Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар (стр. 24 из 39)

Заславская М. Б. в статье «Деятельность партийных организаций Казахстана по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии в период развитого социализма» (1983) [254] изложила значение профессиональной ориентации учащихся, методы профпросвещения, профессиональной пропаганды в школах. Заславская выдвигает на первый план потребность на этапе развитого социализма в рабочих сельскохозяйственных специальностей.

Социологическое исследование Соскина С. Н. «Кадры сельского хозяйства: подготовка в системе образования» (1986) повествует в целом о системе подготовки кадров для сельского хозяйства согласно схеме: «сельская образовательная школа – резерв кадров», «сельские ПТУ – школа рабочих профессий», «сельскохозяйственные техникумы – канал подготовки кадров среднего звена» [255]. Каждая из составляющих важна в том, плане, что она формирует систему подготовки кадров.

Повышение культурно-технического уровня включает также партийную и экономическую учебу. Знание экономических законов социализма должно было стать обязательным для всех трудящихся. При интенсификации производства и хозрасчете не только руководителям (директорам, начальникам), бухгалтерам, инженерам, но и рабочим следовало разбираться в механизме экономки советского государства.

В книге «Экономическое образование трудящихся и интенсификация производства» раскрываются вопросы необходимости экономического образования. Касательно эффективности работы кадров с экономическим образованием в сельском хозяйстве высказались несколько деятелей. В работах первого секретаря Алма-Атинского обкома партии А. А. Аскарова «Экономическое образование и активность трудящихся в деле дальнейшего подъёма сельскохозяйственного производства» [256], заместителя министра сельского хозяйства Казахской ССР Г. Курманова «Экономическая подготовка кадров и рациональное использование земли, техники, удобрений, кормов» [257], второго секретаря Уральского обкома Компартии Казахстана М. И. Усова «Влияние экономического образования на активизацию трудящихся в борьбе за повышение культуры земледелия и животноводства» [258], секретаря Джамбульского обкома Компартии Казахстана А. Ф. Шалова «Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и экономическая подготовка кадров» [259], секретаря Кустанайского обкома Компартии Казахстана В. И. Гальцова «Экономическое образование как условие успешного внедрения хозяйственного расчета в совхозах и колхозах» [260] высказан ряд преимуществ экономического образования.

Надо признать, что с 1960-х гг. государство приложило максимум усилий в преобразовании села. Если в целинный период решались проблемы продовольственного снабжения и индустриализации производства, то в рассматриваемый период программа преодоления различий между городом и деревней проявлялась в производственном оснащении сельского хозяйства и в улучшении социально-бытовой, культурной базы села.

Емелина Г. М. в кандидатской диссертации «Деятельность партийной организации Казахстана по повышению роли профсоюзов в подъеме сельского хозяйства (1966–1970 гг.)» (1976) затронула проблему деятельности профсоюзных организаций по улучшению культурно-бытовых условий трудящихся [261]. Рассмотрена работа профсоюзов в годы восьмой пятилетки по улучшению социального страхования на селе, охраны труда сельских тружеников и т.д.

Достанбаев Т. Ш. в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию «Деятельность партийных организаций Казахстана по улучшению условий труда и быта сельских тружеников (1966–1970 гг.)» [262]. В диссертации рассматривается работа партии в годы восьмой пятилетки по улучшению условий и охраны труда. В этом контексте освещались вопросы механизации и электрификации сельскохозяйственного производства, научной организации труда, здравоохранения, расширения сети медицинских учреждений, обеспечения квалифицированным медицинским персоналом. Исследована проблема капитального строительства. Отдельной главой в диссертации рассмотрено торговое и культурно-бытовое обслуживание. Повествуется об управлении службы быта, развитии коммунального хозяйства, строительстве учреждений культуры и т.д. На фоне внушительных результатов партийной работы в культурно-бытовом улучшении села, отмечены следующие недостатки: «организационные неурядицы в работе потребкооперации по снабжению населения товарами повседневного спроса, нарушение правил советской торговли, отставание службы быта и учреждений культуры по обслуживанию целого ряда полевых станов и участков отгонного животноводства, во многих случаях низкое качество бытовых услуг…» [262, с. 20].

С периода Перестройки вопросы социально-культурного развития тружеников сельского хозяйства историки рассматривают, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Обобщая деятельность партии по повышению культурно-технического, образовательного, профессионального уровня исследователи указывают на недостатки и упущения. Изменение методологического позиционирования, при котором центральной фигурой становится человек, его личностные качества, личная инициатива повышается интерес к подготовленности трудящихся к переменам и новым социальным отношениям.

В 1990-х гг. в сельском хозяйстве появлялись хозяйства, находящиеся в частной собственности, что требовало от сельскохозяйственного производителя ломку стереотипов коллективизма и обобществления. Менялись производственная и экономическая структуры, необходимо было по-новому ориентироваться в сфере арендных и частнособственнических отношений. В такой струе социально-экономических изменений проблема культурно-технического уровня сельского труженика становится актуальной. Интерес к кадровому потенциалу сельского хозяйства в перестроечный период был повышенным, а в 1990-х гг., когда на селе сложилась неблагоприятная экономическая ситуация, необходимо было найти ответы на вопросы, характеризующие культурно-техническую подготовку сельского труженика и морально-психологический вакуум на селе.

В период Перестройки в социальной политике стал доминировать принцип человеческого фактора. Утвержденный апрельским (1985 г.) Пленумом курс ускоренного социально-экономического развития возлагался на инициативность и творческий подход производителя как основных двигателей экономико-производственного прогресса.

Люди, составляющие производительную силу общества, творцы материальной и духовной культуры, уже выступали в роли решающей силы исторического процесса. Структурные элементы человеческого фактора представляли проявление конкретных социальных отношений, регулирование и совершенствование которых составляло социальную политику партии [139, с. 4].

В исторической науке происходит поворот от комментирования политики партии и подкрепления ее успехов статистикой к освещению истинной картины человеческого фактора в аграрном производстве и социально-культурной жизни села.

Новые архивные источники и ранее не привлекаемые в исторических исследованиях факты позволили историкам показать ряд негативных моментов в социально-культурной сфере сельской местности, порождение иждивенческих настроений сельских жителей, неверие в результаты партийных мероприятий.

В диссертациях Керимбекова О. [263], Байлыбекова Р. Е. [264], Такижбаевой Н. [265], Касабековой А. И. [266], Ергалиева К. Е. [267] подмечены упущения в повышении культурно-технического уровня и подготовки специалистов.

Керимбеков О. в докторской диссертации «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по повышению образовательного и профессионально-технического уровня сельских тружеников (1961–1985 гг.)» (1990) критически анализирует опыт партийных организаций [263]. Перечисляя положительные изменения в образовательной и профессионально-технической подготовке сельской молодежи, подготовке кадров массовых профессий, подготовке специалистов сельского хозяйства, руководящих кадров, Керимбеков останавливается на недостатках в обеспечении материальной базы учебных заведений, низком уровне квалификации выпускников профессионально-технических училищ.

Байлыбеков Р. Е. в кандидатской диссертации «Деятельность Компартии Казахстана по подготовке специалистов среднего звена для общественного животноводства (1976–1980 гг.)» (1990) обобщил положительный партийный опыт подготовки кадров [264]. Однако, подмечая недостатки, кроме несоответствия требованиям материально-технической базы учебных заведений, в диссертации уделено внимание другим отрицательным аспектам процесса. Прежде всего, Байлыбеков Р. Е. раскрывает неофициальную сторону в расстановке кадров. В диссертации сделан вывод: «…изучение опыта партийных организаций республики по подготовке, воспитанию и расстановке сельскохозяйственных кадров среднего звена показало, что застойное явление, имевшее место в недалеком прошлом в нашем обществе, оставило глубокий негативный отпечаток в кадровой политике. На местах подбор кадров осуществлялся по принципу родства, землячества, знакомства … Некоторые партийные организации пустили работу с кадрами на самотёк» [264, с. 16].

Такижбаева Н. в кандидатской диссертации «Подъем культурно-технического уровня сельскохозяйственных рабочих Казахстана (1971–1980 гг.)» (1991) вводит расширенное понятие культурно-технического уровня [265]. Введённая категория «культурно-технического уровня» обозначает его обще цивилизованный характер, включает в себя совокупность общеобразовательных, профессионально-технических знаний, умений и навыков, производственного опыта, профессионально-политехнического образования. В таком понимании в диссертации исследован подъём культурно-технического уровня сельскохозяйственных рабочих. Такижбаевой Н. критикуется слабая материально-техническая база СПТУ, низкая квалификация, несоответствие рабочих мест, профессионального обучения и т.д.