Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар (стр. 12 из 39)

В коллективной работе «Коммунистическая партия в борьбе за освоение целинных земель в Казахстане» (1969) [1] наряду с основными достижениями упоминается благотворное влияние целины на развитие птицеводства, выращивание овощных культур, пчеловодства. Подчеркивается, что при совместном проживании русского и казахского этносов, происходило дальнейшее заимствование казахами разведения домашней птицы. Подмечается укоренение земледелия в казахской среде и его продуктов в рационе питания, целине в этом отношении отводится значимая заключительная роль: «…в производстве хлеба видное место принадлежит вчерашним кочевникам-скотоводам» [1, с. 536].

Дружбе народов в освоении целинных земель посвящена кандидатская диссертация М. С. Фазылова «Освоение целины в Казахстане и его роль в укреплении дружбы народов (1954– 1964 гг.)» [121]. В диссертации показана помощь других республик Союза Казахстану кадрами, тёплый приём переселенцев, снабжение республики новой техникой, семенами. Также М. С. Фазыловым рассмотрен рост производства и заготовок зерна, в связи с освоением целины развитие овощеводства, садоводства, пчеловодства, подъём животноводства, развитие промышленности, транспорта, культуры и т.д. В национальном вопросе М. С. Фазылов ратует за слияние народов на основе атеизма и интернационализма.

Целью партии по проблеме национальных отношений являлось стирание этнических граней и создание единого советского народа, общим для всех народов языком должен был стать великий русский язык, не будет религиозных различий, все должны будут воспитаны атеистически и т.д. В работах с 1960 вплоть до 80-х поощрялись интернациональные коллективы, межнациональные браки, внедрение русского языка на правах второго родного языка.

Несомненно, интернациональные коллективы, где происходил обмен опытом, соседское проживание, при котором происходило культурное взаимообогащение, взаимопомощь и взаимовыручка свидетельствуют о благотворном влиянии целинной кампании на развитие искренней дружбы народов.

Историки, рассматривая социально-экономические итоги, освещают влияние передовых технологий производства и культуры быта целинников на казахское население, бывших в основной массе скотоводами. Несомненно, дополнения и изменения форм быта казахов благополучно стали нормой современной материальной культуры жителей аула. Овладение казахами аулов сельскохозяйственными техническими профессиями, ведение подсобного дворового хозяйства, строительство жилых домов новой планировки, строительство сети школ и больниц, учреждений соцкультбыта – начало всему этому положено в целинный период.

Однако как сегодня потомки оценят следующее одобрение советской историографии: «Преодолевая религиозные и другие пережитки прошлого, казахи и другие народы, предки которых исповедовали некогда ислам, начали заниматься свиноводством…» [121, с. 13].

Баишев С. Б. в монографии «Социально-экономическое развитие Советского Казахстана» (1979) выводит как результат интернациональной идеи целины, трудового и культурного сотрудничества казахского и других народов смешанные браки и приводит статистические данные по Кокчетавской области, как одной из основных в целинном регионе [71, с. 229].

Базанова Ф. Н. в монографии «Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР (национальный аспект)» [122] исследуя демографические изменения в Казахстане, приводит статистические данные о прибытии в республику тысяч специалистов сельского хозяйства с высшим образованием, выпускников училищ, демобилизованных, приехавших по комсомольским путевкам, механизаторов из РСФСР, Белоруссии, Украины, Молдавии, сформировавших «агарный отряд рабочего класса» [122, с. 104]. Большие кадровые миграционные потоки в Казахстан рассматриваются как рука братской помощи в общем государственном деле развития социалистической деревни республики.

Советской историографией сравниваются целинные переселения с переселениями крестьян на рубеже XIX-XX вв. Преподносилось, что целина открыла широкие возможности взаимного культурного обогащения в процессе работы в одном коллективе, проживания в одном населенном пункте. Подчеркивается как положительный итог межнационального единства смешанные браки и двуязычие. Также утверждается, что русский язык выполнял функцию «мощного орудия сближения народов» [123, с. 113].

Западную научную общественность очень волновал вопрос межнациональных отношений в советском государстве. Доминанта русского языка в целинном регионе, да и вообще в СССР, стала основой построения западной общественностью теорий дальнейшей имперской политики России, как продолжения русификации колониальных народов. Билингвизм в восточных республиках среди коренного населения стал весомым аргументом концепций зарубежной историографии.

До распада социалистической державы в 1991 г. холодная война проявлялась как в гонке вооружения, так и в количественных показателях наращивания экономического потенциала, как в соперничестве стилей жизни населения, так и в гуманитарных научных исследованиях. В антагонизм социалистического и капиталистического миров историческая наука была задействована. Западные советологи годы советской власти в Казахстане рассматривали как своего рода «неоколониализм», в миграционных передвижениях в Казахстан они усматривали продолжение царской переселенческой политики, столыпинской агарной реформы. В ответ советские историки атаковали их доводы «опровержениями буржуазных фальсификаций», истолковывая историческую действительность с позиции методологии марксизма-ленинизма, отстаивая правильность, принятой за единственно верную, концепцию ленинской национальной политики. Турсунбаев А. Б. в статье «Освоение целинных и залежных земель как фактор дальнейшего укрепления дружбы народов» (январь 1960 г.) истолковывает аргументы советологов следующим образом: «Обмануть народы своих стран, обмануть народы капиталистического и колониального Востока, борющиеся за свое освобождение, – вот цель буржуазных фальсификаторов истории» [124, с. 376].

Исследования советологов, увидевших свет в 1950-60 гг. советскими историками считаются совершенно необоснованными, опровергают все их доводы простым утверждением того, что при колониальных устоях было бы невозможным мобилизовать огромные массы народа, что только действительная дружба народов на социалистических началах позволила «трудящимся Казахстана, Сибири, Алтая освоить миллионы гектаров целинных степей» [1, с. 52].

Противоречивость доводов советской и западной историографий, понятно, обусловлено противостоянием двух мировых блоков. Боровшиеся за сферы влияния на мировом пространстве, они всячески пытались дискредитировать друг друга, находя для этого разные аргументы. Обе стороны, так или иначе, прежде всего, отстаивали свои варианты государственного, идеологического устройства. Поэтому прослеживается утрированное видение вопроса межнациональных отношений с обеих сторон. Западная мысль усматривала в СССР искусственное, ничем не подкрепленное объединение. Представлялось, что подобное поглощение культур и религий невозможно без довлеющей силы режима, и таким образом права и свободы неевропейских, в частности мусульманских, народов якобы были ущемлены. В свою очередь, советская модель предполагала именно слияние народов на социалистических началах, с преобладанием русского языка. Ну и русская нация должна была стать проводником к построению коммунистического общества во всех 15 республиках.

Массовые миграции в Казахстан породили сложности устроенности, обеспечения жильем переселенцев на местах, социальной напряженности, немалая доля переселенцев уезжала обратно.

Доведение численности коренного этноса до 30% от общего числа проживавших в республике граждан современной казахстанской исторической наукой расценивается как отрицательный фактор целинной кампании, угроза будущему казахского этноса. Как отрицательный результат воздействия оценивается вытеснение казахского языка и культуры.

Энциклопедия «Акмола», увидевшая свет в 1995 г., вкратце содержит информацию об отрицательно сказавшихся на экономике, экологии, культуре коренного этноса последствиях. Относительно последнего авторы энциклопедии одними из первых в республике пишут: «…акция по освоению целинных земель, способствовавшая широкому притоку населения из других республик (главным образом из России и Украины), привела к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества школ, в которых велось обучение на казахском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В Акмолинской и других северных областях Казахстана обострились языковые и демографические проблемы» [125, с. 62].

Советская историография, отражая реалии периода освоения целинных и залежных земель, базировалась на ленинской национальной политике. Следует сказать, что социалистические императивы были нацелены на развитие социалистического начала в сознании каждого индивида, в то время как этнические различия должны были исчезнуть. Поэтому невозможно исключить в научных работах советских историков небольшую долю идеализации. Во всяком случае, любое массовое переселение влечет за собой культурное сближение, но и некоторые социальные столкновения на бытовой почве. Ведь вместе с механизаторами, строителями, специалистами сельского хозяйства, партийными работниками, врачами и учителями в Казахстан приезжали те, кто искал легкой наживы, люди с неустроенной жизнью или просто «джентльмены удачи». Но сущностные основы исторических работ советской эпохи полностью отрицать нельзя. Советские историки правильно учитывали патриотический настрой граждан СССР, широкомасштабную политику КПСС, но и лояльность, толерантность казахского народа.