007) утверждает, что курс целины разрабатывался наспех, что породило ряд проблем [104].

Абдирайымова А. С. в кандидатской диссертации «Хозяйственно-экономические, демографические и экологические последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане (1950-е – 1990-е гг. XX в.)» (2007) на основе широкого круга ранее неиспользованных источников полно охарактеризовала каждую проблему в отдельности, при этом вырисовывается довольно удручающая картина [79].

Следующую группу работ составляют публицистические труды, ностальгического характера, авторы которых зачастую воочию отслеживали противоречивый процесс освоения целины. Например, статьи Токарева Б. «Степь – глазами зарубежных гостей» (2003) [105], Самсонова Б. «В те далекие годы…» (2004) [106], в журнале «Нива», Маринова И. И. «Целина» в журнале «Бизнес класс» (2004) [107] и т.д.

Чувством искреннего переживания за престиж памяти о целине наполнены воспоминания доктора экономических наук, заслуженного деятеля науки Казахской ССР М. А. Гендельмана [108]. С огорчением, воспринимая сегодняшнюю концентрацию интересов на негативных последствиях целинной эпопеи, ученый-аграрник признает большие погрешности массовых распашек земель и делает следующее заявление: «Во многом своими отрицательными сторонами Целина как и прочие подобного значения, обязана всяким угодникам, подхалимам, благодаря нездоровому энтузиазму которых, так часто превышалась мера» [108, с. 104], «…благодаря советам неумных, но пользующихся доверием советников Хрущева, на Целинный край механически переносились различные системы земледелия юга и севера СССР» [108, с. 105].

Несомненно, подобно рода прецеденты, возможно, имели место, но любые мемуары несут эмоциональную нагрузку, «угодники и подхалимы» находят для себя почву, когда им сопутствуют необходимые условия, совокупность соответствующих предпосылок порождают сумбурные явления следования «советам неумных и подхалимов». Чрезмерные партийные распоряжения в виде увеличения в геометрической прогрессии площадей распаханных земель проявлялись на гребне достижения количества (а не качества) как показателя устойчивого развития аграрного сектора, опять-таки соревнований социалистического лагеря и капиталистических стран.

Неоспоримо верно, М. А. Гендельман называет Акмолинский (Целиноградский) сельскохозяйственный институт центром высшего образования, науки, культуры в регионе. Вуз детище целины. Позже были созданы Кустанайский (1966) и Кокчетавский (1979) филиалы института, которые были преобразованы в самостоятельные вузы, также ставшие местом выпуска специалистов с высшим образованием.

Открытие вузов в городах Целинного региона по подготовке кадров для сельского хозяйства, мединститутов, пединститутов и училищ в связи с большим потоком населения и нехватки специалистов, инженерно-строительных вузов в связи с широкомасштабным строительством, следует отнести к позитивным последствиям эпопеи.

Поступающим уже не надо было ехать в Алма-Ату, либо поступать в вузы РСФСР. Получение высшего образования для представителей казахского народа стало более доступным, дети чабанов, комбайнеров и доярок становились дипломированными специалистами.

Официальный современный взгляд на годы целинной эпопеи можно представить итогами конференции 4-6 декабря 2003 года в Астане «Освоение целинных и залежных земель: история и современность», посвященной 50-летию освоения целинных и залежных земель. На конференции выступили заместитель Премьер-министра Республики Казахстан, министр сельского хозяйства А. С. Есимова со вступительным словом [109], министр образования и науки Ж. А. Кулекеев [110], председатель Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Б. С. Оспанов [111], депутат Мажилиса Парламента, академик НАН РК Г. А. Калиев [112], профессора, доктора и кандидаты наук республики и ближнего зарубежья [113]. Темы выступлений касались научных изысканий в период целины, создания вузов, НИИ с целью совершенствования сельского хозяйства и преодоления эрозийных явлений. В целом за исключением экологических проблем освоение целинных и залежных земель получают положительную оценку в социально-экономическом развитии аграрного сектора и производительных сил республики.

В период освоения целинных и залежных земель, кроме того, что была заложена основа развития аграрного сектора страны, республика претерпела кардинальные изменения социально-экономической и культурной направленности. Однозначно поставить знак «плюс» или «минус» значит пренебречь принципами объективности и историзма.

С одной стороны, аграрный сектор Казахстана благодаря целинной кампании приобрел актуальность в масштабах всего Союза, целинной регион стал одним наиболее развитых регионов страны. С другой стороны, в республике миллионы гектар земли были подвержены эрозии, экстенсивная направленность целинной кампании приводила к растрате государственных средств, снижению темпов производства, впоследствии к импорту зерна.

Советская историография в рамках партийного заказа и ограниченного использования источников сводилась лишь к констатации выполнения плана и исполнения очередного постановления съезда, пленума. Современные историографическая тенденция учитывает все «за» и «против».

2.2 Этнический аспект освоения целинных и залежных земель

Значительнейшим итогом целинной эпопеи стал интернациональный состав населения республики. Большие потоки переселенцев, многие из которых вошли в число граждан Казахской ССР, напрямую способствовали положительному демографическому сальдо в истории республики. Немалый поток переселенцев пришелся на сельскую местность, где проживала на тот период подавляющая часть коренного населения. Процесс переселения проходил бурным и динамичным темпом, что создавало свои коллизии на местах, часто сопровождавшиеся лишней тратой государственных средств и социальными столкновениями.

Советское правительство и Компартия всегда проявляли особую бдительность по вопросам интернационализации населения и дружбы народов. Советская историография, в этом отношении следуя партийному принципу «Пролетарии всех стран – соединяйтесь», рисовала картину единого созидательного труда на целине многих народов Союза. И действительно, новоселы были встречены как поддержкой государства, так и дружелюбием, и помощью казахского народа. В статье «Освоение целины и сближение наций» М. Бесбаев писал: «ярким выражением растущей дружбы народов, сближения наций является та атмосфера доверия, которая установилась между новоселами… и местными жителями» [114, с. 60].

Февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС стал точкой отсчета оттока населения из европейской части СССР в целинные районы. Казахстан, особенно его северные области, для многих стал конечным пунктом и второй Родиной. Руководство страны развернуло довольно широкомасштабную программу переселения. Даже после первых миграционных потоков 1954–1956 гг. пропагандистские лозунги не прекращались. В конце 1950-х – начале 60-х пользовались популярностью разного рода брошюры, издававшиеся государственными организациями и ведомствами, с названиями «Ждем Вас, дорогие украинцы, в Джамбульской области» [115], «Ждем новых переселенцев» [116], «Вас приглашают в Казахстан» [117], «Из Белоруссии - в Казахстан!» [118], «С Украины - в Казахстан!» [119] и т.д., тираж которых составлял 5000, 10000 и даже некоторых 50000 экземпляров. Подобного характера памятки и сборники были рекламными буклетами для переселения. В целинный период 1950-х гг. такой размах переселенческой агитации государства население западных республик СССР ощутило впервые.

Во всех научных трудах и выступлениях торжествует мнение удачной гармонии коренного и пришлого населения, их совместного упорного труда и созидания результатов.

Идея социалистического интернационализма удачно воплотилась в казахстанской модели «лаборатории дружбы народов», что и находило подтверждение на страницах публикаций 1960-80-х гг. Демонстративной работой советской историографии линии интернационализации, совместного труда союзных республик можно назвать монографию Канапацкого И. Б. «По законам братства. Участие трудящихся Белоруссии в освоении целинных земель Казахстана» (1960) [120].

Следует также учитывать сближение народов вследствие социально-бытовых отношений, обусловленных неизбежной совместной жизнедеятельностью в одном политико-экономическом и географическом пространстве. В статье Лернер Н. М. «Коммунисты Казахстана в борьбе за подъем целинных земель» (1960) [55] описывается больших масштабов шефская помощь Казахстану других республик, прибытие тысяч механизаторов, специалистов, партийных работников и т.д. В подтверждение тезиса Лернер Н. М. пишет: «Великая сила дружбы советских людей, атмосфера товарищества и взаимопомощи, которая сложилась между новоселами и старожилами, - окрыляли людей, помогали им проявить себя, быстро изучить местные особенности. Во многих МТС, совхозах и колхозах бригады создавались так, чтобы объединить в одном коллективе приезжих и местные кадры» [55, с. 233].