Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар (стр. 6 из 39)

27 июня 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление по охране хлеба «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи», 25 октября 1946 г. – постановление «Об обеспечении сохранности государственного хлеба» [15, с. 540].

4 июня 1947 г. издан Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» (срок заключения в лагеря от 5 до 8 лет), Указ «Об усилении охраны личной собственности граждан» (срок заключения в лагеря от 10 до 15 лет) [15, с. 540].

Воплощением веяний новой эпохи в истории Республики Казахстан по рассматриваемой проблеме стал труд Ж. Б. Абылхожина «Очерки социально-экономической истории Казахстана. ХХ век» (1997) [44]. Монографию можно воспринять как «разоблачающую песнь» тоталитарного времени. В связи с отходом от старого освещения истории и с позиций новых концептуальных подходов положение на селе в послевоенный период представлено в ином виде. Ученым вскрыты моменты, необходимость рассмотрения которых совсем не осознавалась, либо специально не замечалась в советское время. Прежде всего, Ж. Б. Абылхожин обозначил негативные тенденции системы послевоенного времени, которым вовсе не было места в историографии предшествующей эпохи. Во-первых, тяжелая жизнь колхозников показана в реальности, она не затмевается многочисленными статистическими данными, ранее создававшими представление нормализации социально-экономического положения на селе и форсированного темпа роста. Во-вторых, затронуты проблемы репрессивных, карательных санкций руководящих органов, приведены постановления Совета Министров и ЦК ВКП(б), узаконивавшие действия репрессивной машины. В-третьих, подвергнута критике экстенсивность производства, приведены доводы ее неэффективности.

В монографии указывается, что директивно-распределительная система уместна только в «экстремальных ситуациях», а в мирное время система стала порождать негативные явления в виде драконовских законов, отчуждения колхозной продукции. Абылхожин Ж. Б., в общем, период 1946–1953 гг. характеризуют так: «Нельзя не знать и того, что за внешне благополучными показателями послевоенной пятилетки стояли каторжный труд сельских тружеников, со всех сторон обложенных репрессивным принуждением, нищета и голод населения, варварская эксплуатация детского и женского труда, низкий уровень продолжительности жизни, высочайшие нормативы физического износа населения, использование рабского труда миллионов заключенных ГУЛАГа» [44, с. 233].

Сактаганова З. Г. в статье «Аграрная политика тоталитарного государства в послевоенное десятилетие: формы и методы» (2003) раскрывает механизм воздействия тоталитарной машины на колхозное крестьянство. Охарактеризованы директивные постановления партийных и хозяйственных структур, выявлен общий сценарий постановлений. На основе анализа репрессивных постановлений сделан следующий вывод: «Состояние коллапса, в котором находилось сельское хозяйство, давало партийно-государственным бонзам основание полагать, что меры воздействия на крестьян недостаточны. Поэтому в данный период система форсировала принятие директив, именно в этом видя панацею для регенерации аграрной структуры» [45, с. 78].

Сактаганова З. Г. в докторской диссертации «Советская модернизация экономики Казахстана в 1946–1970 гг.: критика исторического опыта» показывает экстенсивный характер земледелия и животноводства республики в послевоенный период. Тяжелое положение крестьянства обуславливалось «необходимостью обеспечения расширявшегося военно-промышленного комплекса продовольствием, с сохранением и укреплением действовавшей системы управления и распределения» [46, с. 29].

Итак, современная казахстанская историография восполняет белые пятна истории советского государства, раскрывая ранее прикрытые «кустарниками цифр» и бравурными возгласами о стабильном развитии народного хозяйства, антигуманную политику тоталитаризма по отношению к крестьянству.

Только в период горбачевской гласности советский народ смог осознать, что значило явление сталинизма в истории человечества. Чему свидетельство обнародование доклада, по разоблачению культа личности Сталина, озвученного Н. С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС, в 1989 году.

После победы над фашизмом, как известно, сложилось мнение, что только данная система способна мобилизовать резервы страны с целью общего прорыва. Может быть, кто-то будет утверждать, что благодаря данной системе стало возможным провести индустриализацию, выиграть войну, восстановить подорванную войной экономику страны. Но в стремлении повсеместного укрепления и развития принципов гуманизма помимо общей цели необходимо учитывать и цену, для постижения которой жертвовались людские массы. Трагедийное прошлое должно быть уроком для настоящего и будущего строительства всемирного толерантного политико-экономического пространства.

2 Проблемы историографии освоения целинных и залежных земель

2.1 Освоение целинных и залежных земель: победа социализма или экстенсивный кратковременный штурм в аграрном секторе

Вопрос последствий освоения целинных и залежных земель очень существен для отечественной исторической науки. Целинная кампания во многом предопределила дальнейший ход исторического развития республики, не зря ведь дано название «целинной эпопеи». Целинный край к рубежу 1950–60-х гг. представлял совсем иной пейзаж для художника, чем ранее. Революционный характер преобразований в сельском хозяйстве не мог не оставить значительных изменений во многих сферах жизнедеятельности. Ведь под словом «целина» подразумевается не просто распашка земельных площадей и инвестирование сельского хозяйства, но и судьбоносность для миллионов людей. Ударные темпы и энтузиазм советских граждан видоизменили форму и содержание уклада региона.

Для современников эпопеи это казалось действительно социально-экономическим прорывом, очередной победой социалистического строя. Трудно сказать, существовали ли действенные перспективные альтернативы программе партии, тогда возможно области Целинного края имели бы совсем иные параметры. Верно одно, стране был крайне необходим хлеб в сжатые сроки. Кроме кампании освоения целинных земель высшие инстанции не видели другого выхода. Внедрение частной инициативы в аграрном секторе, которая в странах Запада обусловливала высокую продуктивность и доходы фермеров, составила бы проекции в экономике, противоречащие социалистическому развитию. Естественно, государственные мужи страны советов такого исхода допустить никак не могли и не желали.

Проблема освоения целинных и залежных земель имеет полярное отражение, особенно окончательная, завершающая фаза процесса. Учитывая наследие советской историографии, и опираясь на современный взгляд, проецируется два асимметрических графика, где абсциссой и ординатой служит 1991 год. Выделяется две структуры, в каждой та или иная составляющая принимает разное значение, кроме того, выделяется либо слишком отчетливо, либо затушевывается. Одной из основных таких составляющих является экологическая проблема, то есть, эрозия почв. До смены методологической базы, изменения стереотипов и парадигм данная проблема мало освещалась, в общем, и понятие экологии не фигурировало в общественных науках советской эпохи. А в исторической науке суверенного Казахстана экологические последствия целины занимают целый сегмент, в то время как, например, увеличение численности партийных в сельском хозяйстве малозначимо.

Проблемы целины, начиная с первых лет освоения, и на последующих этапах советского государства не теряли актуальности. Сотни публикаций на эту тему пополняют наисолиднейшую библиографию. Для советской историографии, которая представлена рядом монографий, статей, кандидатских и докторских диссертаций, работами, написанных зачастую в историко-партийном ключе, по интересующей нас теме прослеживаются исключительно положительные выводы. Животрепещущие вопросы претворения в жизнь ленинской аграрной политики и решений Пленумов ЦК задавали соответствующий вектор исследования историков.

Методологическая база исследований представлена трудами классиков марксизма-ленинизма. Полное собрание сочинений В. И. Ленина фигурирует как непоколебимая аксиома аграрного развития, согласно которым громадные земельные массивы страны нуждались в освоении с привлечением передовых производительных сил. Также за теоретическую основу брались решения съездов партии, пленумов, официальные торжественные речи глав государства.

В основном, оперируя количественными показателями, перечисляются достижения в экономике, социальные преобразования, пополнение партийных работников на селе. Мощный поток капиталовложений в сельское хозяйство, кадровая обеспеченность, увеличение посевных площадей, увеличение валового сбора зерна, повышения товарности зерна, экспорт продукции сельского хозяйства, также подъем животноводства, создание мощной кормовой базы, материально-техническая оснащенность – составляют экономическое наращивание сельского хозяйства.

В социально-культурной сфере: жилищное строительство, электрификация села, создание инфраструктуры, телефонизация, развитие здравоохранения, культуры, народного образования, увеличение численности аграрного отряда рабочего класса, дальнейшее преодоление различий между рабочими и колхозниками, приток населения в республику, интернационализация.

Это основной перечень положительных итогов эпопеи, практически вся советская историография содержит данные пункты, каждый из которых подкреплен статистикой. Огромное количество монографий, статей перекликаются согласно вышеотмеченным аспектам.

Брошюры 50-х гг. носят описательный иллюстративный характер, описывается программа партии, решения Пленумов, первые успешные результаты, инициативность граждан и т.д. К числу таких работ относятся работы Митрохина М. А. «На пути к изобилию» (1954) [47], Молотова В. С. «Содружество рабочих и крестьян в борьбе за освоение целинных и залежных земель» (1955) [48], Дауленова С. «Сельское хозяйство Казахстана в семилетке» (1959) [49].